Они основаны на данных многолетних исследований руководимой И. А. Аршавским лаборатории.
Для массового читателя. КБ—30—22—89
Издательство «Советский спорт», 1990
Вступление
Придумать название научно-популярной книги непросто — это порой сопоставимо по трудности с ее написанием. Ведь оно должно, во-первых, точно отражать основную научную идею текста. А во-вторых, быть привлекательным для массового читателя; ибо, чем больше людей прочтут издание, пропагандирующее ту или иную идею или сумму идей, тем больше его просветительский эффект. Как же назвать эту брошюру?
Ваши дети не должны болеть...
Ваш малыш должен не болеть...
Нет, не то. Понятия «долг», «должен» не всегда соотносятся с понятием «возможность».
Ваш малыш может не болеть... Вот это значительно точнее. Действительно, дети, родившиеся физиологически зрелыми или с компенсированной физиологической незрелостью (о содержании понятия «физиологическая зрелость» читатель узнает несколько дальше), при соблюдении гигиенических требований, соответствующих специфике физиологии новорожденных, не могут не только умереть, но и заболеть. А между тем показатели детской заболеваемости и детской смертности у нас в последние годы не снижаются и даже растут.
Проблема здоровья детей помимо своей общечеловеческой, гуманитарной значимости имеет поистине жизненно важное значение для любого общества, любого государства. Едва ли будет преувеличением сказать, что в прямой зависимости от ее успешного решения находится благополучное будущее и нашей страны.
Соответствуют ли наши общие усилия в данной области важности этой проблемы?
Для новорожденных, для детей более старшего возраста у нас делается немало. Однако, не зная досконально специфических особенностей физиологии, какими развивающийся организм характеризуется на разных возрастных этапах, мы не можем научно обоснованно осуществлять организацию среды, т. е. создавать гигиенические условия для каждого возрастного периода, а в его пределах — для каждого отдельно взятого ребенка.
Клиническая педиатрия, призванная лечить больного ребенка, в отличие от медицинских дисциплин взрослого организма пока еще является в значительной мере эмпирической областью знания. Чтобы лечить ребенка, надо знать специфические особенности протекания патологии в детском организме. А для этого необходимо ясно представлять особенности физиологии ребенка в разные возрастные периоды — в грудном возрасте, преддошкольном, дошкольном, школьном. Не дожидаясь, когда науку о физиологии развивающегося ребенка создадут профессиональные физиологи, ее на свой риск и страх разрабатывают практикующие клиницисты-педиатры. Отсюда неизбежность использования «метода проб и ошибок».
Недостаточный еще уровень научной обоснованности многих разделов педиатрии породил труднейшие проблемы (как собственно в области детского здравоохранения, так и в педагогике — не только школьной, но и дошкольной). Отсюда естественное стремление очень многих родителей, в основном молодых, взять решение проблемы здоровья детей в свои собственные руки. Эта инициатива приобрела сейчас характер чуть ли не массового движения. Вот почему так важно дать широкой родительской общественности рекомендации по воспитанию детей здоровыми и удобопонятные научные обоснования таких рекомендаций. Особенно существенно это в отношении детей ранних возрастных периодов, начиная с периода новорожденное
Именно данной теме и посвящена настоящая брошюра.
Хотелось бы отметить, что изложенное в ней опирается в основном на данные, полученные в нашей лаборатории в течение многих лет — начиная с 1935 года.
ЗАКОН ЗДОРОВЬЯ: ПРИОБРЕТАЕМ, РАСХОДУЯ
Одним из самых сложных в науке о возрастной физиологии человека является вопрос о причинах и механизмах, обусловливающих рост и развитие организма в процессе его онтогенеза (т. е. индивидуального развития организма, начиная с момента его возникновения в виде оплодотворенного яйца — зиготы). Существует достаточно много онтогенетических теорий, связанных с именами известных ученых (М. Рубнер, Г. Селье, Ц. Майнот, А. Нагорный, Р. Катлер и ряд других). Согласно сложившимся представлениям, уже в материнской яйцеклетке предопределена некая величина энергетического фонда, который организм только и может затратить в процессе своего развития. Само же развитие мыслится как постепенно затухающее восстановление организма. Мы пошли своим путем.
Опираясь на многолетние сравнительные онтогенетические исследования, мы пришли к заключению, что неодинаковая продолжительность жизни у разных видов млекопитающих определяется особенностями развития их скелетной мускулатуры, в свою очередь связанными с соответствующими экологическими условиями. Возьмем, к примеру, такую сравнимую пару животных, как кролик и заяц, которые к взрослому состоянию приобретают близкие линейные и весовые размеры. Согласно теории М. Рубнера (так называемому «энергетическому правилу поверхности»), они должны характеризоваться одинаковой интенсивностью обмена веществ и физиологических отправлений, одинаковой продолжительностью жизни. В действительности, как показали данные исследований, вид, которому свойствен более высокий объем двигательной активности в естественных условиях среды обитания, характеризуется в состоянии так называемого покоя меньшими величинами основного обмена и физиологических отправлений различных систем организма. При этом продолжительность его жизни значительно (вдвое и более!) выше, чем у другого представителя пары.
Так на основе огромного материала, полученного в ходе многолетних исследований, возникла теория индивидуального развития, которая (в противовес энергетическому правилу поверхности) получила название энергетического правила скелетных мышц, или — еще правильнее — энергетического правила двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов (так же, как и особенности физиологических отправлений различных органов и систем органов) находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Особенность последних, как нами было установлено, заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении. Речь идет об избыточном восстановлении как живой протоплазменной массы, так и энергетических потенциалов, за счет которых в последующий момент может быть осуществлен больший объем функций и выполняемой работы. В функциональной индукции избыточного анаболизма, следующего за каждой очередной активностью, и следует видеть то специфическое, что характеризует только живые организмы в отличие от всего неживого.
Мы на это обращаем внимание потому, что в классической физиологии прочно сложились представления, согласно которым при осуществлении каждой очередной физиологической функции, в частности двигательной, восстановительные процессы характеризуются восполнением затраченного лишь до изначального исходного состояния. Это мешало подойти к пониманию истинных механизмов и закономерностей индивидуального развития.
Сказанное относится не только к целостному организму, но и к клетке. Каждый очередной метаболический цикл на ее уровне, или цикл возбуждения, неверно мыслится как строго замкнутое на себе симметричное кольцо (см. рис.— позиция а). В действительности же такой цикл, осуществляемый в клетке, представляет собой асимметричное кольцо (см. рис., позиция б). Показанный на рисунке «хвостик» и характеризует ту или иную меняющуюся величину избыточного восстановления, без которого рост и развитие организма не могли бы иметь место.
Иными словами, речь должна идти не о постепенной трате наследственно предопределенного энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его. Благодаря периодически осуществляемой двигательной активности человек (начиная с периода еще до рождения) как бы сам «заводит часы своей жизни», обеспечивая себе тем самым физиологически полноценное индивидуальное развитие. Чтобы обогатиться дополнительными энергетическими ресурсами, необходимо затратить уже имеющиеся. В каком объеме? Об этом и пойдет речь ниже. Но сначала еще о нескольких важных научных понятиях, без чего дальнейший разговор просто невозможен.