Валентина Белолипецкая(Крупцева)




В1964 году из Ольговки (Кореневский район) ходили в поход с классом и нашим руководителем Лукашевым Леонидом Васильевичем до Рыльска вдоль Сейма. Варили уху, воду брали из Сейма - чистейшая была, дно видно. До Рыльска шли пешком, а из Рыльска плыли до Льгова на этом катере.

 

Раиса Денисова (Саницкая): О теплоходе остались воспоминания как о возможности поплавать на волнах. Скорость у него была небольшая, мы всегда приветствовали пассажиров, теплоход давал гудок, приветствуя нас на берегу. Катер пройдет - и мы домой. Надо было рвать смородину, вишни, заготовить травы и воды для живности, а вечером, как правило, в клуб! Хорошее было время...

 

Гудок катера был временным ориентиром и для животноводов. Когда утром он шёл на Рыльск и сигналил, после утренней дойки выгоняли на луг стадо коров (по рассказам родителей).

Баржа для перевозки пассажиров была открытой. Сестры помнят, что женщины часто пели песни. На сиденьях было много кошелок с покупками. Перевозили и бычков, поросят, которых покупали в Рыльске на рынке.

 

Наталья Ковынева (Курдюкова): Мои бабушки жили в деревне Бупел. Бупел, фото Рыжкова Е.П.

Это конечная точка маршрута катера. Уходил он в город рано утром, приходилось вставать в 4 утра.

с.Бупел. фото Рыжкова Е.П.

 

Шел катер долго, порядка 4-5 часов. Медленно изворачиваясь по петлям Сейма, толкая перед собой баржу. Ехали в Рыльск по делам, кто чинить телевизор, кто за продуктами, кто на учебу. Пейзажи по берегам настолько красивые были, что сон, как рукой снимало. А после обеда катер шел обратно из Рыльска. Все усаживались нагруженные покупками, ехали в отпуск к родителям с чемоданами и «городские». А как ждали катер в каждой деревне! Ребятня, бабы, да и мужики выходили к месту швартовки. Бупел был в самом выгодном положении, т.к. всё село вытянуто вдоль реки.

Были определенные места, где катер причаливал. Но если катеристы (их так называли) видели, что вещи тяжелы или дети маленькие, причаливали по просьбе, как можно ближе к дому. Благо берега позволяли. Мы всегда встречали катер. Ждали, а вдруг кто в гости приедет, это ведь целое событие было. Катер на весь безлёдный период был очень надежным видом транспорта. Автобус мог прийти, а мог и не поехать (сломался или после дождя дорога превратилась в непроходимое болото). А катер в любую погоду людей вёз. У меня о нем самые трогательные воспоминания, связанные с детством. Я себе даже картину заказала у художника из Марьино А. Рыжкова "Прибытие в Рыльск катера "Курск".

А. Рыжков "Прибытие в Рыльск катера "Курск".

Висит прямо в столовой над обеденным столом, как и картина «Церковь в Капыстичах» - один из красивейших видов с реки художника Анны Галанжиной.

 

 

 

Еще моменты интересные были. Река-то, в основном, лесами шла. Но вот раз и опушка, а на ней лось могучий насторожился и смотрит, не шелохнувшись, как катер идет. Потом успокоится и продолжает пить воду.

Иногда из камышей с оглушительным хлопаньем крыльев взлетает стая диких уток. Дети к матерям от страха прижимаются, но все равно, смотрят с любопытством, такое в фильме не увидишь.

 

Картина Рыжкова А.Е. «Тишина. Введенская церковь с.Капыстичи»

Картина Рыжкова А.Е. «Св.Николаевский монастырь»

 

Идут года, течёт река

и в голове не вяжется,

Что то, что было и прошло,

теперь нам счастьем кажется …

 

Картина Рыжкова А.Е. «Рыльск.60-е» Прибытие теплохода «В.Фролов» в Рыльск из сахзавода.

 

Будущий художник Рыжков А.Е 1968 год

 

Это история, а современность…?

 

Сегодня снова вспомнили о реках, туризме, экологии и речных трамвайчиках.

Работы по реабилитации Сейма в рамках нацпроекта «Экология» были начаты в 2019 году.

В Перспективном плане развития г.Курска на ближайшие годы предполагается провести гидротехнические работы по руслу р. Тускарь (приток Сейма), убрать мель, построить причалы и пустить речной пассажирский трамвайчик. Предполагаемая зона плавания – вверх и вниз по течению реки от Кировского моста. Сейчас специалисты расчищают реку от иловых отложений, удаляют повреждённые деревья в береговой полосе, создают карты намыва и укрепляют берега

 

А в Рыльске, по инициативе последнего Сеймского капитана Анатолия Александровича Толмачева, краеведа, капитана- механика речного флота Соломонова Александра Алексеевича и энтузиаста и руководителя инициативной группы г. Рыльска Земенкова Евгения Владимировича планируется к 50-летию последней навигации установить памятный знак на месте стоянки катеров Рыльского речного флота.

Слева направо- капитан-механик Соломонов А.А. (г.Курчатов) капитан- механик Толмачёв А.А. (г.Рыльск) и судовой механик Дальневосточного рыболовного флота Загорулько В.В. (г.Курчатов)

 

 

Ну а Сейм с каждым годом все сильнее и сильнее мелеет и зарастает травой. Больших разливов нет давно. Причина обмеления Сейма проста – бездумное использование человеком природных ресурсов в своих интересах: вырубаются леса, осушены болота, питавшие родники и малые речки, распаханы пойменные луга, идет бесконтрольный забор воды для орошения полей, многочисленные свинокомплексы качают воду из артезианских скважен, уменьшая тем самым количество подземных запасов воды, да и Курчатовское водохранилище внесло свой вклад, отбирая у Сейма паводковые воды.

Это проблема не только нашей реки. По подсчетам американских экологов только за последние годы не планете исчезло более 900 тысяч малых рек и речушек.

 

Человек создал эту проблему. Человеку ее и решать, иначе природа нам этого не простит и, не дождавшись от нас разумных действий, разрешит эту проблему сама.

 

 
 


Сейм весной 2020, урочище Ломовое Кореневский район

Фото Тарыкина Владислава

 

Виктория Хоменко

член Союза журналистов России

 

 

2020г



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: