Отражение норм морали в нормативно-правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации




 

Рассмотрение вопроса об отражении норм морали в нормативных актах Президента и Правительства Российской Федерации является наиболее сложным. Это объясняется как отсутствием научных публикаций на эту тему, так и значительным объёмом нормативной базы. Автор данной работы остановился лишь на наиболее интересных с его точки зрения указах Президента и постановлениях Правительства, в которых содержатся нормы морали.

Конституция РФ в части 2 статьи 20 устанавливает, что смертная казнь в России применяется временно, “впредь до её отмены”. В связи со вступлением в феврале 1996 г. в Совет Европы Россия приняла на себя обязательство в течении трёх лет отменить смертную казнь, а до принятия такого законодательного решения воздерживаться от исполнения вынесённых смертных приговоров. Президент Российской Федерации 16 мая 1996 издал указ “О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы”[49] В соответствии с данным указом, палатам Федерального Собрания Российской Федерации рекомендовалось ускорить принятие Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также обсудить при рассмотрении проекта Уголовного кодекса Российской Федерации вопрос о сокращении составов преступлений, за совершение которых может быть назначена смертная казнь.

Обеспечивая исполнение статьи 24 Конституции РФ, Президент 31 декабря 1996 г. издал указ “О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию.”[50] В нём говорилось, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается: в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях…; в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Важно отметить также указ от 23 марта 1995 г. “О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации”[51]. В нём говорилось, что в Российской Федерации участились случаи разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространения идей фашизма… Деятельность политических экстремистов, многие из которых открыто заявляют об идейном родстве с национал-социализмом, используют фашистские или схожие с ними лозунги, атрибутику и символику, глубоко оскорбляет хранимую россиянами память о жертвах Великой Отечественной войны и чувства ветеранов. В год 50-летия Победы над гитлеровской Германией подобные действия являются особенно вызывающими. Президент поручил задерживать и привлекать к установленной действующим законодательством ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, принимать меры к изъятию такой печатной продукции и материалов.

В Указе Президента от 14 мая 1996 г. “Об Основных направлениях государственной семейной политики”[52] было сказано, что основные направления государственной семейной политики разработаны исходя из: непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.

Далее в указе говорилось, что объектом государственной семейной политики является семья. Преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, - 67 процентов семей. Еще 12 процентов супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих две или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4 процента. Все возрастающую долю семей составляют неполные семьи -13 процентов. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка…

Наконец в указе были предложены меры по: обеспечению условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям; кардинальному улучшению охраны здоровья семьи.

Особое место в свете отражения моральных норм занимают указы Президента по социальному обеспечению, восполняющие пробелы федерального законодательства: “О неотлож­ных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан РФ”[53], “О компенсационной выплате малообеспеченным катего­риям пенсионеров”[54], “Об утверждении Положения о федеральной государственной службе”[55], “О некоторых социальных гаран­тиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы”[56] и др. В данных указах речь идёт о размере пенсий, специальных ежемесячных доплатах к пенсиям по старости, по инвалидности и за выслугу лет. Как я уже отметил, данные указы по сути играют роль федеральных законов, имеют большой объём, поэтому рассмотреть их подробнее в курсовой работе не представляется возможным.

Анализируя отражение норм морали в постановлениях Правительства, следовало бы остановиться на Постановлении Правительства РФ “О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации”[57]. В вводной части Концепции сказано, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации… Невостребованность в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывают наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в настоящее время… Эти положения раскрываются в дальнейшем в I разделе Концепции.

Затем изложены статегические цели и основные подходы к их реализации, в частности предлагается организовать в средствах массовой информации широкую информационную, пропагандистскую работу, ориентированную на активизацию участия женщин в социально-экономических преобразованиях, увеличение их числа в органах власти; добиваться участия женщин в принятии решений на всех уровнях, формирования новых нравственных норм (выделено мной – Д.Д.), направленных на широкое вовлечение женщин в общественные движения, на участие женщин в составе представительных и исполнительных органов власти всех уровней… и др.

Постановлением Првительства РФ от 3 июня 1995 г.[58] была утверждена Федеральная целевая программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту”. В постановлении сказано, что наркомания и связанная с ней преступность в Российской Федерации приобретают все более значительные масштабы и самым существенным образом сказываются на морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. Стабильно увеличивается количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Социологические исследования показывают, что их число в настоящее время составляет более 1,5 млн. человек, причем к 2000 году прогнозируется двукратное увеличение количества таких лиц. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.

Главной целью Программы является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.

Выполнение Программы строится на основе объединения усилий заинтересованных государственных органов, общественных формирований, неправительственных организаций и граждан. При этом данная Программа предлагает развитие на ее базе программ на уровне субъектов Российской Федерации, а также ведомственных целевых программ. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности и наращиванию усилий общества в борьбе с распространением наркотиков, профилактике наркомании и связанных с ней правонарушений.

Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г.[59] утверждило Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди основных задач таких учереждений в постановлении указаны: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников.

Можно отметить, что нормы морали находят отражение в указах Президента и постановлениях Правительства не только путём отражения в какой-то определённой правовой норме, регулирующей общественные отношения, но и довольно часто упоминаясь декларативно.

 

 

Заключение

 

Подводя итог данному исследованию, видимо, дополнительно следует отметить основные моменты, отражённые в данной работе.

В российском праве моральные и нравственные нормы, помимо непосредственного отражения их в специальных правовых актах, отражены уже в самом общем содержании правовых норм российского законодательства, которое может восприниматься, как преломление моральных и нравственных воззрений законодателей.

Отражение норм морали в нормативно-правовых актах является многоплановым и может рассматриваться на различных уровнях. В данной работе рассмотрено отражение норм морали в законах и подзаконных актах.

Рассмотрение вопроса отражения норм морали в нормативных актах Федерального Собрания – парламента Российской Федерации является наиболее важным. В России закон занимает ведущее место среди других источников права. Он наделён большей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами. Соответственно и нормы морали, закреплённые в законах, имеют особое значение.

Нормы морали находят своё выражение в каждой отрасли права. В данной работе рассмотрение норм материального права переплетается с рассмотрением норм процессуального права, что ещё раз говорит о комплексности российского права.

Рассмотрев, отражение норм морали в некоторых, наиболее известных нормативных актах парламента России, можно сделать вывод, что большинство моральных норм законодательных актов развивают и конкретизируют нормы Российской Конституции. Право возводит в закон нормы морали и утверждает их как нормы права.

Нормы морали находя отражение в указах Президента и постановлениях Правительства в определённой правовой норме, регулирующей общественные отношения, довольно часто упоминаются декларативно.

Автор полагает, что представленные в курсовой работе примеры дадут определённые возможности для дальнейшего исследования проблемы отражения норм морали в российском праве.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: