Дошкольное образование в педагогических концепциях прошлого (18-19 вв.)




Семинар 3

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности зарождения общественного дошкольного образования в странах Западной Европы в XYIII в.

2. Характеристика типов дошкольных учреждений в странах Западной Европы, Америки в XIXв. Цели воспитания и содержание работы с детьми.

3. Сравнительная характеристика организации обучения ребенка-дошкольника в педагогических системах традиционного и педоцентрического типов (представители этих типов)

4. Теория элементарного нравственного и умственного образования как основа воспитания и обучения дошкольников в педагогической концепции И.Г.Песталоцци. Подготовка человека труда с раннего возраста.

Важнейшей частью учения о природосообразном образовании является теория элементарного образования. Цель элементарного образования — дать ребёнку основные понятия, на базе которых можно строить и развивать знание об окружающем мире.

В психической жизни человека Песталоцци подмечает пять «физико-механических» законов: закон постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон причинности и закон психической самобытности. Эти законы должны быть применены к воспитанию и обучению — а им удовлетворяет только наглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений и представлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки, то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешних органов чувств в приобретении и усвоении знаний. Усвоение знаний обнаруживает в человеке троякого рода способность: способность получить образ, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массы образов и способность дать ему определённый значок. Поэтому основой всякого усвоения, а следовательно, и обучения, надо считать форму, число и слово. Знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилось в форму, ясно различается от других знаний и получило название. На этих рассуждениях строит последовательную методику элементарного преподавания. Обучение слову, форме и числу приводит к необходимости заниматься родным языком, чистописанием, рисованием и арифметикой. Песталоцци даёт очень обстоятельную методику этих предметов, основанную на принципе наглядности. Основные методические приемы обучения грамоте, счёту и письму, как они изложены у Песталоцци, стали в настоящее время достоянием всякой здравой педагогики.

Итак, основные свойства любого предмета есть число, форма и название. Следовательно, задачей первоначального обучения будет развить три основополагающие способности:

· «различать предметы по форме и представлять себе их сущность»,

· «различать предметы по количеству и чётко представлять себе в виде одного или множества предметов»,

· «полученные представления о числе и форме … предмета усилить при помощи языка и удержать в памяти».

Таким образом, из этих трёх элементарных пунктов формируются естественные первые необходимые способности человека — «считать, измерять и говорить». Песталоцци считает, что доведение именно этих способностей до максимума естественным образом и включает в себя познание природы. При этом в широком смысле под числом мы понимаем количественное, формализуемое изучение мира и его законов, под формой — наблюдение свойств явлений и предметов, а под словом — возможность систематизировать и описать объект изучения. Из этого следует, что первоначальное познание должно быть связано с наиболее простыми характеристиками — словом, формой и числом. Песталоцци считает их самыми естественными, самой природой признанными начальными пунктами всякого обучения. Для того, чтобы упорядочить наблюдения ребёнка, помочь ему уяснить то, что перед ним находится, педагог должен прежде всего обратить его внимание сколько различных предметов перед ним, каковы их форма и контур и как они называются, то есть как они могут быть выражены при помощи слов языком.

Наряду с определением трёх основных направлений познания мира, Песталоцци вводит понятия о простейших элементах этих направлений. Простейший элемент числа — единица, как самое простое и самое наглядное число, с которым ребёнок в своей жизни встречается первым и осознаёт первым. Простейший элемент формы — линия, как первый элемент «азбуки наблюдения». Простейший элемент слова — звук. Первоначально дети обучаются узнавать именно эти самые простые элементы с тем, чтобы потом, используя принцип постепенного добавления информации, переходить к следующим ступеням.

При обучении детей языку Песталоцци предлагает начинать с самого простого — со звука. По его мнению, знакомство ребёнка со звуками должно быть завершено ещё до того, как ему покажут буквы и начнут с ним первые упражнения в чтении. Лишь после того, как ребёнок в полном объёме усвоит все звуки, из которых состоит речь, после того, как он научится складывать из звуков слоги и достигнет в этом необходимой беглости, после того, как у него накрепко отложатся в памяти изученные формы, можно начинать знакомить его с буквами, с чтением и письмом. Именно такой подход (переход от буквослагательного метода к звуковому) по мнению Песталоцци облегчает детям правильное письмо.

Обучение чтению также начинается с элементарного — с гласной буквы. Каждую букву ребёнок должен знать и выговаривать в совершенстве, после этого детям также постепенно, одну за одной необходимо показывать согласные буквы в сочетании с главными, что даёт возможность научить детей читать по складам.После достижения определённой беглости в складывании слогов можно переходить к чтению слов, опять же от более простых — к сложным, и только после этого ребёнку может быть вручена первая книга для чтения.

Одновременно с обучением чтению должно вестись расширение словарного запаса, то есть обучение названиям. Таким образом, с появлением новых слов, наряду с получением детьми навыков чтения и письма, они пополняют сведения о мире, в котором живут. Параллельность этих процессов — залог, во-первых, успешности обучения и, во-вторых, интереса детей к занятиям.

Также важным моментом обучения языку, кроме способности читать и пополнения словарного и понятийного запаса ребёнка, является обучение речи, то есть возможности излагать суждения вслух и на бумаге. Здесь опять же надо начинать с самого простого — с подбора определения предмету (словосочетание как второй элемент речи). Ребёнок должен из своего собственного жизненного опыта подобрать определение известному ему предмету, пользуясь своими органами чувств. После этого ребёнок учится классифицировать слова по свойствам, разделять на группы. И постепенно, шаг за шагом учится формулировать взаимосвязь между понятиями, их соотношение со временем, числом, обстоятельствами, сущность предмета; ставить задачи, определять отношения долженствования, возможности, намерения, цели.

Аналогичным образом строится и обучение детей второму основному направлению познания — искусству определять форму, то есть измерять. Вначале детям показывают простейший элемент формы — прямую линию, далее постепенно усложняют форму, знакомят детей с простейшими фигурами: углами, дугами; классифицируют фигуры по виду и по расположению на плоскости. Далее ребёнок учится сам называть увиденные формы, определять форму конкретного предмета, степень отклонения его от правильной формы. Здесь следует заметить, что Песталоцци был первым в истории педагогом, который ввёл в начальной школе начатки геометрии[7].

Совершенно необходимо, по мнению Песталоцци, параллельно с обучением детей узнавать и определять форму предметов, научить их изображать предметы на бумаге, то есть рисовать.

Здесь Песталоцци также применяет метод элементарного образования, обучая детей сначала проводить линии, затем фигуры, и лишь постепенно наблюдение геометрических линий становится излишним и остаётся умение рисовать.

Также к области изучения формы Песталоцци относит и обучение детей письму. Здесь он вносит ценное предложение, не утратившее своего значения до наших дней — чтобы дети предварительно упражняли свою руку в написании элементов букв и лишь затем переходили к написанию самих букв и состоящих из них слов. До того как дети научатся обращаться с пером, швейцарский педагог рекомендует, чтобы они писали грифелем на аспидных досках, что облегчает им переход от линий и геометрических фигур к буквам, которые, конечно, тоже можно вначале рассматривать как совокупность линий и дуг.

Третьим элементарным средством познания является число. Как уже было сказано, простейший элемент счёта — единица, простейший же элемент способа количественного познания мира — отношение «больше/меньше». Ребёнок, как справедливо указывает Песталоцци, получает понятие о числе на основе своего личного опыта, но это понятие следует упорядочить и уточнить. Кладя единицу в основу вычисления, он путём прибавления и убавления её стремится создать в сознании ребёнка правильные понятия о числе, рассматривая его как соотношение множества и единицы. По мнению Песталоцци, вводить письменное обозначение цифр и арифметических действий можно лишь после того, как школьники овладеют навыками устного счёта. Он указывал, что арифметические действия должны предваряться устными упражнениями в вычислении, которые необходимо осуществлять в строгой методической последовательности.

Таким образом, обучение детей познанию природы стоит на трёх слонах — чтении, счёте и наблюдении. При этом необходимо понимать, что лишь параллельные занятия этими тремя видами деятельности способны привести к гармоничному развитию личности. Они не оторваны друг от друга, а взаимосвязаны и взаимопроникающи. Действительно, обучение письму, например, возможно лишь на базе умения ребёнка как читать, так и рисовать; первоначальное обучение арифметике и геометрии возможно лишь на речевой основе, используя уже развитое умение излагать суждения.

Изложенная методика позволяет медленно, но верно формировать у детей правильные понятия. С её помощью можно добиться двоякой цели — вооружения учащихся знаниями и развития их мыслительной способности, воспитание самостоятельности мышления.

Нравственное образование[править | править вики-текст]

Третьей, не менее важной, составляющей природосообразного гармонического воспитания подрастающего поколения является нравственное образование. Проблеме воспитания ребёнка личностью с высокоморальными убеждениями Песталоцци уделял большое внимание в своих трудах и педагогической практике. Мысль о ведущем значении нравственного воспитания постоянно подчёркивается им, более того, Песталоцци неоднократно пишет о том, что «развитие ума и руки должно быть подчинено развитию сердца», отмечает большую роль нравственного элементарного образования в развитии человечности.

Выдвигая актуальное и в настоящее время положение о том, что воспитание и обучение должны осуществляться в неразрывной связи, Песталоцци даёт ему следующее обоснование. Он утверждает, что природа человека составляет единое целое и, следовательно, развитие какой-либо одной силы человеческой природы не может не сказаться и на развитии всех остальных. Другой аргумент, иллюстрирующий единство элементарного физического, умственного и нравственного образования, заключается в том, что они не только сообща направлены на достижение конечной цели воспитания — формирование гармоничной самостоятельной личности, — но и строятся на одних и тех же основах, следуют по одному и тому же пути.

В ряде своих произведений Песталоцци утверждает, что первые ростки нравственности возникают у ребёнка на почве удовлетворения его насущных жизненных потребностей в еде, питье, тепле. Эти ростки нравственности появляются уже у грудного младенца в виде зарождающихся у него чувств любви, доверия, благодарности к самому близкому ему человеку — матери, утоляющей его голод и закрывающей его от холода. Зародыши этих чувств, проявляемых ребёнком сначала только в инстинктивной форме, развиваются и приводят в движение потенциальные внутренние силы его сознания, которым, как полагает Песталоцци, свойственно стремление к развитию. Со временем первые ростки нравственности претворяются у ребёнка в высшие моральные чувства, которые он уже проявляет осознанно, не только к матери, но и к другим людям.

В нравственном формировании личности ребёнка Песталоцци отводит особую роль «внутреннему созерцанию» (аналог наблюдения при интеллектуальном воспитании), то есть восприятию детским сознанием своих собственных впечатлений, связанных с состоянием души. Однако для того, чтобы эти переживания могли быть интегрированы ребёнком, необходимо первоначально выработать у него правильные представления и понятия, и лишь затем предоставить ему возможность высказывать самостоятельные суждения. При развитии нравственных сил ребёнка обязательно должно иметь место возбуждение его природных духовных сил, проявление его самодеятельности. Вся система нравственного воспитания, считает Песталоцци, должна быть построена на основах развития активности самого ребёнка.

Песталоцци решительно осуждает тех своих современников, которые широко используют в целях нравственного воспитания многословные проповеди, заставляют детей зазубривать непонятные им религиозные тексты. В «Письме другу о пребывании в Станце» Песталоцци пишет

О том, как человек воспитан с точки зрения морали, утверждает педагог, следует судить по его реальным поступкам, а отнюдь не по умению произносить высокопарные фразы.

Прилагая теорию элементарного образования к вопросам воспитания нравственности, Песталоцци считает первым делом необходимым развитие у детей высоких моральных чувств с тем, чтобы далее сформировать моральные устои, выработать у них путём непосредственного участия в добрых и полезных делах нравственные навыки и, наконец, определить нравственное сознание молодого человека. Нравственное воспитание детей, полагает Песталоцци, может быть эффективным, если имеет целенаправленный характер и осуществляется планомерно. Основы для нравственного развития ребёнка он видит в семье.

Простейшим элементом нравственности Песталоцци именует чувство любви. В статье «Что даёт метод уму и сердцу» он говорит.

Элементарное чувство любви, направленное первоначально на мать, при помощи искусства воспитания Песталоцци предлагает постепенно распространять на всё более широкий круг людей. Отправляясь от своей любви к близкому, ребёнок, медленно, но неуклонно продвигаясь к более далёкому, начинает питать любовь к своему народу и, наконец, ко всему человечеству.

Моральное воспитание педагог тесно связывает с религиозным, ибо христианство, как воплощение высоких моральных начал, в большой мере способствует облагораживанию человеческой природы. Однако по утверждению И.Нидерера, одного из ближайших соратников Песталоцци, последний не прививал специально ученикам христианскую веру; более того, он отвергал догматическую сторону вероучения, но высоко ставил моральные основы христианства и широко использовал религиозные принципы и понятия морали в деле нравственного воспитания ребёнка.

Между тем следует заметить, что под нравственными чувствами Песталоцци понимает не только чувство долга, чувство справедливости, любовь к ближнему, но и такие, скорее, эстетические чувства как чувство порядка, чувство гармонии, красоты, благородства. Они должны подчиняться в душе ребёнка тем же самым законам, которым подчиняются все чувственные впечатления. Каждое учение о красоте, считает Песталоцци, если оно не подкреплено чувственным и наглядным представлением о ней, теряет своё значение в качестве составной части элементарного метода нравственного воспитания. Таким образом, обучение нравственности проходит в гармонии с интеллектуальным обучением, своей моральной силой прокладывая дорогу для последнего[9].

Одним из наиболее эффективных средств элементарного нравственного образования Песталоцци считает «упражнения в добродетели», то есть участие детей в добрых и полезных делах, зачастую требующих у детей волевых усилий. Такие упражнения он видит необходимым начинать ещё в семье, а затем систематически продолжать в условиях учебно-воспитательных заведений.

Путём интеграции различных педагогических методов, направленных на умственное, физическое и нравственное развитие ребёнка, Песталоцци стремится достигнуть взаимопроникновения и слияния воедино воспитания с обучением. По его словам,

Тесно смыкаются с мыслями Песталоцци о физическом воспитании и его воззрения о роли труда в школьном образовании ребёнка. В течение многих лет он занимается проблемами подготовки детей из народа к работе в области промышленности.

По убеждению Песталоцци, трудовое обучение служит основой профессионального образования любого направления (тут, однако, следует пояснить, что во времена Песталоцци под трудом подразумевалась физическая работа мастерового, кустаря, рабочего) и, далее, профессиональной деятельности человека. То есть, цель педагогической деятельности, говоря о трудовом воспитании, — это выработка у детей технических и общетрудовых умений, осуществление их «подготовки к мастерству».

Согласно проповедуемой им теории элементарного обучения, Песталоцци указывает, что в разрезе трудового воспитания такое обучение состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка «силы умения», то есть способность применять свои природные задатки — силу, ловкость — в трудовой деятельности.с этой целью Песталоцци считает необходимым развивать руку ребёнка, другие члены его тела, а также его органы чувств с тем, чтобы образовать и расширять его технические способности. Таким образом, видно, что первоначальное трудовое обучение должно основываться на рассмотренной ранее элементарной гимнастике.

Песталоцци горячо протестует против того, чтобы трудовое образование сводилось к вооружению школьников односторонними рутинными умениями и механическими навыками, как это имело место в его время. Он считает, что у детей из народа надо развивать способности к мастерству во всём его объёме в соответствии с их задатками, причём эти способности должны быть подкреплены соответствующим образом развитыми мыслительными, общефизическим способностями и высокими нравственными устремлениями. Песталоцци считает, что правильно организованная профессиональная подготовка находится в самой тесной связи и во взаимодействии с общим образованием и призвана совместно с ним обеспечить развитие всех сил и способностей человеческой природы.

Трудовое воспитание призвано, по мнению Песталоцци, вооружить детей бедных такими знаниями, умениями и навыками, привить им такие качества, которые дали бы возможность помочь самим себе приспособиться к условиям предстоящей жизни и путём более осмысленного и производительного труда освободиться от нищеты, «стать людьми в полном смысле этого слова».

 

Для того, чтобы лучше понять новизну кажущихся сейчас банальными рассуждений Песталоцци, рассмотрим современное ему положение с образованием в так называемых «индустриальных школах» — самых распространённых начальных учебных заведениях бедноты в его время. В этих школах дети получали простейшие знания, религиозное воспитание и за ничтожное вознаграждение, а часто просто за питание занимались механической малопроизводительной работой: прядением, ткачеством, изготовлением изделий из дерева и т. п. Обучение совмещалось у них с работой по 8 — 10 часов в сутки. Апологеты «индустриального школьного движения» утверждали, что совмещение обучения с работой детей в мануфактурном производстве способствует экономическому развитию страны, улучшению материального положения народа. В трактовке участников этого движения, индустриальные школы должны привить учащимся трудолюбие, «дух индустрии» и дать такие знания, умения и навыки, которые будут способствовать тому, чтобы человек успешно справлялся с работой на мануфактурах, предстоящей ребёнку после окончания такой школы.

Не такие и не только такие задачи должна выполнять школа, заботящаяся о развитии ребёнка в личность. По мнению Песталоцци, подобное заведение должно вооружить воспитанников умением мастерски выполнять не виды труда, которым им предстоит впоследствии заниматься, с тем, чтобы помочь им обеспечить их будущее благосостояние. Школа, считал он, должна стремиться к тому, чтобы дети, воспитывающиеся в ней, обучаясь хорошо работать, в то же время проникались сознанием своих сил, своего человеческого достоинства. По замыслу Песталоцци, это должно помочь беднякам найти выход из своего тяжёлого положения.разумеется, педагогу-гуманисту была глубоко чужда мысль об эксплуатации детского труда в целях обогащения.

Большую роль Песталоцци отводит труду в деле нравственного воспитания учащихся; он справедливо указывает, что в процессе грамотно поставленного обучения труду у них вырабатываются такие ценные качества как точность, аккуратность, скромность. Надёжным средством труд является и в деле умственного развития ребёнка, вызывая упражнение его внимания, способности к сосредоточению, самостоятельности суждений. Таким образом, трудовое воспитание на основе природосообразного метода способно стимулировать подъём физических, умственных и духовных сил человека.

Песталоцци считал необходимым научить будущего рабочего мыслить, считать, рисовать, измерять, а также сформировать привычку к порядку, аккуратности, внимательности и т. д. Однако для того, чтобы дети были готовы к работе, их необходимо вооружить и специальными приёмами промышленного труда.

На основе этого Песталоцци задаётся целью создать целую систему расположенных в строгой последовательности упражнений, при помощи которых дети смогут шаг за шагом овладеть теми элементарными приёмами, которые лежат в основе различных видов промышленного труда, подобно тому, как они постепенно усваивают элементарные приёмы счёта и рисования. Эти упражнения должны составить содержание особой гимнастики, специально предназначенной для подготовки к работе в области индустрии. Эту специальную производственную гимнастику Песталоцци имел в виду построить на базе разработанной им системы школьной элементарной гимнастики, о которой речь шла выше.

Учитывая особенности современного ему мужского и женского труда, Песталоцци различает две разновидности специальной производственной гимнастики. Первая предназначена для того, чтобы развить у мальчиков силу и ловкость движений всей руки, вторая — выработать у девочек проворство и гибкость кисти и пальцев. Песталоцци предполагает, что упражнения, входящие в систему специальной производственной гимнастики, смогут содействовать выработке у будущей рабочей молодёжи общей культуры труда и значительно облегчить овладение сложными приёмами ручного труда, которые ей придётся применять, работая в промышленности.

Такая элементарная гимнастика в понимании Песталоцци должна исходить из критерия — насколько те или иные движения свойственны каждой части человеческого тела и необходимы для её развития. Следовательно, для составления комплекса элементарных упражнений производственной гимнастики необходимо учесть все движения, при помощи которых осуществляется механизм каждой отдельной рабочей операции. Поскольку при этих операциях часто производятся неоднородные движения, в задачу элементарной гимнастики входит расчленение различных операций на их составные элементы. По мнению Песталоцци, каждый вид производственных умений исходит из простого начального элементарного приёма и путём выполнения ряда последовательных упражнений можно постепенно достичь перехода всё к более и более трудным степеням овладевания навыками.

В работе «О народном образовании и индустрии» Песталоцци пишет:

Все эти умения исходят из простейших приёмов удара, толкания, вращения, качания, подымания, топтания и требуют последовательной системы упражнений, имеющих задачей развитие сил и технических способностей.

Песталоцци предлагает создать «азбуку умений», исчерпывающую такие элементарные упражнения и ставящую их в определённой последовательности друг за другом. Освоение этой азбуки помогло бы ребёнку развить свои физические силы и овладеть трудовыми навыками, составляющими основу его будущей профессиональной деятельности.

Составление последовательных рядов средств обучения является нетрудной задачей. Для этого необходимо изучить наличные средства обучения мастерству с целью их упрощения и расчленения на составные элементы… Однако для того, чтобы разработать для каждой отрасли индустрии упражнения в таком порядке, чтобы никогда более сложное упражнения не предшествовало простому … для этого требуются эксперименты во всех отраслях индустрии.

Также Песталоцци отмечает здесь, что первоначальные элементы производственной гимнастики непосредственным образом вытекают и должны быть близки простейшим упражнениям естественной физической гимнастики

В этой же работе Песталоцци высказывает свои мысли о задачах школы по составлению комплекса элементарного трудового обучения для конкретного вида трудовой деятельности:

Изучить и организовать упражнения женской и мужской производственной гимнастики.

Расположить эти упражнения таким образом, чтобы они составляли последовательный ряд, соотнесённый с тем уровнем силы и мастерства, который присущ ребёнку на данном этапе подготовки.

Подкрепить результаты упражнений элементарным умственным образованием, параллельно проводить обучение измерениям, рисунку.

Постоянно соединять упражнения с непосредственным трудом на их основе.

Выполнять работы, относящиеся к различным отраслям трудовой деятельности, но ни одну из них не выполнять в течение столь длительного времени, чтобы это могло нанести ущерб здоровому развитию ребёнка. «Необходимо, чтобы каждая последующая работа служила средством отдыха от усталости, вызванной предшествующей».

Приучать детей ко всему, при помощи чего человек может самостоятельно себя обслуживать, к выносливости и терпению.

Если в какой-нибудь области у какого-либо конкретного ребёнка проявятся выдающиеся способности, пустить в ход все средства, чтобы развить их и довести до высокого уровня.

Таким образом, в задачу трудового обучения, по Песталоцци, входит, аналогично другим видам обучения, максимально возможное развитие присущих человеку способностей одновременно с привитием ему прочных навыков во всевозможных отраслях производственной деятельности.

 

5. Работа воспитательных учреждений И.Г.Песталоцци.

6. Идея целостного развития личности ребенка-дошкольника в концепции Ф.Фребеля.

7. Концепция Ф.Фребеля в педагогической практике его последователей. История детского сада в зарубежной практике.

Фребель Фридрих (21.04.1782 - 21.06.1852), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка - его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности. Фребель пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц»), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, так называемые «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами - шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек». Фребель предлагал 6 даров, с которыми надо знакомить ребенка последовательно. Первый дар - мяч, постепенно к первому мячу прибавляются другие разного цвета (6-7 цветов, которые олицетворяют радугу между землей и небом, человеком и божественным, для детей в возрасте 5 мес - 1 год). Второй дар - это шары двух цветов: белые и черные. Третий дар - это куб, разделенный через центр на части по всем сторонам и параллельно с ними. Помимо различных пространственных качеств, здесь ребенком познаются числа, арифметические действия, дроби. Четвертый дар - куб, разделенный на 8 брусков, имеющих определенную величину, равновесие, устойчивость, тяжесть. Пятый дар - куб, разделенный на 27 частей, из которых 3 разрезаны по диагонали, 3 - на четыре части. Этот дар предназначается для детей старшего дошкольного возраста. В играх с ним происходит усвоение математических понятий, понятия углов, многоугольника. Шестой дар - куб, разделенный на 27 частей, из которых 3 разделены пополам вдоль и 12 разделены пополам поперек. При помощи этого дара ребенок познает понятия «делимое», «неделимое».

Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду. Учение Фребеля способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Недостаток системы Фребеля - жёсткое регламентирование деятельности ребёнка.

Теория Фребеля впервые в истории дошкольной педагогики явилась целостной, методически разработанной и оснащенной пособиями разнообразного содержания общественного дошкольного воспитания

Педагогическая деятельность Ф. Фребеля заложила основы сенсорного воспитания, которые получили свое дальнейшее развитие в трудах О. Декроли и М. Монтессори.

8. Концепция социального воспитания маленьких детей Р.Оуэна.

Важным звеном педагогического эксперимента Оуэна в Нью-Ланарке являлась “школа для маленьких детей”, имеющая целью оградить их от дурного влияния среды и обеспечить их всестороннее развитие. Много внимания уделялось физическому воспитанию. В школе соблюдался правильный режим дня, дети получали здоровую пищу, значительную часть времени проводили на свежем воздухе, регулярно занимались гимнастикой, часто под музыку. Очень рано малышей начинали учить танцам и пению. Все эти занятия способствовали развитию у них ловкости, изящества, хорошего вкуса. Таким образом, физическое воспитание тесно сочеталось в “школе для маленьких детей с эстетическим.

Очень важным в воспитании детей младшего возраста Оуэн считал развитие “духа общественности”. Своих питомцев он стремился воспитать честными, правдивыми, приветливыми, вежливыми, привить им привычку приходить на помощь товарищам в затруднительных случаях и другие положительные нравственные качества.

