При подготовке первого вопроса необходимо:
1) раскрыть предпосылки возникновения философии в Древней Греции в VI-VII вв. до н.э.;
2) отразить своеобразие путей формирования систематизированного философского знания в Древней Греции;
3) охарактеризовать этапы развития древнегреческой философии: демократический (натурфилософский), классический, римско-эллинистический;
4) дать содержательный обзор проблем античной философии.
При подготовке второго вопроса необходимо:
1) рассмотреть понятия: «натурфилософия», «субстанция», «космология», «космогония», «архэ», «апейрон», «апория»; «Логос»; «детерминизм»; «метемпсихоз»; «монадология»;
2) отразить представление о чувственно-материальном космосе в натурфилософских учениях досократического периода;
3) охарактеризовать проблему первоначала в натурфилософии Древней Греции;
4) разъяснить стихийный материализм Милетской школы и Гераклита Эфесского;
5) проследить развитие идеалистических представлений в пифагореизме и Элейской школе;
6) дать содержательный обзор атомистической философии Левкиппа и Демокрита.
При подготовке третьего вопроса необходимо:
\) рассмотреть понятия: «справедливость», «демиург», «объективный идеализм», «релятивизм», «майевтика», «диалектика», «логика», «утопия»;
2) отметить обращение античной философии к проблеме человека как
познающего морально-нравственного субъекта;
3) разъяснить принципы релятивистской философии софистов.
4) раскрыть суть диалектического метода Сократа - майевтики;
5) охарактеризовать основные положения идеалистической философии Платона:
- объективный идеализм: теория идей:
- теория знания как припоминания;
|
- идеалистическая диалектика общего и единичного;
- демиургическая космология;
- учение о душе;
- классификация форм государственного устройства;
- утопия: учение о справедливом государстве;
6) дать содержательный обзор философии Аристотеля как своеобразного
итога всего предшествующего развития философского знания Древней
Греции:
- критика объективного идеализма Платона;
- дуалистическое учение о форме и материи;
- проблемы генезиса и природы познания;
- диалектический метод Аристотеля;
- структура философского знания;
- логика;
- социально-политические и этические взгляды Аристотеля.
При подготовке четвертого вопроса необходимо:
1) рассмотреть понятия: «атараксия», «апатия», «анатея», «патеизм», «тропы», «пневма»; «сенсуализм»:
2) обратить внимание на изменение содержания философских проблем, а именно выдвижение на первый план вопросов этической направленности в философских школах эпикурейцев, стоиков и скептиков;
3) охарактеризовать философию эпикуреизма по трем разделам: этика, физика, каноника;
4) дать содержательный обзор философии стоицизма по проблемам этики, физики и логики.
5) рассмотреть философию скептицизма, а также её аргументы (систему «тропов») в пользу сомнения в возможности познания реального мира;
6) охарактеризовать историческую значимость древнегреческой философии.
Контрольные вопросы
1. Какие социально-политические и экономические причины повлияли на возникновение философии в Древней Греции?
2. Какая философская идея была определяющей для первых греческих натурфилософов? Приведите примеры.
|
3. Что означает стихийный материализм?
4. В чём заключаются различия философских концепций Милетской школы, Гераклита Эфесского и Элейской школы.
5. В чём суть числовой гармонии Пифагора?
6. Какие проблемы своими апориями затронул Зенон?
7. Какова виртуальная реальность в атомической философии Демокрита?
8. Как возможна познавательная деятельность с точки зрения атомизма?
9. Что такое софистика? Приведите примеры софизмов.
10. Что означает диапектический метод Сократа?
11. Каковы основные философские идеи Платона?
12. Каковы принципы платоновского устройства идеального государства?
13. В чём заключается дуализм Аристотеля?
14. Каковы взгляды Аристотеля на человека и общество?
15. Какие общие проблемы характерны для всех эллинистических философских школ?
16. Что такое «атараксия»?
17. Можно ли назвать эпикуреизм гедонистическим учением? