1. Философские источники христианства.
2. Христианская апологетика и патристика.
3. Схоластика как особый тип философствования.
4. Философия эпохи Возрождения.
18 Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса необходимо:
1) рассмотреть понятия: «креационизм», «монотеизм», «теология»,
«теизм», «экзегетика», «эманация»; «плерома», «эон».
2) охарактеризовать исторические условия, послужившие причинами
возникновения христианства;
3) дать содержательный обзор источников возникновения христианского мировоззрения;
4) раскрыть основные положения неоплатонизма, особенное внимание уделить учению Плотина о триаде (Единое - Ум - Душа) как источнике всего сущего и о космосе как воплощенной эманации божественного;
5) охарактеризовать учение Филона Александрийского о Логосе как попытку синтеза языческих и христианских идей;
6) отразить дуализм гностицизма и его идейное соперничество с христианством.
При подготовке второго вопроса необходимо:
1) рассмотреть понятия: «апокалипсис», «апокатастасис», «персона», «провиденциализм», «символ веры», «теодицея», «теизм», «экзегетика», «эманация», «эсхатология»;
2) охарактеризовать цели, задачи, проблемы христианской апологетической деятельности;
3) определить подходы к античному философскому наследию в трудах Юстина, Тертуллиана, Климента, Оригена;
4) дать характеристику патристике как деятельности «отцов церкви» по формированию основополагающих для христианского мировоззрения догматов.
19 5) рассмотреть основные направления патристики:
- западная патристика: универсализм Августина Аврелия;
- восточная патристика: финитарная доктрина каппадокийских «отцов церкви»: Григория Назианзина, Василия Великого, Григория Нисского.
|
При подготовке третьего вопроса необходимо:
1) рассмотреть понятия: «номинализм», «реализм», «универсалии», «партикулярии», «мистика», «бритва Оккама»;
2) отразить специфику и своеобразие схоластической философии;
3) привести основные черты схоластического мышления и его проблематику;
4) разобрать основные направления схоластики: реализм и номинализм, охарактеризовав их спор относительно места и роли универсалий в структуре бытия и в процессе познания;
5) дать характеристику основных положений философии Фомы Аквинского как грандиозной попытке систематизации ортодоксапьной схоластики; разобрать пять доказательств бытия бога;
6) рассмотреть теорию двойственной истины в философии Иоанна Дунса Скота;
7) исследовать методологический принцип Уильяма Оккама;
8) дать содержательный обзор мистических идей поздней схоластики (Иоганн (Мейстер) Экхарт);
9) показать историческую значимость средневековой философии;
При подготовке четвёртого вопроса необходимо:
1) рассмотреть понятия: «гуманизм», «ренессанс», «секуляризация», «антропоцентризм», «индивидуализм», «субъективизм»;
2) отразить исторические перемены, возникшие на рубеже XII-XV вв.;
3) охарактеризовать проблему человека и человеческой индивидуальности в учениях гуманистов эпохи Возрождения (Алигьери Данте. Франческо Петрарки, Мишеля Монтеня);
4) разъяснить полемику Мартина Лютера и Эразма Роттердамского о свободе воли;
5) отразить проблему бога и мира в натурфилософии эпохи Возрождения:
|
- в пантеизме Николая Кузанского, Джордано Бруно;
- в гелиоцентрической системе в варианте Николая Коперника;
6) разобрать проблему общества и государства в социально-
политических учениях эпохи Возрождения на примерах:
- «сильного государства» Никколо Макиавелли;
- «справедливого государства» в утопиях Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы;
7) охарактеризовать историческое значение философии эпохи
Возрождения.
Контрольные вопросы
1. Когда и где возникает христианство?
2. Что стало причинами появления христианства?
3. Какие учения стали теоретическими источниками христианства?
4. Чем отличается эманация от креационизма?
5. Какой смысл вкладывал Филон Александрийский в своё учение о Логосе?
6. Что такое экзегетика?
7. В чём заключается дуализм гностицизма?
8. В чём состояла главная задача апологетов?
9. Как разрешалась проблема знания и веры в апологетике и патристике?
10. Что такое «символ веры»?
11. Какие основные вопросы теологии решались отцами церкви?
12. Что такое схоластика?
13. В чём сущность средневековой проблемы универсалий?
14. Определите содержание понятий «реализм» и «номинализм».
15. Как решалась проблема доказательства бытия бога в схоластической философии?
16. Что означает методологический принцип, названный «Бритвой Оккама»?
17. Какую проблему средневековой философии разрешала «теория двойственной истины»?
18. Какие основные идеи средневекового мистицизма Вы знаете?
19. Почему период с начала XIV— последняя четверть XVI веков назван эпохой Возрождения (Ренессансом)?
20. Какие особенности присущи философии эпохи Возрождения?
|
21. Какой идеал человека был сформирован первыми философами-гуманистами эпохи Возрождения?
22. Каковы основные идеи натурфилософии эпохи Возрождения?
23. Что такое утопия?
Дополнительная литература
1. Антология мировой философии: Возрождение. — Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 928 с.
2. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. В 2-х т. - М.: РХГИ, 2008.
3. Блонский П. П. Философия Плотина. - 2-е изд., испр. - М: Книжный дом «Либроком», 2009. - 376 с.
4. Гайденко В. П., Смирнов Г А. Западноевропейская наука в средние века. - М.: Наука. 1989.-352 с.
22 5. Ганс Ионас Г. Гностицизм (Гностическая религия). - Спб: Лань. 1998; К.: PSYLIB, 2007.
6 Герье В H Блаженный Августин. - М., 2003.
7 Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения - M: Высшая школа, 1980. -368 с.
8. Гефф Ж Цивилизация средневекового запада. - М.: Издательская группа «Професс», «Прогресс-академия», 1992.
9. Иейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция / перевод Г. Дашевского. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 528 с.
10. Лосев А. Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр II Историко-философский ежегодник, 1988. - M.. 1988. -С.57-71.
11. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. - 2-е изд. - М.: Книжный дом «Либроком»», 2009. - 296 с
12 Мистицизм: теория и история. - М.: ИФ РАН, 2008 - 203 с.
13 Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. - M: КомКнига. 2006. - 1008 с.
14. Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. -СПб: Алетейя. 2001.-242 с.
15 Соколов В. В. Средневековая философия. - М.: ЛКИ, 2010. - 352 с.
16 Суини М. Лекции по средневековой философии / перевод А. К. Лявданского. -М.: «Греко-латинский кабинет», 2001.
17. Хорьков M Л. Майстер Экхарт: Введение в философию рейнского мистика. -М.: Наука. 2004.
18 Челышев П. В. Духовный опыт античного неоплатонизма: Плотин и Прокл о смысле человеческой жизни. - М.: Изд-во МГТУ, 2010. - 93 с.
19 Шеик К. Филон Александрийский: введение в жизнь и творчество - М, 2007. -275 с.
20. Шестаков В. Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы. - М: Нестор-История, 2007. - 280 с.
21. Штекль А. История средневековой философии. - М: Книжный дом «Либроком», 2010. -314 с.
23 ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. Эмпирическая философия Нового времени.
2. Рационалистическая философия Нового времени.
3. Философия европейского Просвещения.