Смена парадигм образования в условиях постиндустриального общества




В последние десятилетия в развитых странах происходит формирование нового социально-экономического уклада (называемого «экономикой знаний», «постиндустриальным обществом», «информационным обществом», «когнитивным обществом»). Следствием указанного процесса является формирование экономикой и обществом новых запросов к институтам образования, отвечающим за исследования, развитие технологий и развитие человека.

Как подчеркивают исследователи в области социальной философии, в частности, А.А. Хохлов, мы наблюдаем смену образовательных парадигм, при которой традиционная парадигма (согласно которой обучение происходит преимущественно в стенах высших учебных заведений, основными источниками знаний являются книги, учебники и прочие печатные материалы, хранящиеся в библиотеках) теряет свою актуальность. Главная идея новой парадигмы - ориентация на личность и накопление самого мощного социального капитала - знаний, обеспечивающих профессионализм работников; высокие технологии, отвечающие новым социально-экономическим условиям[14]. Такое образование имеет характер опережающего обучения, предоставляя возможность освоить необходимые знания, умения и компетенции, осуществлять их собственное личностное и профессиональное развитие и самореализацию параллельно и взаимосвязанно с трудовой деятельностью.

Таким образом, человек находится в процессе непрерывного образования и тем самым создает свои компетенции как гибкую и непрерывно растущую структуру. В новом понимании человека на первый план выходят ценности свободы творчества, самосознания, самоопределения, самореализации. Согласно воззрениям А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, главное в личности - устремленность в будущее. В данном русле происходит и переориентация ценностей в современных условиях: теперь уже не образование обусловливает жизненную стратегию личности, а, напротив, личность намечает стратегию жизни на основе проектирования собственного образовательного маршрута. Непрерывное образование при этом призвано создать необходимые условия для успешной разработки и реализации указанного маршрута. Ключевой характеристикой такого образования становится не передача знаний и технологий, а формирование компетентностей в деятельности, готовность к повышению уровня профессиональной компетентности.

Индустриально-рассредоточенное производство постиндустриального общества является гораздо более сложным и динамичным по сравнению с индустриально-сосредоточенным. Современными фирмами востребован качественно иной по сравнению с еще недавним прошлым тип специалистов - а именно: людей, способных ставить задачи в рамках сложной деятельности, многозадачности и зачастую неопределенности. С одной стороны, в рамках такой деятельности специалист выполняет свои частные должностные функции, с другой же - опору его деятельности составляет не усвоенная когда-то стандартная специальность, а его собственный уникальный опыт, компетентность как способность принимать верные решения в динамичных процессах, организовывая работу других или свою работу с другими участниками деятельности. К тому же, как справедливо отмечает М. Кастельс, назвавший человека современного общества «информационным работником», самым ценным знанием становится осознанное знание, благодаря которому человек способен осуществлять отбор и и синтезирование необходимой ему информации из массы предлагаемых ему средой вариантов.

В принципах непрерывного образования, по мнению многих отечественных учёных, основополагающими являются идеи самосовершенствования, развития свойств личности, необходимых для успешного осуществления любого вида деятельности. Так, например, Б.С. Гершунский, наряду с такими принципами непрерывного образования, как целостность, непрерывность, преемственность, прогностичность, гибкость и динамичность, интегративность, адаптивность, называет также принцип самообразования. В данном контексте у исследователя рядом стоят два понятия «непрерывность» и «преемственность».

Существует множество теорий, раскрывающих суть непрерывного образования, различные его стороны и его роль в современном обществе. Так, исследователь А.П. Владиславлев своей монографии «Непрерывное образование: проблемы и перспективы» непрерывное образование рассматривает как форму образования взрослых, а именно - как «систематическую целенаправленную деятельность для получения и совершенствования знаний, умений и навыков в любых видах общих и специальных учебных заведений, а также через самообразование»[15].

Несколько иная точка зрения у Г.П. Зинченко, рассматривавшего непрерывное образование, прежде всего, в его философском аспекте. По мнению Г.П. Зинченко, исходящего из того, что в философии «непрерывность» подразумевает целостность какой-либо системы, процесса, то и непрерывное образование имеет цель обеспечения не просто поэтапного, а целостного развития человека[16]. Именно целостность определяет порядок деятельности разнообразных образовательных структур (основные и параллельные; базовые и дополнительные; государственные и общественные; формальные и неформальные и т.д.). При этом система образования должна быть подвижна, изменчива, полифункциональна и взаимоувязанна.

С точки зрения Б. С. Гершунского, непрерывное образование - не просто механическая «достройка» действующей системы образования, призванная лишь усиливать компенсационную и адаптационную образовательные функции; это понятие более сложное[17]. По мнению ученого, суть непрерывного образования в том, чтобы создать необходимые условия к всестороннему гармоничному развитию индивида, учитывая его особенности, мотивы, интересы и т.д., причем это касается людей любого возраста, профессии (приобретенной на первоначальном этапе), специальности, местожительства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: