Тема «Психология»
1) Становление психологии, как науки
2) Основные разделы психологии и отношение к другим наукам
3) Методы исследования психологии
4) Современные направления психологии
Психология- наука о фактах, закономерностях и механизмах психики; наука, изучающая процессы активного отражения человека объективной реальности в форме ощущений, восприятие, чувств, мышления и других процессах и явлений психики. Предметом психологии является психика.
Психика- особое свойство высокоорганизованный материи (мозг человека), заключающееся в способности отражать объективность действительности и регулировать поведение и деятельность человека.
Три формы проявления психики:
1) психологические процессы:
а) познавательные- ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь
б) эмоционально-волевые - эмоции, воля, чувства
2) психологическое состояние
3) психологические свойства личности- характер, темперамент, способности, направленность
Принципы психологии:
1) принцип детерминизма (причинная обусловленность)
2) принцип историзма (объективность)
3) принцип единства психологии и деятельности. Психология и деятельность не противоположны друг другу, не тождественны, а образуют единство
4) развитие психики в деятельности
Задачи:
1) установить основные законы психики
2) проследить пути развития психической деятельности
3) раскрыть механизмы протекания психологических явлений
Этапы становления психологии, как науки:
1) психология, как наука о душе- такое определение было дано более двух тысяч лет назад; наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
|
2) психология, как наука о сознании возникла в 17 веке в связи с развитием естественных наук; способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием, основным методом было самонаблюдение
3) психология, как наука о поведении возникла в начале 20 века. Предметом изучения являлись поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие их, не учитывались.
4) психология, как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Современная психология представляет собой широко разветвленную область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и направлений:
1) общая психология.
К ней близки:
Биологические разделы:
1. сравнительная психология (зоопсихология)
2. психофизиология
3. нейропсихология
4. дифференциальная психология (индивидуальные различия)
Общественные разделы:
1. этнопсихология
2. социальная психология
3. психология искусства
2) возрастная психология:
1. психология новорожденного
2. психология дошкольника
3. психология младшего школьника
4. психология подростка
5. психология юности
6. психология взрослого человека
7. психология преклонного возраста (геронтопсихология)
3) прикладные ветви психологии:
1. педагогическая психология
2. инженерная психология
3. медицинская психология
4. педагогическая психология
5. космическая психология
Методы исследования
Основными методами исследования психологических явление являются наблюдение и эксперимент.
Метод наблюдения - преднамеренное систематическое целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализы.
|
Требования:
1) наличие четкой конкретной цели
2) системность и планомерность
3) полнота наблюдения
4) качественный анализ - субъективизм, приблизительность, не экономия времени
Наблюдение бывает выборочным (за отдельным проявлением психологической деятельности) или сплошным (изучение личности в целом)
Разновидность наблюдения - самонаблюдение
Метод эксперимента.
Рубинштейн дает основные характеристики эксперимента:
1) исследователь сам вызывает изучаемое им явление
2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания изучаемого процесса
3) многократность повторения
4) использование техники, аппаратуры
5) допускает математическую обработку
Виды эксперимента:
1) лабораторный - протекает в специально созданных и контролируемых условия, позволяет изучать и внешнее воздействие и ответную реакцию человека на раздражитель.
Недостатки: искусственность обстановки, нельзя изучить качества личности.
2) естественный эксперимент - экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает деятельность.
3) формирующий эксперимент - в нем осуществляется поиск и проектирование новых форм учебно-воспитательного процесса, осуществляется поиск продуктивных форм сотрудничества педагогов и школьников.
4) констатирующий - определяет уровень и особенности развития ребенка на данный момент по сравнению с детьми этой же возрастной группы.
Вспомогательные методы исследования:
1. тестирование(тест)- набор кратких стандартизированных заданий, результаты которых оцениваются в баллах. Тесты бывают на умственные способности, на успешность и проективные. Тесты измеряют выраженность какого-либо свойства у человека.
|
2. анкетирование. Плюсы: в нем может участвовать одновременно группа, данные могут быть статистически обработанные. Анкетирование вскрывает конечный результат, а не динамику психологического процесса.
