Эффективность налогового контроля в РФ




Под эффективностью проведенной проверки налоговых деклараций подразумевается правомерность доначислен­ных и взысканных сумм налогов, сборов и пени, а также правиль­ность применения штрафных санкций за совершение налоговых правонарушений. Наряду с показателями собираемости налогов, корректным критерием эффективности налогового контроля является оценка качества работы налоговых органов. Для оценки эффективности налогового контроля применяются количественные и качественные показатели. Источником информации для их получения и расчетов является отчетность налоговых инспекций.

В отчетности основные количественные показатели приводятся в абсолютном выражении:

- сумма поступлений налогов и сборов в бюджетную систему России на контролируемой территории - в целом и по видам бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

- сумма, доначисленная инспекцией в ходе контрольной работы, — в целом и по видам бюджетов, государственные внебюджетные фонды, категорий налогоплательщиков (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица), видам проверок (выездные и камеральные), характеру платежей (налоги, пеня, санкции);

- сумма, взысканная в бюджет по результатам контрольной работы;

- сумма недоимки и задолженности по налогам, пени и штрафам - всего и по видам бюджетов;

- количество налогоплательщиков, состоящих на учете, - всего и по отдельным категориям.

Основные качественные показатели деятельности налоговой инспекции рассчитываются по результатам ее работы в относительном выражении. К ним относятся:

- темп роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода прошлого года;

- соотношение суммы платежей, доначисленной в ходе контрольной работы, и суммы поступлений в бюджет за отчетный период;

- соотношение суммы платежей, фактически поступившей в бюджет в результате контрольной работы, и суммы поступлений в бюджет за отчетный период;

- процент взыскания доначисленных сумм. Рассчитывается как отношение суммы, поступившей в бюджет в результате контрольной работы налоговой инспекции, к доначисленной в ходе этой работы сумме;

- количество выездных налоговых проверок за отчетный период на одного сотрудника налоговой инспекции;

- удельный вес проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства;

- сумма доначислений, приходящаяся на одну налоговую проверку.

Данная система показателей, позволит оценить эффективность контрольной деятельности конкретной налоговой инспекции в сопоставлении с другими налоговыми инспекциями, и в сравнении с предыдущим отчетным периодом, с соответствующими периодами прошлых лет. А именно определить:

- реальную эффективность контрольной работы инспекции с учетом реальной налоговой базы;

- эффективность выбора объектов для проверки и качество их проведения;

- качество работы инспекции на приоритетных направлениях налогового контроля.

Под положительным результатом налогового контроля понимается следующее:

- добровольная уплата всех доначисленных налогов и сборов, пеней и штрафов;

- положительная судебная практика в пользу налоговых ор­ганов.

По оценкам специалистов, в настоящее время существенно изменяется методология проведения налогового контроля, что в лучшую сторону отражается на его результативности. Рост э ффективности мероприятий налогового контроля (камеральные, выездные проверки) обусловливается рядом факторов:

1) правильный (целенаправленный) отбор налогоплательщиков для проведения выездной проверки;

2) использование адекватных и эффективных методик проверки налоговых деклараций и выявления нарушений;

3) повышение квалифицированности и профессионализма проверяющих.

4) кардинальное изменение арбитражной практики в 2005 г. и неоправданно широкое использование судами субъективно-оценочных категорий, которые придают налоговым органам больше уверенности и сил в проведении мероприятий налогового контроля.

Однако проблема эффективности проведения проверок налоговых деклараций остается сегодня особенно актуальной.

Одним из наиболее эффективных форм контроля со стороны налоговых органов является проверка. Различают выездные и камеральные налоговые проверки. Статистические данные наглядно демонстрируют возрастание роли налоговых проверок. Так, в 2004 году проведено 220 тысяч выездных налоговых проверок организаций и примерно 86 тысяч выездных проверок физических лиц. В 2005 году количество проверок составило:

ü 155 тысяч выездных проверок организаций,

ü 64 тысячи выездных проверок физических лиц.

Цифры показывают сокращение общего числа выездных налоговых проверок. Кроме того, если учитывать, что на начало 2006 года в Едином государственном реестре содержались сведения примерно о 3 млн. юридических лиц и 5 млн. индивидуальных предпринимателях, то выездным налоговым контролем охвачена примерно каждая 20 организация и каждый 80 индивидуальный предприниматель (отношение количества проверок к количеству зарегистрированных организаций и индивидуальных предпринимателей). В целом же инспекторы в течение года подвергают проверке каждого пятого налогоплательщика, а должны - каждого третьего (из расчета, что фирму положено проверять хотя бы раз в три года).[1]

Преобладающей формой налогового контроля является камеральная проверка налоговых деклараций. При этом результативность выездной проверки обеспечивается за счет развития информационно - аналитического направления в деятельности налоговых органов.

При сокращении количества проверок в 2004 году по сравнению с 2003 годом доначисления по результатам проверки увеличились в 2,4 раза, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом - увеличились на 35%. В среднем на одну проверку организации доначисления составляют 1,6 млн. рублей, что в ряде случаев позволяет рассматривать вопрос о привлечении должностных лиц налогоплательщика к уголовной ответственности (в 2004 году к уголовной ответственности привлечено - 106 человек, в 2005 году - 160 человек).[2]

В настоящее время 43% выездных налоговых проверок заканчиваются безрезультатно, не принося каких-либо доначислений в бюджет. Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок на сегодняшний день является наиболее актуальной. Для решения этой проблемы, а также для повышения эффективности камеральных проверок, необходимо совершенствование действующего программного обеспечения.

Еще один акцент в контрольной деятельности налоговых органов сделан на работу по проверке налоговых деклараций фирм-однодневок. В 2005 году МНС передало в ФСНП и МВД информацию о 758 тысячах компаний, не сдающих отчетность, а правоохранительные структуры разыскали только 36 тысяч из них (около 5%). Из 336 тысяч исков, направленных инспекторами в суды, на основании решения последних было ликвидировано 52 тысячи предприятий.

Повысилось качество контрольной работы в том числе в части администрирования крупнейших налогоплательщиков (за счет создания межрегиональных и специализированных инспекций). При этом поступления от трех тысяч крупнейших налогоплательщиков на сегодня составляют около 60% всех администрируемых ФНС доходов.

О высокой эффективности налогового контроля свидетельствует и тот факт, что налоговики стабильно обеспечивают две трети поступлений в бюджетную систему страны. За девять месяцев 2006 года в бюджетную систему поступило 5 триллионов рублей доходов, администратором которых является ФНС. Это на 1 триллион (на 26%) больше, чем за соответствующий период прошлого года.[3]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: