Программа воспитания и социализации
Учащихся 8-9 классов
«Дорога, ведущая в жизнь»
Автор программы:
Коснырева Мария Валерьевна,
классный руководитель 8 «б» класса
МБОУ «Выльгортская СОШ №1»
Выльгорт, 2018
Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………………………3
2. Цель и задачи воспитания и социализации учащихся…………………..………4
3. Основные направления и ценностные основы
воспитания и социализации учащихся……………………………..………..…...…7
4.Основное содержание воспитания и социализации учащихся………. …......…..8
5. Виды деятельности и формы занятий с учащимися………………….…..…......11
6. Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации учащихся………………………………………………………...…......16
7. Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся…………….17
8. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации учащихся ……………………………………………….…………………….……....21
9. Критерии и показатели эффективности выполнения Программы….…….......22
10. Список литературы………………………………………………………………24
11. Приложение. Отчёт о реализации программы в 2018/2019 учебном году
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания и социализации учащихся «Дорога, ведущая в жизнь» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом МО и НРФ от 17.12.2010 №1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программой образовательного учреждения, с учётом опыта реализации программы воспитания «Дорогою добра» в 5-7 классах.
Программа «Дорога, ведущая в жизнь» (для 8-9 классов) является продолжением авторской программы «Дорогою добра» (для 5-7 классов) и направлена на воспитание и социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
· бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
§ стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
§ особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
§ процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
§ обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
§ сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
§ изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Программа воспитания и социализации учащихся на уровне основного общего образования предусматривает формирование нравственного уклада жизни классного коллектива, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития учащихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации учащихся направлена на
§ духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся,
§ их социализацию и профессиональную ориентацию,
§ формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.
Цель и задачи воспитания и социализации учащихся
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, в том числе Республики Коми, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
§ формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
§ укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
§ формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
§ формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
§ формирование морали — осознанной учащимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
§ усвоение учащимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России, в том числе традиций Республики Коми;
§ укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
§ развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
§ развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
§ развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
§ развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
§ формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
§ формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
§ осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
§ формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
§ формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
§ укрепление веры в Россию, развитие Республики Коми, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей республики, страны;
§ развитие патриотизма и гражданской солидарности;
§ развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
§ формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
§ формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
§ укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
§ развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
§ усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
§ формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям Республики Коми, России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
§ формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России, в том числе Республики Коми.
В области формирования семейной культуры:
§ укрепление отношения к семье как основе российского общества;
§ формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
§ укрепление у учащегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
§ усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
§ формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
§ знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций Республики Коми, других народов России.