При подготовке первого вопроса необходимо:
1) рассмотреть понятие «осевое время» (К. Ясперс);
2) отметить комплекс изменений, приведший к возникновению новых оригинальных мировоззренческих систем в 200-800 гг. до н.э.;
3) рассмотреть определяющие характеристики восточного стиля философии (идеализм, иррационализм, интровертность. космоцентризм, пессизм) и его отличие от западноевропейского;
4) дать содержательный обзор возникших концепций, включающих идеи циклического развития, тождества макрокосма и микрокосма; ритуапа как выражения гармонии мироздания; стихийной диалектики;
5) раскрыть сущность нового концептуального подхода к миру.
При подготовке второго вопроса необходимо:
1) рассмотреть понятия: «Брахман», «Атман», «нирвана», «карма», «дхарма», «майя», «сансара», «четыре благородные истины»;
2) охарактеризовать комплекс ведической литературы как старейшего памятника индийской культуры;
3) дать содержательный обзор проблематики ведической литературы;
4) указать традиции и новаторство философских идей в Упанишадах;
5) провести сравнительный анализ проблем в ортодоксальных (вайшешика, миманса, веданта, ньяя, санкхья, йога) и неортодоксальных (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята) школах Древней Индии;
6) раскрыть причины возникновения и качественное своеобразие философских идей буддизма.
При подготовке третьего вопроса необходимо:
1) рассмотреть понятия: «Дао», «дэ», «ян», «инь», «недеяние», «жэнь», «ли»;
2) отразить специфику китайского мировосприятия;
3) рассмотреть символику Гай цзи («Чертёж Великого предела»);
4) охарактеризовать даосизм - древнекитайское религиозно-философское учение:
- отразить главные идеи трактата «Дао-дэ-цзин»;
|
- разъяснить диалектику Дао;
- рассмотреть концепцию тождества макрокосма и микрокосма через категории Дао и дэ;
- назвать основные принципы недеяния;
5) охарактеризовать конфуцианство как религиозно-этическое учение
Древнего Китая:
- отразить идеал социальной гармонии в конфуцианстве через ритуальное взаимодействие человека и социума;
- рассмотреть качества «благородного мужа»;
- охарактеризовать принцип «золотой середины»:
- раскрыть сущность принципа «исправления имён» в конфуцианстве;
- показать историческую и современную значимость конфуцианства.
Контрольные вопросы
1. Что означает понятие «осевое время»?
2. Какова специфика восточного типа философствования?
3. В чем состоит философское новаторство Упанишад?
4. Какова основная задача ортодоксальных школ Древней Индии?
5. Какие основные философские идеи буддизма Вы знаете?
6. Что означает «учение о четырёх благородных истинах» в буддизме?
7. Каково диалектическое значение категории Дао?
8. В чём суть концепции недеяния в даосизме?
9. Какие необходимые добродетели «благородного мужа» Вы знаете?
i2 10. Как с точки зрения конфуцианства можно обрести гармонию в общественной жизни?
Дополнительная литература
1 Ванина Е. Ю. Средневековое мышление Индийский вариант. - М: Издательство: Восточная литература, 2007. - 376 с.
2. Гийон Э. Философия буддизма. - ML ACT, Астрель. 2004. - 160 с.
3. Дао-дэ-цзин. Книга пути и благодати. - М: Изд-во «ЭКСМО», 2006. - 400 с.
4 Дасгупта С. Философия йоги и ее' отношение к другим системам индийской
мысли - М.: «Наука», 2008. - 352 с.
|
5 Еремеев В. Е. Символы и числа «Книги перемени. - ML: Лаломир, 2005. - 600 с.
6. Индийская философия. Энциклопедия. - M: Восточная литература, 2009. -952 с.
7 История восточной философии / отв. ред. М. Т. Стеланяни - M.: ИФ РАН, 1998. -
122 с.
8 История китайской философии. - М.: Прогресс, 1989 - 552 с
9. Китайская философия. Энциклопедический словарь. - ML: Мысль, 1994. - 576 с. 10 Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения - ML: Изд-во «ЭКСМО»; Харьков. Фолио, 2007 -958 с.
1!. Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфугшй: Философия Дао. - М.. 2001. - 384 с. 12 Малявин В. В. Конфуций. - ML: Молодая гвардия, 2010. - 429 с. 13. Маслов А. А. Тайный код Конфуция. - M: Феникс, 2005 - 279 с.
14 Машненкова Л. П. Конфуцианско-даосистский тип культуры / Введение в культурологию: учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Владос, 1995. - С. 127-161.
15 Переломов Л. С. Конфуций: «Лунь юй». - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 588 с.
16. Радхакришнан С. Индийская философия. - ML: Академический проект, Альма Матер, 2008- 1008 с.
17 СтепанянцМ. Т. Восточная философия. — М., 2001. -512 с.
18. Упанишады / Перевод и предисловие А. Я. Сыркина. - ML: Наука, 1967. -336 с.
19 Чаттерджи С, Датта Д. Индийская философия. - М.: Селена, 1994. - 416 с.
20. Чаттопадхьяя Д. От санкхьи до веданты Индийская философия: даршаны, категории, история - М.. Сфера, 2003. - 320 с.
13 Занятие 2. Античная философия (2 часа)
1. Исторические условия возникновения древнегреческой философии.
2. Древнегреческая философия досократовского периода.
3. Античная философия классического периода.
4. Римско-эллинистическая философия: поиск внутренней гармонии.