3. беседа- способ познания психики человека в процессе речевого общения с ним. Плюсы: возможность наблюдать за мимикой, жестами, интонацией; каждый вопрос может быть изменен в зависимости от предыдущего ответа. Беседа должна быть целенаправленной, плановой, требует индивидуального подхода.
4. анализ продуктов деятельности
5. социометрический метод- метод выявления скрытых межличностынх отношенйи в группе и коллективе. В результате исследования в группе выявляются лидеры, предпочитаемые, принятые, изолированные.
6. лонгитюдный метод- предпологает многократность обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
Современные методы:
1) психоанализ
2) метод Зигмунда Фрейда
Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: «оно»- влечение, «я»- сознание, ориентированное на принципы реальности, «сверх я»- руководствуется нормами морали, принятыми в обществе. Между «оно» и «сверх я» существуют постоянные противоречия, которые разрешаются с помощью «я». Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «я» вырабатывает у себя защитные механизмы психики.
Поведенческая психология (бихевиоризм)
Предметом исследования является поведение- ответные движения организма на раздражителей среды.
S—————>R
стимул——>реакция
Гуманистическая психология зарождалась в 50 годы в Калифорнии. Наиболее яркие представители: Олпорт, Маслоу, Роджерс. Предметом являлась уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя и осознающая свое назначение в жизни.
самореализация 5
потребность в уважении и самореализации 4
социальные потребности 3
безопасность 2
физиологические потребности 1 1 и 2- первичные потребности
Потребности более высоких уровней будут удовлетворены лишь после того, как удовлетворен предыдущий уровень.
Когнитивная психология возникла в 60 годы в США и ее яркие представители: Найсер, Пиаже, Зимбардо. Решающую роль в поведении человека играют знания. Предметом исследования являются познавательные процессы.
тема «Психология внимания»
1) Понятие о внимании, его функции
2) Виды внимания
3) Свойства внимания
Внимание- это избирательность, направленность и сосредоточенность на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.
Функции внимания:
1) внимание способствует целенаправленному отбору поступающей информации, зависимости от актуальных потребностей
2) обеспечивает длительную сосредоточенность психической деятельности на одном объекте или деятельности
3 внимание определяет точность и детализацию восприятия
4) обеспечивает продуктивность мыслительной деятельности
5) обеспечивает прочность и избирательность памяти
6) способствует лучшему взаимопониманию между людьми
Физиологические основы внимания:
1) принцип доминанты Ухтомского
2) ориентировочный рефлекс (реакция на все новое и неожиданное)
Виды внимания:
1) Внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требующее волевых усилий называется непроизвольным. Оно возникает в следствии действия внешних причин:
а) сила и неожиданность раздражителя
б) необычность, новизна, контрастность раздражителя
в) начало или не прекращение действий раздражителя
г) внутренние побуждения, связанные с настроением или интересами
2) Внимание, возникающее в следствии сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий называется произвольным. Поддержание произвольного внимания зависит от интереса, сознания долга и обязанностей в выполнении данной деятельности, отчетливого понимание конкретной задачи, выполняемой деятельности, привычные условия работы (постоянное место и определенное время), создание благоприятных условий для деятельности, то есть исключение отрицательных действий посторонних раздражителей. Эффект мертвой тишины- слабые раздражители способствуют интеллектуальной активности.
3) Внимание, которое возникает на основе произвольного, но после него, называется послепроизвольным.
Свойства внимания:
1. Сосредоточенность- концентрация внимания на одном объекте или деятельности, при отвлечении от всего остального.
2. Устойчивость- длительное удержание внимания на одном объекте или деятельности. Оно зависит от: особенностей материала, степени его трудности, значимости, интереса к выполняемой работе, от волевого усилия, активизации мышления, от типа высшей нервной деятельности, от болезненного состояния.
3. Объем- количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью.
4. Распределение внимания- одновременное внимание к нескольким объектам, при одновременном действии с ними или наблюдении за ними.
5. Переключение- перемещение внимания с одного объекта на другой в связи с постановкой задачи. Оно зависит от: интереса к работе, на которую надо переключить внимание, типа высшей нервной деятельности (темперамент).
Рассеянность- не умение сохранить и сосредоточить внимание. Причины
1) не воспитание внимания
2) трудность, не понимание материала
3) болезненное состояние