Тема «Психология внимания»




Тема «Психология»

1) Становление психологии, как науки

2) Основные разделы психологии и отношение к другим наукам

3) Методы исследования психологии

4) Современные направления психологии

 

Психология- наука о фактах, закономерностях и механизмах психики; наука, изучающая процессы активного отражения человека объективной реальности в форме ощущений, восприятие, чувств, мышления и других процессах и явлений психики. Предметом психологии является психика.

Психика- особое свойство высокоорганизованный материи (мозг человека), заключающееся в способности отражать объективность действительности и регулировать поведение и деятельность человека.

 

Три формы проявления психики:

1) психологические процессы:

а) познавательные- ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь

б) эмоционально-волевые - эмоции, воля, чувства

2) психологическое состояние

3) психологические свойства личности- характер, темперамент, способности, направленность

 

Принципы психологии:

1) принцип детерминизма (причинная обусловленность)

2) принцип историзма (объективность)

3) принцип единства психологии и деятельности. Психология и деятельность не противоположны друг другу, не тождественны, а образуют единство

4) развитие психики в деятельности

 

Задачи:

1) установить основные законы психики

2) проследить пути развития психической деятельности

3) раскрыть механизмы протекания психологических явлений

 

Этапы становления психологии, как науки:

1) психология, как наука о душе- такое определение было дано более двух тысяч лет назад; наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

2) психология, как наука о сознании возникла в 17 веке в связи с развитием естественных наук; способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием, основным методом было самонаблюдение

3) психология, как наука о поведении возникла в начале 20 века. Предметом изучения являлись поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие их, не учитывались.

4) психология, как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

 

Современная психология представляет собой широко разветвленную область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и направлений:

1) общая психология.

К ней близки:

Биологические разделы:

1. сравнительная психология (зоопсихология)

2. психофизиология

3. нейропсихология

4. дифференциальная психология (индивидуальные различия)

Общественные разделы:

1. этнопсихология

2. социальная психология

3. психология искусства

 

2) возрастная психология:

1. психология новорожденного

2. психология дошкольника

3. психология младшего школьника

4. психология подростка

5. психология юности

6. психология взрослого человека

7. психология преклонного возраста (геронтопсихология)

 

3) прикладные ветви психологии:

1. педагогическая психология

2. инженерная психология

3. медицинская психология

4. педагогическая психология

5. космическая психология

 

Методы исследования

Основными методами исследования психологических явление являются наблюдение и эксперимент.

Метод наблюдения - преднамеренное систематическое целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализы.

Требования:

1) наличие четкой конкретной цели

2) системность и планомерность

3) полнота наблюдения

4) качественный анализ - субъективизм, приблизительность, не экономия времени

 

Наблюдение бывает выборочным (за отдельным проявлением психологической деятельности) или сплошным (изучение личности в целом)

Разновидность наблюдения - самонаблюдение

Метод эксперимента.

Рубинштейн дает основные характеристики эксперимента:

1) исследователь сам вызывает изучаемое им явление
2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания изучаемого процесса
3) многократность повторения
4) использование техники, аппаратуры
5) допускает математическую обработку

Виды эксперимента:

1) лабораторный - протекает в специально созданных и контролируемых условия, позволяет изучать и внешнее воздействие и ответную реакцию человека на раздражитель.

Недостатки: искусственность обстановки, нельзя изучить качества личности.

2) естественный эксперимент - экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает деятельность.

3) формирующий эксперимент - в нем осуществляется поиск и проектирование новых форм учебно-воспитательного процесса, осуществляется поиск продуктивных форм сотрудничества педагогов и школьников.

4) констатирующий - определяет уровень и особенности развития ребенка на данный момент по сравнению с детьми этой же возрастной группы.

Вспомогательные методы исследования:

1. тестирование(тест)- набор кратких стандартизированных заданий, результаты которых оцениваются в баллах. Тесты бывают на умственные способности, на успешность и проективные. Тесты измеряют выраженность какого-либо свойства у человека.

2. анкетирование. Плюсы: в нем может участвовать одновременно группа, данные могут быть статистически обработанные. Анкетирование вскрывает конечный результат, а не динамику психологического процесса.

3. беседа- способ познания психики человека в процессе речевого общения с ним. Плюсы: возможность наблюдать за мимикой, жестами, интонацией; каждый вопрос может быть изменен в зависимости от предыдущего ответа. Беседа должна быть целенаправленной, плановой, требует индивидуального подхода.

4. анализ продуктов деятельности

5. социометрический метод- метод выявления скрытых межличностынх отношенйи в группе и коллективе. В результате исследования в группе выявляются лидеры, предпочитаемые, принятые, изолированные.

6. лонгитюдный метод- предпологает многократность обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

 

Современные методы:

1) психоанализ

2) метод Зигмунда Фрейда

Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: «оно»- влечение, «я»- сознание, ориентированное на принципы реальности, «сверх я»- руководствуется нормами морали, принятыми в обществе. Между «оно» и «сверх я» существуют постоянные противоречия, которые разрешаются с помощью «я». Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «я» вырабатывает у себя защитные механизмы психики.

 

Поведенческая психология (бихевиоризм)

Предметом исследования является поведение- ответные движения организма на раздражителей среды.

S—————>R

стимул——>реакция

 

Гуманистическая психология зарождалась в 50 годы в Калифорнии. Наиболее яркие представители: Олпорт, Маслоу, Роджерс. Предметом являлась уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя и осознающая свое назначение в жизни.

 

самореализация 5

потребность в уважении и самореализации 4

социальные потребности 3

безопасность 2

физиологические потребности 1 1 и 2- первичные потребности

 

Потребности более высоких уровней будут удовлетворены лишь после того, как удовлетворен предыдущий уровень.

Когнитивная психология возникла в 60 годы в США и ее яркие представители: Найсер, Пиаже, Зимбардо. Решающую роль в поведении человека играют знания. Предметом исследования являются познавательные процессы.

 

 

тема «Психология внимания»

1) Понятие о внимании, его функции

2) Виды внимания

3) Свойства внимания

 

Внимание- это избирательность, направленность и сосредоточенность на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.

 

Функции внимания:

1) внимание способствует целенаправленному отбору поступающей информации, зависимости от актуальных потребностей

2) обеспечивает длительную сосредоточенность психической деятельности на одном объекте или деятельности

3 внимание определяет точность и детализацию восприятия

4) обеспечивает продуктивность мыслительной деятельности

5) обеспечивает прочность и избирательность памяти

6) способствует лучшему взаимопониманию между людьми

 

Физиологические основы внимания:

1) принцип доминанты Ухтомского

2) ориентировочный рефлекс (реакция на все новое и неожиданное)

 

Виды внимания:

1) Внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требующее волевых усилий называется непроизвольным. Оно возникает в следствии действия внешних причин:

а) сила и неожиданность раздражителя

б) необычность, новизна, контрастность раздражителя

в) начало или не прекращение действий раздражителя

г) внутренние побуждения, связанные с настроением или интересами

2) Внимание, возникающее в следствии сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий называется произвольным. Поддержание произвольного внимания зависит от интереса, сознания долга и обязанностей в выполнении данной деятельности, отчетливого понимание конкретной задачи, выполняемой деятельности, привычные условия работы (постоянное место и определенное время), создание благоприятных условий для деятельности, то есть исключение отрицательных действий посторонних раздражителей. Эффект мертвой тишины- слабые раздражители способствуют интеллектуальной активности.

3) Внимание, которое возникает на основе произвольного, но после него, называется послепроизвольным.

 

Свойства внимания:

1. Сосредоточенность- концентрация внимания на одном объекте или деятельности, при отвлечении от всего остального.

2. Устойчивость- длительное удержание внимания на одном объекте или деятельности. Оно зависит от: особенностей материала, степени его трудности, значимости, интереса к выполняемой работе, от волевого усилия, активизации мышления, от типа высшей нервной деятельности, от болезненного состояния.

3. Объем- количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью.

4. Распределение внимания- одновременное внимание к нескольким объектам, при одновременном действии с ними или наблюдении за ними.

5. Переключение- перемещение внимания с одного объекта на другой в связи с постановкой задачи. Оно зависит от: интереса к работе, на которую надо переключить внимание, типа высшей нервной деятельности (темперамент).

 

Рассеянность- не умение сохранить и сосредоточить внимание. Причины

1) не воспитание внимания

2) трудность, не понимание материала

3) болезненное состояние

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: