1) Понятие мышления
2) Мыслительные операции
3) Формы мышления
4) Виды мышления
Мышление- высшая форма познавательной деятельности человека, которая позволяет отражать определенные действия обобщенно-опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом, а всякое слово уже обобщает. Благодаря опосредованность оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация. Мышление тесно связано с: ощущение и восприятием; памятью; эмоциями; воображением; волей; речью (материальной основой мышления является речь).
Мыслительные операции:
1) анализ- мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части; выделение в нем отдельный частей, признаков, свойств.
2) синтез- мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
3) сравнение- установление сходства и различия между явлениями и предметами.
4) обобщение- объединение предметов и явлений, имеющих множество сходных признаков, как существенных, так и второстепенных.
5) конкретизация- мысленный переход от общего к единичному.
Формы мышления:
1) понятие- форма человеческого мышления, отражающая общие существенные свойства, характерные для определенного вида предметов и явлений.
2) суждение- такая форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений и их свойств. Суждения бывают общими, частными, единичными, истинными и ложными.
3) умозаключение- такая форма мышления, в процессе которой человек составляя и анализируя различные суждения выводит из них новое суждение. Различают:
|
а. Индуктивное- способ рассуждения от частных суждений к общему, при котором индуктивное умозаключение устанавливает причинно-следственные связи и закономерности.
б. Дедуктивное- способ рассуждения от общего суждения к частному. Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов.
Виды мышления:
1) Наглядно-действенное - связано с практическими действиями над предметами (развито у детей до 3-4х лет)
2) Наглядно-образное - опирается на восприятие, представление, воображение (развивается в младшем школьном возрасте)
3) Абстрактное - мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности (развивается с 11-12 лет)
Структуры решения мыслительных задач:
1) постановка вопроса, который требует ответа
2) поиск материала для его решения
3) появление гипотезы
4) составление размышления
5) проверка на практике решения задачи
Существует интуитивное решение задач- оно основано на длительном творческом опыте.
Эвристический метод- мыслительная деятельность связана с внезапным решением проблемы.
Метод коллективного додумывания или брейншторм.
5 тема "Психология воображения"
1) Понятие о воображении
2) Функции воображения
3) Виды воображения
Воображение- психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, полученных в предшествующем опыте.
Вся человеческая материальная духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
|
Деятельность воображения зависит от направленности личности, ее потребностей, интересов, чувств.
Функции воображения:
1) представление действительности в образах, создании новых образов
2) регулирование эмоциональных состояний
3) произвольная регуляция познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, речи)
4) формирование внутреннего плана действий
5) планирование и программирование
6) создание образа конечных результатов деятельности
7) компенсация негативных переживаний
8) создание программы поведения в неопределенной проблемной ситуации
Виды воображения
Воображение бывает пассивное и активное.
Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. К пассивному воображению относят:
1) сновидения
2) галлюцинации- фантастические ведения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью, обычно они результат тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния;
3) грезы- психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.
Активное воображение характеризуется тем, что пользуясь им человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Активное воображение подразделяется на:
1) воссоздающее- создание образа и предмета по его описанию
2) творческое- создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом. К нему относятся:
|
а) фантазии- воображение рисует сознанию такие картины, в которых много или мало что соответствует действительности
б) мечта- вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего
Воображение играет существенную роль в художественном творчестве. Всякое художественное произведение имеет художественное содержание.
Преобразование действительности в художественном творчестве осуществляется с помощью приемов:
а) агглютинация- склеивание различных, в повседневной жизни не соединимых, частей качеств.
б) гиперболизация- увеличение или уменьшение предмета и его частей
в) схематизация- отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко
г) типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных образах
Тема «Темперамент»
1) Понятие темперамента
2) История создания учения о темпераменте
3) Типы высшей нервной деятельности, как физиологическая основа темперамента
4) Психологическая характеристика типов темперамента
Темперамент- совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения.
Создателем учения о темпераменте является Гиппократ:
«Состояние организма зависит от количественного и качественного соотношения жидкостей, имеющихся в нем- кровь (сангвиник), слизь (флегматик), желтая желчь (холерик), черная желчь (меланхолик).»
Сочетание наиболее важных и устойчивых свойств возбуждения и торможения называется типом высшей нервной деятельности. В основе индивидуальных различий лежат физиологические свойства:
а) сила возбуждения и торможения
б) подвижность возбуждения и торможения
в) уравновешенность
Основные типы высшей нервной деятельности:
1) сильный, подвижный, неуравновешенный- холерик
2) сильный, подвижный, уравновешенный- сангвиник
3) сильный, инертный, уравновешенный- флегматик
4) слабый, инертный, неуравновешенный- меланхолик
Холерик- сильный, подвижный, неуравновешенный тип ВНД. Голос громкий, жест энергичный, излишне резок, много импульсивных недостаточно обдуманных движений, быстро увлекается, преувеличивает свои силы и недооценивает трудности, быстро включается в работу и доводит начатое дело до конца, склонен к крайностям, не любит ждать, не терпелив легко возбуждается и медленно успокаивается, любит быть первым.
Сангвиник- сильный, подвижный, уравновешенный тип ВНД. Быстро говорит, много лишних движений, быстро и легко переключает внимание, быстро воспринимает и запоминает, быстрая смена чувств, нравится новизна, без труда включается в работу, но если она однообразна, может не довести начатое дело до конца, быстро возбуждается и легко успокаивается, очень общительный.
Флегматик- сильный, инертный, уравновешенный тип ВНД. Малая подвижность, скупость в движениях, медленная речь, не торопливо включается в работу, ритм работы устойчив, за счет неторопливости в работу выполняет тщательно, распределение и переключение внимания слабое, не склонен к перемене обстановки, новизне, безынициативен, устойчивое эмоциональное состояние, спокойствие и невозмутимость в конфликтных ситуациях, ровен в отношении со всеми, малообщителен.
Меланхолик- слабый, инертный, неуравновешенный тип ВНД. Высокая эмоциональная чувствительность, неуверенность в движениях, словах, недооценка своих сил и переоценка препятствий, легкая ранимость, избегает конфликтных ситуаций, теряется в них, быстро утомляется, ищет поддержки и помощи, склонен к уединению, сближается с людьми медленно, недоверчиво, осторожно, но доверившись человеку очень нежен, мягок, привязчив.
Нет хороших и плохих темпераментов, каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных чертах.
Темперамент не определяет социальные ценности человека, от него не зависит мировоззрение личности.
Чистые темпераменты встречаются редко, чаще всего у человека сочетаются черты разных типов.
Нельзя смешивать свойства темперамента и черты характера.