Краткий обзор научных подходов к генезису непрерывного образования




Введение

 

Актуальность изучения темы обусловлена тем, что в современном российском обществе идет поиск новых смыслов в системе образования, соответствующих тенденциям социального развития. В проблемном поле современного образования постепенно формируется новый «образ» образования, новые представления об образовательной реальности, складывающейся в условиях современного социума.

Проблема непрерывного образования носит комплексный междисциплинарный характер и находится в стадии глубокого осмысления философами, социологами, педагогами и представителями других наук. Сегодня возрастает ключевая роль непрерывного образования для трансляции и развития основополагающих культурных и цивилизационных смыслов как эффективного инструмента социальных трансформаций в области экономических знаний, инноваций и технологий, как важнейшее условие конкурентоспособности Российского государства в глоболизируещемся мире, способность адаптироваться в новой глобальной экономике.

Целью настоящего исследования является характеристика социально- исторического аспекта непрерывного образования.

Указанная цель обусловила постановку следующих основных задач работы:

- изучить научную литературу по исследуемой проблеме;

- рассмотреть содержание ключевых понятий;

- охарактеризовать основные научные подходы к генезису непрерывного образования;

- выявить особенности понятия непрерывного образования в социально-историчекском аспекте;

- раскрыть вопрос о смене парадигм образования в условиях постиндустриального общества;

- дать характеристику современных тенденций развития непрерывного образования.

В качестве объекта настоящего исследования выступает непрерывное образование. Предметом исследования является характеристика непрерывного образования с позиций социально- исторического подхода.

Степень научной разработанности проблемы.

Осмысление проблематики непрерывного образования нашло отражение в трудах целого ряда зарубежных и отечественных исследователей. В частности, разработкой вопросов о сущности непрерывного образования и его теоретических основах занимались в первую очередь историки и педагоги, в числе которых наиболее известны фундаментальные труды зарубежных авторов - Р. Даве[1] и др. В советской и современной России значительный вклад в изучение непрерывного образования с социально-историчксеих позиций внесли А.П. Владиславлев[2], А.А. Хохлов[3] и др., труды которых и послужили методической базой исследования нашей работы. В то же время, несмотря на значительное число теоретических и эмпирических исследований, социально- исторический аспект непрерывного образования до сих пор сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической разработке.

В настоящей работе использованы следующие методы исследования: общая теория познания, диалектический метод; сравнительно-сопоставительный, сравнительно-аналитический; историко-типологический, культурно-исторический.

Социально- исторические аспекты понятия «непрерывное образование»

Краткий обзор научных подходов к генезису непрерывного образования

 

В настоящее время наличествуют различные точки зрения относительно времени возникновения и авторства идеи непрерывного образования. По мнению сторонников древнего происхождения этой идеи (А.В. Даринского, Х. Гуммеля, Г.А. Ягодина и др.), идея непрерывного образования (просто и ёмко сформулированная как «век живи - век учись») существует практически столько же, сколько и само человечество[4].

Исследователи, придерживающиеся другой точки зрения (О. В. Купцов, В.Г. Осипов, Л.И. Майсеня и др.) связывают появление данной идеи с современной эпохой, которой присущи процессы активного развития во всех сферах человеческой деятельности. Так, Л.И. Майсеня отмечает, что идея непрерывного образования в его современном понимании возникает в 1950-х гг., а к 1960-м гг. уже приобретает достаточно четкое оформление[5]. Поскольку эффективность развития общества находится в прямой зависимости от уровня культуры, степени развитости знаний и творческих способностей отдельных его членов, то на смену индустриальной эпохе приходит эра образования, характеризующаяся тем, что теперь образование от прежней роли подготовительного этапа для профессиональной деятельности переходит в новое качество - оно сопровождает индивида в течение всей его жизни, выполняя при этом в обществе роль одного из важнейших факторов обеспечения его воспроизводства и динамичного развития.

Согласно третьей точке зрения (в частности, А.П. Владиславлева, Г.П. Зинченко, В.Г. Онушкина и др.) сама идея непрерывного образования является детищем XX в., однако ее истоки можно найти у древних мыслителей, таких как Конфуций, Сократ, Аристотель, Солон, Платон, Сенека. Так, по утверждению Г.П. Зинченко, осмысление проблемы непрерывного образования в форме полу-догадки, полу-идеи обнаруживается в трудах философов Платона и Аристотеля, а впоследствии она находит отражение и в гуманистических взглядах таких зарубежных мыслителей как Вольтер, Гете, Коменский, Руссо и др., а также российских великих педагогов - Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского и др.[6]

Признав справедливость вышеприведенных точек зрения, следует отметить, что наиболее полный социально-философский анализ и подробное теоретическое обоснование современной стадии развития концепций непрерывного образования представлены В.Г. Осиповым в его монографии[7]. В частности, он выделяет следующие стадии развития концепции непрерывного образования:

1. констатационную стадию (относящуюся к концу 1950-х - началу 1960-х годов);

2. феноменологическую стадию (которая пришлась на вторую половину 1960-х - начало 1970-х гг.);

3. методологическую стадию (с начала 1970-х по начало 1980-х гг.);

4. стадию теоретической экспансии и конкретизации (которая началась в 1980-х гг. и продолжается в настоящее время).

Итак, начальный этап развития современных концепций непрерывного образования В.Г. Осипов называет констатационной стадией,[8], характеризующейся тем, что в 1950-60-е гг. происходит понимание того обстоятельства, что непрерывное образование представляет собой нечто отличающееся от сложившихся к тому времени «дискретных» форм образования, даже учитывая большое их разнообразие; при этом непрерывное образование не сводится и к самообразованию, даже систематическому. Непрерывное образование рассматривается, прежде всего, в качестве проблемы образования взрослых, а его предназначение - компенсация недостатков либо упущений, пробелов предшествующей подготовки или же в пополнение знаний в связи с новыми требованиями жизни, профессии, квалификации.

Активное признание на мировом уровне (что отразилось в текстах международных документов) понятие непрерывного образования, или «обучения в течение всей жизни» началось с доклада Э. Фора для ЮНЕСКО «Учиться быть» (1972 г.), а впоследствии в Пражском коммюнике (2001 г.) данный термин был добавлен в список задач Болонского процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: