Сравните теории Т. Парсонса и Р. Дарендорфа




СЕМИНАР 1

Часть1 Ведение в социологию

Основные понятия:

объект науки, предмет науки, социология, общество, методы социологии,

функции социологии, социологический номинализм,отраслевая социология,

социологический реализм, уровни социального познания.

Вопросы семинара:

Определение социологии, её объекта, предмета.

Функции, уровни, структура и методы социологии.

Социология как отрасль научного знания и как учебная дисциплина.

Связь социологии и других наук.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1

1. Какое из определений социологии является наиболее полным?

а) социология – наука об обществе.

б) социология – это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем;

о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях.

2. Дайте определение общества.

3. Какие две позиции существуют в современном понимании общественного бытия? Разъясните суть этих научных позиций.

4. Дайте определение предмета и объекта социологии как науки.

5. Что является причиной различий в определении предмета социологии разными учёными?

6. Что понимается под термином «научный метод»?

7. Какие методы применяются в социологии?

8. Дайте определение термина «парадигма». Чем отличается парадигма от научной теории?

Какие парадигмы в развитии социологии выделял Дж. Ритцер?

10. На какие три уровня в зависимости от масштаба изучаемых

явлений можно разделить теоретическую социологию?

11. Правильно сопоставьте функции социологии и их описание в

таблице:

Название функции социологии   Описание функции, которую выполняет социология  
Идеологическая (воспитательно-идеологическая)   Помогает разрабатывать научно основанные прогнозы предстоящих социальных изменений.
Прогностическая Связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в целях оптимизации функционирования различных социальных объектов (групп, регионов, стран и т.д.).
Организационно-управленческая функция Связана с изучением социальной реальности, с накоплением эмпирического и теоретического знания о ней, фактах и законах строения, функционирования и развития общества.
Гносеологическая (познавательная) Связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально- политического, нравственного, религиозного (антирелигиозного) характера. Как и любая другая наука, изучающая общественную сферу, социология не может отмежеваться от тех оценок, которые связаны с изучаемыми событиями и явлениями и которые она стремится утвердить в общественном мнении.

 

12. Есть ли, на Ваш взгляд, различие между гуманитарными и социальными науками? В чём оно заключается? К каким наукам правильно было бы отнести социологию?

13. С какими науками социология имеет общий объект исследования? В чем различие подходов к изучению общества у социологии и

других наук?

14. Как социология связана с точными и естественными науками?

15. Какой подход в социологии является господствующим в современности? В чём его суть?

ТЕМЫДЛЯ СООБЩЕНИЙ И ДОКЛАДОВ НА СЕМИНАРЕ

1. Проблема человека и общества, специфика её анализа в социологии.

2. Общество как объект научного познания.

3. Значение социологии в современном мире.

4. Связь социологии и статистики.

5. Связь социологии и истории.

Часть 2

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ.

Основные понятия:

позитивизм, эволюционизм, механицизм, «понимающая социология»,

марксизм, эмпирическая социология, макросоциология, теория конфликта,

структурно-функциональный анализ, микросоциология

 

Вопросы семинара:

Становление социологии как науки об обществе.

Классический этап развития социологии: основные концепции и подходы

Развитие отечественной социологии

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 2

1. Как связана социология и позитивизм? Кто является основателем позитивизма? Кого принято называть «отцом» социологии?

2. Изложите «Закон трёх стадий» О. Конта. Заполните в таблице

характеристику каждой стадии:

Теологическая стадия Метафизическая стадия Позитивная стадия
       

 

3. Какое влияние оказали на социологию естественные науки?

4. Охарактеризуйте теорию эволюционизма.

5. Что такое «понимающая социология»?

6. Функциональная и конфликтная теория.

7. Какое направление представляют Т. Парсонс и Р. Мертон?

Сделайте анализ концепций.

 

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Сравните теории Т. Парсонса и Р. Дарендорфа

ТЕМЫДЛЯ СООБЩЕНИЙ И ДОКЛАДОВ НА СЕМИНАРЕ

1. Взгляд на общество Платона и Аристотеля

2. Теория О. Конта

3. Теория Г. Спенсера

4. Вклад в социологию М. Вебера

5. Творчество Э. Дюркгейма.

6. Социальная психология Г. Тарда.

7. Изложите суть теории К. Маркса

8. Функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона

9. Конфликт в теории Р. Дарендорфа

10. Основные теоретические направления русской социологии в конце XIX – начале ХХ ст.;

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 3

1. Дайте определения понятия «система». Можно ли рассматривать общество как систему? Что такое «социальная система»?

2. Какие подсистемы в обществе как системе можно выделить?

Охарактеризуйте их.

3. Назовите элементы социальной подсистемы.

4. Охарактеризуйте общество как целостное, динамично развивающееся, системное образование.

5. Назовите основные компоненты структуры общества.

6. Чем близки понятия «общество» и «страна» и чем они различаются?

7. Расскажите о модели социальной системы, предложенной

Т. Парсонсом.

8. Кто предложил делить общества на традиционные (военные) и

индустриальные (промышленные)?

9. Расскажите о современной типологии обществ, принятой в социологии.

10. Какие законы развития общества Вы знаете?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: