А. Г. Лускановой
Цель:
Данная методика позволяет определить у испытуемого уровень мотивации на школьную деятельность, узнать, нравится ли ему учится.
Инструкция:
Испытуемому предлагается 10 вопросов с вариантами ответов, которые приведены ниже:
1. Тебе нравится в школе?
а) да
б) иногда
в) нет
2. Утром всегда ли ты с радостью идешь в школу, или тебе чаще хочется остаться дома?
а) иду с радостью
б) бывает по – разному
в) чаще хочется остаться дома
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
а) пошел бы в школу
б) не знаю
в) остался бы дома
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по – разному
в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
а) не хотел бы
б) не знаю
в) хотел бы
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) нет
б) не знаю
в) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель
б) точно не знаю
в) хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
а) да
б) мало
в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
Обработка результатов:
За проставленные буквы начисляются следующие баллы:
А – 3 балла
Б – 2 балла
В – 0 баллов
Ниже приведена шкала определения мотивации на учебу:
21 – 30 баллов высокий уровень школьной мотивации
15 – 20 баллов средний уровень школьной мотивации
14 и ниже баллов низкий уровень школьной мотивации
Школьная мотивация учащихся 4-а класса
|
Результаты по данной методике:
Высокий уровень сформированности школьной мотивации выявлено у 73% учеников. Дети с высоким уровнем школьной мотивации ходят с довольствием в школу, не испытывают затруднений приходить утром в школу. Они с желанием выполнят домашние задания и понимают их необходимость. У учеников с высокой школьной мотивацией много друзей среди одноклассников, они удовлетворены складывающимися отношениями с ними.
У 33% учеников средний уровень школьной мотивации. Это свидетельствует о том, что учеников школа привлекает в большинстве своем внеучебными мероприятиями: праздниками, переменами, общением с одноклассниками, тренировками и соревнованиями.
Приложение 3
«Формула темперамента»
А. Белов
Инструкция. Отметьте знаком «+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для вас обычны, повседневны.
Итак, если вы:
1. неусидчивы, суетливы;
2. невыдержанны, вспыльчивы;
3. нетерпеливы;
4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми;
5. решительны и инициативны;
6. упрямы;
7. находчивы в споре;
8. работаете рывками;
9. склонны к риску;
10. незлопамятны;
11. обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;
12. неуравновешенны и склонны к горячности;
13. агрессивный забияка;
14. нетерпимы к недостаткам;
15. обладаете выразительной мимикой;
16. способны быстро действовать и решать;
17. неустанно стремитесь к новому;
18. обладаете резкими порывистыми движениями;
19. настойчивы в достижении поставленной цели;
20. склонны к резким сменам настроения
– то вы чистый холерик.
|
Если вы:
1. веселы и жизнерадостны;
2. энергичны и деловиты;
3. часто не доводите начатое дело до конца;
4. склонны переоценивать себя;
5. способны быстро схватывать новое;
6. неустойчивы в интересах и склонностях;
7. легко переживаете неудачи и неприятности;
8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
9. с увлечением беретесь за любое новое дело;
10. быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;
11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;
12. тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;
13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;
14. выносливы и работоспособны;
15. обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой;
16. сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке;
17. обладаете всегда бодрым настроением;
18. быстро засыпаете и пробуждаетесь;
19. часто не собраны, проявляете поспешность в решениях;
20. склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться
– то вы, конечно же, сангвиник
Если вы:
1. спокойны и хладнокровны;
2. последовательны и обстоятельны в делах;
3. осторожны и рассудительны;
4. умеете ждать;
5. молчаливы и не любите попусту болтать;
6. обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций,
7. жестикуляции и мимики;
8. сдержаны и терпеливы;
9. доводите начатое дело до конца;
10. не растрачиваете попусту сил;
11. придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе;
12. легко сдерживаете порывы;
|
13. маловосприимчивы к одобрению и порицанию;
14. незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;
15. постоянны в своих отношениях и интересах;
16. медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое;
17. ровны в отношениях со всеми;
18. любите аккуратность и порядок во всем;
19. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
20. обладаете выдержкой;
21. несколько медлительны
– то вы, без сомнения, флегматик.
Если вы:
1. стеснительны и застенчивы;
2. теряетесь в новой обстановке;
3. затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;
4. не верите в свои силы;
5. легко переносите одиночество;
6. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;
7. склонны уходить в себя;
8. быстро утомляетесь;
9. обладаете тихой речью;
10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;
11. впечатлительны до слезливости;
12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;
13. предъявляете высокие требования к себе и окружающим;
14. склонны к подозрительности, мнительности;
15. болезненно чувствительны и легко ранимы;
16. чрезмерно обидчивы;
17. скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями;
18. малоактивны и робки;
19. уступчивы, покорны;
20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих
– то вы меланхолик.