Реферат представляет собой краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т.д. Реферат не предполагает самостоятельного научного исследования и не требует определения позиции автора. Главная задача, стоящая перед студентами при его написании, – научиться осуществлять подбор литературы по теме, уметь выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые авторами. Объем реферата должен составлять не менее 15 страниц.
Реферат является одной из форм самостоятельной работы студентов и средством контроля за усвоением учебного материала в объеме, установленном программой.
Процесс выполнения реферата начинается с выбора темы. Тема реферата согласовывается с преподавателем, ведущим практические или семинарские занятия.
После выбора темы студент знакомится в общих чертах с ее проблематикой, основными понятиями. Для этого необходимо составить библиографию, используя систематический и электронный каталоги библиотеки, других библиотек города, при необходимости провести поиск в сети Интернет и изучить относящиеся к данной теме источники и литературу.
Реферат должен иметь четкую структуру. Монографический реферат обычно включает в себя небольшое введение, в котором обосновывается важность данного вопроса; основную часть, раскрывающую содержание книги; заключение, в котором студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть, или сам их формулирует.
Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру; различие состоит в том, что перед введением дается обязательно план реферата, а в конце его приводится список реферируемой литературы. Работа над таким рефератом гораздо сложнее, поскольку он представляет собой обзор основной литературы одного или нескольких авторов по отдельной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в определенной последовательности или аналитически, т.е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.
|
Написание реферата является обязательным при проведении практических и семинарских занятий. При этом студент в течение изучения курса должен выбрать и написать один реферат, и выступить по нему на практическом занятии. Желательно, чтобы он в дальнейшем вошел в содержание курсовой работы студента.
Темы рефератов
1. Функции системы образования.
1. Структура системы образования РФ: образовательные программы и стандарты, сеть образовательных учреждений, органы управления образованием.
2. Государственно-общественный характер управления системой образования РФ.
3. Уровни управления системой образования РФ: федеральный, региональный, муниципальный, институциональный.
4. Государственные органы управления образованием
5. Ориентация современного содержания образования на рынок труда
6. Духовные основы содержания образования
7. Отражение социальной сферы жизни человека в содержании образования.
8. Управление системой образования: современные подходы.
|
9. Современные дидактические концепции на Западе и в России: сравнительный анализ.
10. Дифференциация обучения в средней школе: сравнительный анализ мирового опыта.
11. Частное образование: плюсы и минусы.
12. Система работы с одаренными детьми за рубежом: опыт, проблемы и перспективы.
13. Современный университет и приоритеты его развития.
14. Тенденции развития дополнительного образования в странах мира.
15. Разработка зарубежными исследователями теоретических вопросов образования взрослых. Андрагогика.
16. Концепция непрерывного образования: становление, сущность, примеры реализации в практике.
17. Сравнительный анализ национальных систем подготовки педагогических кадров.
18. Система повышения квалификации учителей за рубежом: сравнительный анализ.
VIII. Перечень педагогических и информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Для успешного освоения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» используются элементы технологий: информационно-коммуникационных, интерактивных, модульных, проектный метод. На лекциях и практических занятиях используется активные методы обучения: работа в парах; работа в малых группах; дискуссии, анализ ситуаций, разработка и экспертиза образовательных программ, выступление с докладами и их оппонирование, подготовка портфолио и др. Для активизиции познавательной деятельности используется электронная техника (видеопроекторы, интерактивные доски, компьютеры) и информационные источники (презентации в PowerPoint, электронные словари, энциклопедии и другие электронные ресурсы).