Понятие непрерывного образования в социально- исторический аспекте




 

Сегодня существует множество теорий, раскрывающих суть непрерывного образования, различные его стороны и его роль в современном обществе. Так, исследователь М.В. Захарченко, рассматривавший непрерывное образование, прежде всего, в его философском аспекте, исходит из того, что в философии «непрерывность» означает целостность систем, а значит, и непрерывное образование имеет цель обеспечить не просто поэтапное, а целостное развитие человека. Именно целостность определяет порядок деятельности разнообразных образовательных структур (основные и параллельные; базовые и дополнительные; государственные и общественные; формальные и неформальные и т.д.). При этом система образования должна быть подвижна, изменчива, полифункциональна и взаимоувязанна[9].

С точки зрения другого исследователя, Б.С. Гершунского [11], непрерывное образование - не просто механическая «достройка» наличествующей системы образования, в ходе которой происходит лишь усиление компенсационных и адаптационных функций образования; это понятие более сложное. По мнению ученого, суть непрерывного образования в том, чтобы создать необходимые условия, обеспечивающие всестороннее гармоничное развитие индивида независимо от его возраста, первоначально приобретенной им профессии, специальности, местожительства, на основе обязательного учетом его особенностей, мотивов, потребностей, ценностных установок и т.д.[10]

Развёрнутое определение принципов «непрерывности» и «преемственности» даёт А.А. Леонтьев: «…под непрерывностью следует понимать последовательную цепь учебных задач на всём протяжении образования, которые переходят друг в друга и обеспечивают постоянный, объективный и субъективный процессы продвижения учащихся вперёд на каждом из последовательных временных отрезков. Преемственность же подразумевает под собой непрерывность на границах разных этапов или форм обучения (между детским садом и школой, школой и вузом, вузом и последипломным обучением), то есть, в конечном итоге, - единую организацию указанных этапов или форм в границах целостной системы образования»[11].

По мнению А.М. Новикова, «посредством непрерывности образования обеспечивается возможность к многомерному движению личности в образовательном пространстве, создаются оптимальные для нее условия такого движения»[12]. Данным ученым были выделены следующие три основных принципа непрерывного образования: это многоуровневость, дополнительность и маневренность, соответствующие трем разным «векторам движения» индивида в пространстве системы образования. В качестве первого вектора А.М. Новиков называет «вектор движения вверх», предполагающий поступательное движение по уровням образования. Вторым вектором является - «вектор движения вбок», означающий, что человек может не только продолжить образование, но и поменять свою сферу профессиональной деятельности. Наконец, Третий вектор называется «вектором движения вперед», что предполагает, обладание каждым человеком навыками самообразования и самосовершенствования[13].

Итак, непрерывность образования напрямую связана с целостностью образовательной системы, соединяющей воедино дискретные элементы, существующие в виде образовательных программ различных видов и уровней. Непрерывность и дискретность как философские категории характеризуют процесс развития, причем через непрерывность выражается временная и пространственная связи ступеней развития, преемственность изменений в ней, а через дискретность находят проявление свойства локализованности, делимости, некие отличительные черты развития.

На основе изученных теорий и взглядов на разные аспекты непрерывного образования, можно дать такое его обобщенное определение в социально- историческом аспекте: это процесс роста образовательного (как общего, так и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям человека и общества. В социально-философском понимании непрерывности образования отражен и главный ориентир реформирования образования - достижение целостности образовательного процесса во всех возможных направлениях, интегрированности всех его этапов и ступеней.

Идеи непрерывного образования в современном постиндустриальном обществе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: