Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16 – 20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11 – 15, значит качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов 6 – 10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:
ФТ = ( | Х Аx | 100%) + ( | C Ac | 100%) + ( | Ф Аф | 100%) + ( | М Aм | 100%) |
A | A | A | A |
где:
ФT – формула темперамента,
X – холерический темперамент,
С – сангвинический темперамент,
Ф – флегматический темперамент,
М – меланхолический темперамент,
А – общее число плюсов по всем типам,
Ах – число плюсов в «паспорте холерика»,
Аф – число плюсов в «паспорте флегматика»,
Ас – число плюсов в «паспорте сангвиника»,
Ам – число плюсов в «паспорте меланхолика».
В конечном виде формула темперамента приобретает такой, например, вид:
ФТ = 35% Х + 30% С + 14% Ф + 21% М
Это значит, что данный темперамент на 35 % холерический, на 30 % сангвинический, на 14 % флегматичный, на 21 % меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим, если 30 – 39 % – то качества данного типа выражены достаточно ярко, если 20 – 29 %, то качества данного типа выражены средне, если 10 – 19 %, то качества данного темперамента выражены в малой степени.
Приложение 4
Методика “Отношение к предметам”
Под редакцией И.В. Дубровиной
Цель:
Изучение уровня удовлетворенности изучаемыми предметами и познавательной активности.
Инструкция:
|
Испытуемым предлагается список из школьных предметов, которые в данный момент они проходят по школьной программе (десять предметов). Рядом с каждым предметом предлагается проставить букву:
К расный – предмет нравится (к)
Ч ерный – не нравится (ч)
З еленый – иногда нравится, иногда не нравится (з)
В течении двадцати секунд предлагается проставить буквы напротив школьных предметов.
Обработка результатов:
Проводится подсчет букв К (красный) и Ч (черный) и определяется уровень удовлетворенности школьными предметами. Например, такой результат: красный – 9, черный – 1, (9-1). Считается только количество красных. Общая сумма предметов делится на три и получаются следующие результаты:
Высокий уровень: 8-10 баллов
Средний уровень: 4-7 баллов
Низкий уровень: от 3 и ниже
Процентное соотношение показателей учащихся 4 класса
по познавательной активности
Результаты по данной методике:
Для детей 4 «В» класса характерен высокий уровень сформированности познавательной активности учебной деятельности. Только у одного мальчика (№ 2) низкий уровень познавательной активности. Этому мальчику не нравятся многие учебные предметы. У 33% учеников данного класса познавательная активность (желание получать знания, выполнять предлагаемые задания) сформирована на среднем уровне. Этим ученикам нравятся от 5 до 7 учебных предметов.
Список использованной литературы:
1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996. 2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991. 3.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
|
4.Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.
5.Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение,1994.
Приложение В
Задание по медико-биологическому циклу:
1. Проведение эмпирического исследования включающего
а) Сбор психологического анамнеза и оценка ресурсов психологического здоровья в ходе частично стандартизированной беседы (2 протокола.)
б) Исследование стрессоустойчивости и типа реагирования личности на стресс (2 – 3 протокола).
в) Исследование функционального состояния сотрудников, с помощью опросника САН (2 – 3 протокола).
г) Выявление уровня нервно–психического напряжения у сотрудников учреждения и изучение влияние (2 – 3 протокола).
2. Анализ взаимосвязи между изученными характеристиками и результативностью деятельности респондентов.
Психологический анамнез № 1
1. Биографическая информация.
2. Данные семейного анамнеза.
а) Индивидуальная история взаимоотношений в родительской семье.
Мать и отец живут отдельно от респондентки. Отношение к матери и отцу с детства было положительным. Респондентка отмечает наличие доверительных отношений между ней и родителями с детства. На выбор профессионального и брачного пути респондентки отреагировали спокойно.
б) Информация о братьях и сестрах.
Есть младший брат, в детстве отношения между респонденткой и ее братом были близкие. В настоящее время родственные отношения разладились и стали более приятельские.
|
3. Личная информация. Респондентка являлась желанным ребенком, во время беременности на мать не производилось какого – либо серьезного вредоносного влияния.
а) Период раннего детства. Воспитанием респондентки занималась преимущественно мать. Свои любимые игры и забавы в этом возрасте не помнит.
б) Период младшего возраста (3 – 11 лет). Поведенческих нарушений не помнит, отмечает, что была очень спокойным и послушным ребенком. Проявлений дезадаптации не было, легко вливалась в новые группы, быстро находила общий язык со сверстниками, разлуку с родителями переносила очень спокойно.
в) Подростковый возраст. Примером для подражания была учительница химии, что и повлияло на профессиональный выбор респондентки. Увлекалась коллекционированием (марки, значки, открытки). Свои отношения с противоположным полом оценивает как неконфликтные, положительные.
г) Период взрослости. Респондентка отмечает, что ее семья испытывала во время перестройки, в основном связанные с социально – экономической ситуации в стране. На работе межличностные отношения считает оптимальными, положительно относится к коллегам. Хотя респондентка и отметила, что переживает карьерный рост, экономическими условиями жизни не удовлетворена. К употреблению алкоголя и наркотиков относится отрицательно. Серьезных жизненных кризисов респондентка не переживала. Долгосрочно будущее не планирует.
Особенности трудовой деятельности. Работает в Отважненской школы по настоящее время. В настоящее время своей работой не удовлетворена, в связи со своим финансовым положением и отсутствием материальной поддержки учреждения. Отношения с коллегами оценивает как положительные. Свою профессиональную компетентность оценивает на «4» (по пятибалльной шкале).
Особенности личной жизни. Была замужем, брак закончился разводом. Одна воспитывает сына.
4. Отношение к религии.
Респондентка не фанатично религиозна, но покрестилась 2 года назад из – за проблем со здоровьем сына. Не соблюдает церковные каноны (не посещает церковь, не исповедуется, не соблюдает пост и т.д.)
5. Реагирование на стресс и социальная жизнь.
Свое качество социальных контактов оценивает высоко. Отмечает наличие стрессов в повседневной жизни, связанных с профессиональной деятельностью. Как реакцию на стресс отмечает проблемы со здоровьем.
Психологический анамнез № 2
1. Биографическая информация.
2. Данные семейного анамнеза.
а) Индивидуальная история взаимоотношений в родительской семье.
Мать и отец умерли. Отношение к матери и отцу с детства было положительным. Респондентка отмечает наличие доверительных отношений между ней и родителями с детства. На выбор профессионального и брачного пути респондентки отреагировали спокойно.
б) Информация о братьях и сестрах.
Есть старшая и средняя сестры, старший брат умер несколько лет назад. На протяжении всего времени взаимоотношения между респонденткой и ее сестрами являются доверительными, близкими. С братом респондентка практически не общалась, после того как тот покинул родительский дом.
3. Личная информация. Респондентка являлась желанным ребенком, во время беременности на мать не производилось какого – либо серьезного вредоносного влияния.
а) Период раннего детства. Воспитанием респондентки занималась преимущественно мать. Свои любимые игры и забавы в этом возрасте не помнит.
б) Период младшего возраста (3 – 11 лет). Поведенческих нарушений не помнит, отмечает, что была очень спокойным и послушным ребенком. Проявлений дезадаптации не было, легко вливалась в новые группы, быстро находила общий язык со сверстниками, разлуку с родителями переносила спокойно. Среди первых детских воспоминаний выделяет черемуху, которую они с отцом посадили около дома.
в) Подростковый возраст. Примерами для подражаний являлись первый учитель и пионерская организация, являющиеся для респондентки образцами нравственных принципов. Увлекалась коллекционированием (марки, значки, открытки). Свои отношения с противоположным полом оценивает как неконфликтные, положительные.
г) Период взрослости. Респондентка отмечает, что ее семья испытывала во время перестройки, в основном связанные с социально – экономической ситуации в стране. На работе межличностные отношения считает оптимальными, положительно относится к коллегам. Хотя респондентка и отметила, что переживает карьерный рост, экономическими условиями жизни не удовлетворена. К употреблению алкоголя и наркотиков относится отрицательно. Серьезных жизненных кризисов респондентка не переживала. Долгосрочно будущее не планирует.
Особенности трудовой деятельности. Работает в Отважненской СПОШ с 1974 г. по настоящее время. В настоящее время своей работой не удовлетворена, в связи со своим финансовым положением и отсутствием материальной поддержки учреждения. Отношения с коллегами оценивает как положительные. Свою профессиональную компетентность оценивает на «4» (по пятибалльной шкале).
Особенности личной жизни. Первый брак закончился разводом, в настоящее время состоит в браке 22 года, браком удовлетворена,.
По роду занятий супруг водитель. Явных проблем в браке нет. Беременность на брак повлияла положительно. Полномочия и ответственность по выполнению семейных обязанностей не разделяют. Отношения в браке считает не совсем доверительными. Детей любит, разлуку с ними переживает тяжело.
4. Отношение к религии.
Респондентка не религиозна. В связи с социалистическим воспитанием к религии относится отрицательно.
5. Реагирование на стресс и социальная жизнь.
Свое качество социальных контактов оценивает высоко. Отмечает наличие стрессов в повседневной жизни, связанных с профессиональной деятельностью. Как реакцию на стресс отмечает проблемы со здоровьем.
ПРОТОКОЛ 1
ФИО:
Возраст: 44 года.
Должность: кл. рук., учитель биологии.
Время и дата исследования: 25.03.08, 12.30
Методика: Фрустрационный тест С. Розенцвейга
№ рисунка | Ответ |
Смотреть надо куда едете! | |
Извините! | |
Ничего страшного. | |
Поеду на другом. | |
Купите новые. | |
Но мне надо больше! | |
Нет. | |
И ты не отказался? | |
А без него нельзя? | |
Нет, не знаю. | |
А жаль? | |
Возьму его и все. | |
Но как же так? | |
Да она всегда опаздывает! | |
Да ладно как – нибудь выкрутимся. | |
Надо было быстрее ехать. | |
Как – будто я нарочно это сделал. | |
А, еще завоз будет? | |
Ничего. | |
А мы с ней в ссоре. | |
21. | Ой, очень жаль, надо попросить извинения. |
22. | Могли бы помочь подняться. |
23. | Мы не можем ждать. |
24. | Да, ладно. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Общая стрессоустойчивость является низкой. В стрессовых ситуациях испытуемый часто теряется, становится беспомощным. Психологическая защита у испытуемого сформирована и может быть определена как защита через агрессию и перекладывание собственной вины на другого. Испытуемый является активной, оживленной личностью. Он открыто проявляет недовольство, озабоченность, гнев. Старается контролировать сложившуюся ситуацию, выявлять причины и искать виноватых. Своей вины при этом не замечая. Испытуемый обычно осмотрителен и осторожен, активно старается найти выход из сложившийся трудной ситуации.
ПРОТОКОЛ 2
ФИО:
Возраст: 44 года.
Должность: кл. рук., учитель биологии.
Время и дата исследования: 25.03.08, 10.05
Методика: Опросник САН
1.Самочувствие хорошее | Самочувствие плохое | |
2. Чувствую себя сильным | Чувствую себя слабым | |
3. Пассивный | Активный | |
4. Малоподвижный | Подвижный | |
5. Веселый | Грустный | |
6. Хорошее настроение | Плохое настроение | |
7. Работоспособный | Разбитый | |
8. Полный сил | Обессиленный | |
9. Медлительный | Быстрый | |
10. Бездеятельный | Деятельный | |
11. Счастливый | Несчастный | |
12. Жизнерадостный | Мрачный | |
13. Напряженный | Расслабленный | |
14. Здоровый | Больной | |
15. Безучастный | Увлеченный | |
16. Равнодушный | Взволнованный | |
17. Восторженный | Унылый | |
18. Радостный | Печальный | |
19. Отдохнувший | Усталый | |
20. Свежий | Изнуренный | |
21. Сонливый | Возбужденный | |
22. Желание отдохнуть | Желание работать | |
23. Спокойный | Озабоченный | |
24. Оптимистичный | Пессимистичный | |
25. Выносливый | Легко утомляемый | |
26. Бодрый | Вялый | |
27. Соображать трудно | Соображать легко | |
28. Рассеянный | Внимательный | |
29. Полный надежд | Разочарованный | |
30 Довольный | Недовольный |
Заключение: Самочувствие, настроение и активность респондента находятся в пределах нормы, что способствует высокой работоспособности, а также способности находить творческие решения в работе.
ПРОТОКОЛ 3
ФИО:
Возраст: 44 года.
Должность: кл. рук., учитель биологии
Время и дата исследования: 25.03.08, 10.20
Методика: Оценка нервно – психического напряжения.
1 б
2 а
3 а
4 а
5 а
6 а
7 а
8 б
9 в
10 а
11 а
12 в
13 а
14 б
15 а
16 а
17 в
18 а
19 а
20 а
21 в
22 а
23 а
24 а
25 а
26 а
27 а
28 в
29 б
30 б
Заключение: Исследование проводилось в обычной обстановке, в изолированном от шума обстановке. В ходе исследования у респондента выявлено слабое, или «детензивное» нервно – психическое напряжение. Что способствует высокой работоспособности, рабочему настрою.
ПРОТОКОЛ 4
ФИО:
Возраст: 56 лет
Должность: Зам. директора по воспитательной работе, учитель нем. яз.
Время и дата исследования: 25.03.08, 12.30
Методика: Фрустрационный тест С. Розенцвейга
№ рисунка | ответ |
1. | Дорожная служба не на уровне. |
2. | Извините, я нечаянно. |
3. | Я не за этим сюда пришел. |
4. | Ничего, уеду завтра. |
5. | Возьмите другую модель. |
6. | Но меня это не устраивает. |
7. | Другие шумят больше. |
8. | Как ты любезен! |
9. | Но я не могу ждать! У меня совещание. |
10. | Нет, я это не знаю! |
11. | Это судьба! |
12. | Какая досада! |
13. | Очень жалко! |
14. | Она очень необязательная! |
15. | Что-нибудь придумаю. |
16. | Но я так спешу! |
17. | Ни одно, так другое! |
18. | Жаль, придется идти в другой киоск. |
19. | О детях! |
20. | У нее сейчас другие друзья. |
21. | Попробую навестить его и попросить прощения. |
22. | Не беспокойтесь! |
23. | Но мы же опоздаем на поезд. |
24. | Действительно жаль, ведь там интересная статья. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Общая стрессоустойчивость является низкой. У испытуемого слабое «Я», которое требует защиты. Психологической защиты нет, он тяжело переживает постигшие его неудачи, часто уходит в себя. Пытаясь найти выход из ситуации, он не прибегает к помощи окружающих, действует в одиночку. В стрессе проявляет ригидность. Он зацикливается на том, что произошло, погружается в переживания, теряется, оказывается беспомощным. Слабое «Я» отвлекает усилия на организацию психической защиты, не позволяет рационально выстроить свои действия так, чтобы они были направлены на решение проблемы. Адекватно оценивает собственную роль в том, что случилось, не теряет самокритичность, делает необходимые выводы на будущее. В стрессовых ситуациях испытуемый ведет себя не стандартно, трудно адаптируется в новом коллективе.
ПРОТОКОЛ 5
ФИО:
Возраст: 56 лет
Должность: Зам. директора по воспитательной работе, учитель нем. яз.
Время и дата исследования: 25.03.08, 10.40
Методика: Опросник САН
1. Самочувствие хорошее | Самочувствие плохое | |
2. Чувствую себя сильным | Чувствую себя слабым | |
3. Пассивный | Активный | |
4. Малоподвижный | Подвижный | |
5. Веселый | Грустный | |
6. Хорошее настроение | Плохое настроение | |
7. Работоспособный | Разбитый | |
8. Полный сил | Обессиленный | |
9. Медлительный | Быстрый | |
10. Бездеятельный | Деятельный | |
11. Счастливый | Несчастный | |
12. Жизнерадостный | Мрачный | |
13. Напряженный | Расслабленный | |
14. Здоровый | Больной | |
15. Безучастный | Увлеченный | |
16. Равнодушный | Взволнованный | |
17. Восторженный | Унылый | |
18. Радостный | Печальный | |
19. Отдохнувший | Усталый | |
20. Свежий | Изнуренный | |
21. Сонливый | Возбужденный | |
22. Желание отдохнуть | Желание работать | |
23. Спокойный | Озабоченный | |
24. Оптимистичный | Пессимистичный | |
25. Выносливый | Легко утомляемый | |
26. Бодрый | Вялый | |
27. Соображать трудно | Соображать легко | |
28. Рассеянный | Внимательный | |
29. Полный надежд | Разочарованный | |
30 Довольный | Недовольный |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: самочувствие, активность и настроение испытуемого находятся в норме, что способствует высокой работоспособности и способности находить творческие решения в работе.
ПРОТОКОЛ 6
ФИО:
Возраст: 56 лет
Должность: Зам. директора по воспитательной работе, учитель нем. яз.
Время и дата исследования: 25.03.08, 11.00
Методика: Оценка нервно – психического напряжения.
в
2 а
3 а
4 а
5 а
6 а
7 б
8 а
9 б
10 а
11 б
12 в
13 б
14 б
15 в
16 в
17 в
18 в
19 а
20 в
21 в
22 а
23 а
24 а
25 а
26 а
27 а
28 б
29 б
30 б
Заключение: Тестирование проводилось в обычной не стрессовой обстановке, в изолированном от шума помещении. В ходе тестирования выявлено, что у испытуемого умеренное или интенсивное НПН.
Анализ взаимосвязи между изученными характеристиками и результативностью деятельности респондентов.
За время прохождения практики я исследовала двоих педагогов по четырем методикам: опросник темперамента Формула темперамента Белова, САН, НПН, исследованию стрессоустоичивости (тест Розенцвейга). Я провела анализ взаимосвязи полученных характеристик и результативностью респондентов.
Мною было выяснено, что сотрудники имеют средний уровень стрессоустойчивости, что свидетельствует об устойчивости к профессиональному выгоранию, способности напряженно и продуктивно работать, способности переносить сложные и стрессовые ситуации. Методика САН позволила выяснить, что самочувствие, настроение и активность у сотрудников находятся в пределах или выше нормы, что также способствует высокой работоспособности, способности находить творческие решения в работе. Методика НПН показала, что сотрудники обладают низким уровнем нервно – психического напряжения, что способствует высокой работоспособности, рабочему настрою. Исследование темперамента по методике Белова показало, что один из респондентов доминирующим является меланхолический тип, что говорит о высокой сензитивности, повышенной чувствительности, о способности легко и быстро устанавливать контакты, переключать внимание, свидетельствует о доброжелательности. Другой респондент является флегматиком, что говорит о высокой работоспособности, терпении, устойчивом внимании, добросовестности, трудолюбии и умеренной общительности.
Размещено на Allbest.ru