Заботясь об умственном развитии детей, во время непринужденных бесед их знакомили с окружающими предметами, их свойствами и практическим назначением. Огромное значение Р. Оуэн придавал детской деятельности, основным видом которой считал игры; в “школе для маленьких детей они сочетались с элементарными трудовыми процессами.

Воспитателями этой школы были приглашены ткач и молодая работница с нью-ланаркской фабрики", которые едва умели читать и писать, но зато ласково обращались с детьми и могли хороша организовать их игры и забавы. Природную доброту, неизменно терпение, умение обходиться в работе с детьми без наказаний Оуэн считал основными качествами, которыми должны обладать воспитатели маленьких детей.: Р. Оуэн впервые в истории создал воспитательные учреждения для малолетних детей рабочих. “В Нью-Ланарке,— писал Энгельс,— были впервые введены школы для детей младшего возраста, придуманные Оуэном. В них принимали детей, начиная с двухлетнего возраста, и дети так хорошо проводили там время, что их трудно было увести домой.

Школы для детей рабочих

После “школы для маленьких детей воспитанники переходили в начальную школу, из которой Р. Оуэн изгнал догматизм и зубрежку. Он считал необходимым вооружать детей конкретными знаниями, доступными их возрасту и полезными в дальнейшей жизни. Учебный план начальной школы в Нью-Ланарке включал в себя, кроме родного языка и арифметики, еще ряд предметов, которые в то время не изучались в народной школе, как-то.элементы географии, ботаники, минералогии.

Традиционное преподавание религии было заменено уроками морали, которые проводил сам Р. Оуэн. Для того времени это было из ряда вон выходящим событием. В начальной школе продолжались занятия танца.ми, пением; для мальчиков была введена военная гимнастика. Все обучение велось на основе широкого применения наглядности: в школе имелось большое количество различных коллекций и других экспонатов; стены большого зала были расписаны изображениями животных и растений.

Р. Оуэн считал, что нужно не только давать детям знания, но и развивать познавательные способности. Поэтому он стремился применять в школе активные методы обучения, способствующие проявлению пытливости детского ума и приучающие учеников к самостоятельному мышлению.

Большое внимание уделялось воспитательной работе. О ее положительных результатах можно было судить по бодрому виду воспитанников, по их поведению, по той дружной и радостной атмосфере, которая господствовала в школе. Несомненный воспитательный эффект давало и регулярное участие детей в трудовой деятельности. Девочек обучали шитью, кройке, вязанию, приучали держать дом в чистоте и порядке, их посылали в общественную кухню и столовую, где они должны были научиться готовить. Мальчики овладевали простейшими видами ремесленного труда, учились садоводству.

Чтобы все дети, достигшие пятилетнего возраста, могли посещать начальную школу, Р. Оуэн категорически запретил нанимать их на фабрику до десяти лет. И это было в те времена, когда во всех отраслях английского производства беспощадно эксплуатировался труд малолетних. С десяти лет подростки, уже работающие на фабрике, могли продолжать учение в вечерних классах, причем до двенадцати лет у них был сокращенный рабочий день. В 1816 г. эти классы посещало около четырехсот человек. Таким образом, Р. Оуэн впервые осуществил в Нью-Ланарке соединение обучения подростков в школе с их участием в индустриальном труде.

С 1815 г. Оуэн стал добиваться издания закона, который запрещал бы труд детей до десяти лет и ограничивал труд подростков до двенадцатилетнего возраста шестью часами в день, а для молодых рабочих в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет вводил бы двенадцатичасовой рабочий день, включая полтора часа на обед и ужин. В 1819 г. после длительного сопротивления предпринимателей закон о детском труде был принят английским парламентом в значительно урезанном виде.

Задания:

· При подготовке вопросов объяснить специфику содержания образовательной работы с детьми в дошкольных учреждениях за рубежом.

· Оценить эффективность использования методов «школьной» работы в воспитании, обучении детей дошкольного возраста на примерах историко-педагогического наследия.

· Повторить характеристику типов обучения, классификацию методов обучения (Лернера и Скаткина) в современной педагогике.

· Составитьсхему организации обучения дошкольников в педагогических системах разных типов, ответив на вопросы: - основоположники педагогической системы; - кем определяется содержание образования ребенка; - какие методы обучения используются; - результат обучения.

Литература:

1. Водовозова Е.Н. Воспитание ума. Примеры практических задач для наблюдений. В работе: Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: