V. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины




Современные проблемы науки и образования

 

 

Направление подготовки

44.04.01 Педагогическое образование

 

 

Программа магистратуры

«Менеджмент в образовании»

 

Для студентов 1 курса, очной формы обучения

 

 

Составитель:Голубева Т.А.

 

Тверь, 2017


I. Аннотация

1. Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

Современные проблемы науки и образования

 

Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является:

- осмысление современных тенденций развития образования и науки;

Задачами освоения дисциплины являются:

- выявление основных факторов развития современной науки;

- прогнозирование тенденций развитий современного отечественного образования.

Место дисциплины в структуре ООП

Б1.Б 1.1

Дисциплина «Современные проблемы науки и образования» относится к базовой части профессионального цикла, содержательно она закладывает основы для успешного освоения дисциплин:

А) базовой части ООП: «Инновационные процессы в образовании», «Методология и методы научного исследования», «Информационные технологии в профессиональном образовании», «Актуальные вопросы гуманитарных и естественных наук при решении профессиональных задач», «Современные концепции формирования и развития личности»;

Б) дисциплин по выбору: «Прикладные аспекты зарубежной педагогики и психологии образования», «Поликультурные аспекты образования в управленческой деятельности»;

В) выполнения программ научно-исследовательской работы, производственной и преддипломной практик.

Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного изучения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» должен включать: знание основных направлений развития современной отечественной системы общего и профессионального образования; знание основных государственных документов, определяющих развитие современного педагогического образования; наличие необходимых представлений о процессе развития науки и основных тенденциях развития современного образования.

 

4. Объем дисциплины:

2 зачетных единицы, 72 академических часов, в том числе

контактная работа: лекции 15 часов, практические занятия 15 часов, лабораторные работы 0 часов, самостоятельная работа: 42 часа.

5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемые результаты освоения образовательной программы (формируемые компетенции) Планируемые результаты обучения по дисциплине  
способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1) Владеть:навыками сравнения, конструирования дефиниций Уметь: идентифицировать и синтезировать объекты на основе сравнения, разграничивать существенные и несущественные признаки, строить суждения и умозаключения Знать: методы и приемы сравнения, способы конструирования понятий, виды суждений и умозаключений

 

6. Форма промежуточной аттестации: зачет

7. Язык преподавания русский.

II. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Для студентов очной формы обучения

Учебная программа – наименование разделов и тем Всего (час.) Контактная работа (час.) Самостоятельная работа (час.)
Лекции Практические (лабораторные) занятия
Раздел I. Современные проблемы науки        
Тема 1. Наука как социокультурный феномен и социальный институт        
Тема 2. Проблемы развития современной науки        
Тема 3. Проблемы развития современной педагогической науки        
Раздел II. Современные проблемы образования        
Тема 4. Основные тенденции и проблемы развития современного образования        
Тема 5. Современные проблемы и направления модернизации системы отечественного образования        
Тема 6. Проблемы проектирования и реализации компетентностного подхода в образовании        
ИТОГО        

 

III. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

2. Требования к рейтинг-контролю.

3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению.

IV. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Типовые контрольные задания для проверки уровня сформированности компетенции ОК-1: Способен к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Этап формирования компетенции, в котором участвует дисциплина Типовые контрольные задания для оценки знаний, умений, навыков (2-3 примера) Показатели и критерии оценивания компетенции, шкала оценивания
Первый Владеть:навыками сравнения, конструирования дефиниций   Составление интеллект-карты (блок-схемы) 1.Представьте основные особенности современного этапа развития науки в виде структурно-логических схем. 2.Представьте системы образования в Российской Федерации и за рубежом в виде структурно-логических схем. 3.Представьте новейшие направления и концепции педагогики в виде структурно-логической схемы. · Верно определено центральное звено – 1 балл; · Верно обозначены все структурные элементы объекта – 2 балла; · Верно обозначены отдельные структурные элементы – 1 балл; · Верно определен и корректно сформулирован характер связей всех структурных элементов – 3 балла; · Верно определен и корректно сформулирован характер между некоторыми структурными элементами – 2 балла; · Дана некорректная формулировка характера связей между структурными элементами – 1 балл
  Написание эссе 1.Гуманная педагогика. 2.Социокультурная обусловленность научного знания. 3.Современная наука, ее организация. 4.Особенности представления научного знания в образовании 4.Влияние информационного развития социума на современное образование. · раскрыта проблемы на теоретическом уровне, с корректным использованием исторических понятий в контексте ответа – 2 балла; · представлена аргументированная собственная точка зрения (позиции, отношения) – 2 балла; · представлена собственная точка зрения, но не аргументирована – 1 балл; · внутреннее смысловое единство, соответствие теме – 2 балла; · соблюдены правила орфографической, пунктуационной, стилистической культуры – 1 балл; · соблюдены требования к объёму реферата – 1 балл.
Первый Уметь: идентифицировать и синтезировать объекты на основе сравнения, разграничивать существенные и несущественные признаки, строить суждения и умозаключения   Устный или письменный ответ 1. Охарактеризуйте общность и качественные отличия науки и философии. 2.Охарактеризуйте общность и качественные отличия науки и искусства. 3.Охарактеризуйте процессы научных революций и выявите их влияние на развитие образования. · Тема раскрыта с опорой на соответствующие понятия и теоретические положения – 2 балла · Аргументация на теоретическом уровне неполная, смысл ряда ключевых понятий не объяснен – 1 балл · Терминологический аппарат непосредственно не связан с раскрываемой темой – 0 баллов · Факты и примеры в полном объеме обосновывают выводы – 2 балла · Допущена фактическая ошибка, не приведшая к существенному искажению смысла – 1 балл · Допущены фактические и логические ошибки, свидетельствующие о непонимании темы – 0 баллов · Ответ характеризуется композиционной цельностью, соблюдена логическая последовательность, поддерживается равномерный темп на протяжении всего ответа – 2 балла · Ответ характеризуется композиционной цельностью, есть нарушения последовательности, большое количество неоправданных пауз – 1 балл · Не прослеживается логика, мысль не развивается – 0 баллов · Речевых и лексико-грамматических ошибок нет ИЛИ Допущена одна речевая или лексико -грамматическая ошибка – 2 балла · Допущено несколько речевых ошибок, не мешающих пониманию смысла или грамматических ошибок элементарного уровня – 1 балл · Допущены многочисленные речевые ошибки, затрудняющие понимание смыла сказанного ИЛИ правила орфографии и пунктуации не соблюдены– 0 баллов
  Написание рефератов по одной из тем: 1. Структура системы образования РФ: образовательные программы и стандарты, сеть образовательных учреждений, органы управления образованием. 2. Виды и уровни образовательных программ. 3. Технологии полного усвоения знаний» (таксономии педагогических целей Б.Блум). 4. Возникновение научных идей в педагогике и образовании. Роль идеи в научном поиске. 5. Анализ инновационных процессов в современном образовании · Оригинальность текста составляет свыше 75% - 3 балла · Оригинальность текста составляет 50-74 % - 2 балла · Оригинальность текста составляет 25-49 % - 1 балл · Оригинальность текста составляет менее 25% - 0 баллов · привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. публикации последних лет) – 2 балла · реферат опирается на учебную литературу и/ или устаревшие издания – 1 балл · Отражение в плане ключевых аспектов темы – 2 балла; · Фрагментарное отражение ключевых аспектов темы – 1 балл; · Полное соответствие содержания теме и плану реферата – 2 балла; · Частичное соответствие содержания теме и плану реферата – 1 балла; · сопоставление различных точек зрения по одному вопросу (проблеме) – 1 балла; · Все представленные выводы обоснованы – 2 балла; · Аргументирована часть выводов – 1 балл. · верно оформлены ссылки на используемую литературу – 1 балл · соблюдены правила орфографической, пунктуационной, стилистической культуры – 1 балл; · соблюдены требования к объёму реферата – 1 балл.
Первый Знать: методы и приемы сравнения, способы конструирования понятий, виды суждений и умозаключений Тесты закрытого типа (множественного выбора, альтернативного выбора, исключения лишнего, восстановления последовательности) 1. Что является главной целью науки: а) получение знаний о реальности б) развитие техники в) совершенствование нравственности 2.Всегда ли истинное знание является научным? а) да б) нет · Правильно выбран вариант ответа – 1 балл
Тесты дополнения 1. Совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов – это……… 2. Интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить – это ….. · Вписан верный ответ – 2 балла
Написание реферата 1. Циклы развития науки. 2. Анализ ценностных приоритетов утверждаемых научной и философской мыслью. 3. Основные функции современной науки. · Оригинальность текста составляет свыше 75% - 3 балла · Оригинальность текста составляет 50-74 % - 2 балла · Оригинальность текста составляет 25-49 % - 1 балл · Оригинальность текста составляет менее 25% - 0 баллов · привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. публикации последних лет) – 2 балла · реферат опирается на учебную литературу и/ или устаревшие издания – 1 балл · Отражение в плане ключевых аспектов темы – 2 балла; · Фрагментарное отражение ключевых аспектов темы – 1 балл; · Полное соответствие содержания теме и плану реферата – 2 балла; · Частичное соответствие содержания теме и плану реферата – 1 балла; · сопоставление различных точек зрения по одному вопросу (проблеме) – 1 балла; · Все представленные выводы обоснованы – 2 балла; · Аргументирована часть выводов – 1 балл. · верно оформлены ссылки на используемую литературу – 1 балл · соблюдены правила орфографической, пунктуационной, стилистической культуры – 1 балл; · соблюдены требования к объёму реферата – 1 балл.

 

V. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

а) Основная литература:

  1. Артеменко О. Н. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / О. Н. Артеменко, Л. И. Макадей; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Министерство образования и науки Российской Федерации. - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 251 с. – Режим доступа: URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457136
  2. Джуринский А. Н. Теория и методология истории педагогики и сравнительной педагогики. Актуальные проблемы [Электронный ресурс] / Джуринский А. Н. — М.: Прометей, 2014.— 130 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/30415.html.
  3. Жегульская Ю. В. История педагогики и образования [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по специальности 050711 «Социальная педагогика»/ Жегульская Ю. В. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2012.— 76 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/29674.html.
  4. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики [Электронный ресурс] / Г. Б. Корнетов, В. Г. Безрогов, Н. Б. Баранникова [и др.]; Российская академия образования, Федеральное государственное научное учреждение, Институт теории и истории педагогики; под ред. Г.Б. Корнетова. - М.: Институт эффективных технологий, 2012. - 710 с. – Режим доступа: URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232280
  5. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс]: монография / [под ред. А. А. Орлова, В. В. Грачева.] - 2-е изд., стер. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 378 с. – Режим доступа: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231584
  6. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимский государственный университет экономики и сервиса" (УГУЭС), Министерство образования и науки Российской Федерации; [сост. Е. Н. Измайлова, Э. Г. Касимова.] - Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. - 122 с. – Режим доступа: URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
  7. Марусева И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / И. В. Марусева. — Саратов: Вузовское образование, 2016.— 418 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/39001.html.
  8. Ткаченко И. В. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]: ступени психолого-педагогической и информационно-коммуникационной подготовки. Монография / И. В. Ткаченко, Л. Г. Лисицкая. — Армавир: Армавирская государственная педагогическая академия, 2014. — 113 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/54531.html.
  9. Торосян В. Г. История педагогики и образования [Электронный ресурс]: учебник / В. Г. Торосян. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 471 с. – Режим доступа: URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363007
  10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

б) Дополнительная литература:

1. Аксенова Н.М., А.А.Муравьева, О.Н.Олейникова. Интернационализация, международная интеграция и сотрудничество в области профессионального образования и обучения.- М.:Логос,2014. – 120с.

2. Аналитическая справка по материалам Национального доклада Российской Федерации к Конференции министров образования стран – участниц Болонского процесса (Ереван, май 2015 года). Эл. ресурс. URL: https://www.acur.msu.ru/docs/reference_national_report.pdf.

3. Дорожкин Е. М., Арефьев О. Н. Профессиональное образование и рынок труда: ключевые факторы результативного взаимодействия, 2015 г.

4. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М.: Академия, 2008. - 326 с.

5. Концепция обучения в течение всей жизни: подходы к формированию и особенности реализации в Российской Федерации: сб.материалов Всерос.научно-практ.конф. 19-20 октября 2015 г. – Тверь:Твер.гос.ун-т, 2016.-140 с.

6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020год. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. No 2765-р

7. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011–2020 гг. (Проект). URL: https://vi.russia.edu.ru/news/discus/concept/3783/

8. Лазутина И.В. Приоритеты и инструменты международного сотрудничества России в области науки и образования. Вестник международных организаций. Т. 9. № 1 (2014), с. – 165.

9. Ломакина И.С. Становление и развитие общего образовательного пространства Европейского Союза. Автореф. дис. … д. пед. наук. СПб. – 2016, 54с.

10. Международная стандартная классификация образования МСКО. Режим доступа: 2011https://www.uis.unesco.org/education/documents/isced-2011-ru.pdf.

11. Международное сотрудничество в сфере профессионального образования: Россия – Германия. Россия – Финляндия. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. М., 2014. – 89с.

12. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование как фактор формирования человеческого капитала. URL: https://viperson.ru/articles/guzel-muhametzyanova-professionalnoe-obrazovanie-kak-faktor-formirovaniya-chelovecheskogo-kapitala

13. Новиков А.М. Постиндустриальное пространство. Издание 2-е, дополненное. М.: Эгвес, 2011. - 152 с.

14. Пирогов А.И., Растимешина. Т.В. Интернационализация образования в контексте формирования единого общеевропейского образовательного пространства. Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015, с. 76-84.

15. Профессиональное образование в России и за рубежом. Научно-образовательный журнал. Кемерово - 1 (21) 2016. URL: krirpo.ru/prof-obr/

16. Россия в Европейском пространстве высшего образования. Под редакцией: Артамоновой Ю.Д., Демчука А.Л., Караваевой Е.В., Муравьевой А.А. М.: Издательство Московского университета, 2015. - 64 с.

17. Спенсер Л.М. Компетенции at work. Модели максимальной эффективности работы/Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер. М.:HIPPO, - 2005.

18. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 430 с.

19. Якиманская И.С. Динамика готовности к инновациям у современных педагогов/ И.С. Якиманская// Сборник научных трудов. 2011. Т.21.№3. С.26-33.

20. Худолей Г.С., Стебеняева Т.В. Модульные технологии обучения как инновационные составляющие современныъ педагогических технологий. Педагогические науки, Выпуск №2 (44), 2016, Часть 4, февраль, стр. 53-56

21. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении / А.В. Хуторской. М., 2013. - 73 с.

22. European Parliament; Council of the European Union (2008). Recommendation of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 on the establishment of the European qualifications frameworks for lifelong learning. Official Journal of the European Union, C 111, 6.5.2011,1-7, https://www.eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:C:2008:111:0001:0007:EN

23. The role of qualifications in governing occupations and professions. WORKING PAPER No 20, CEDEFOP, Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: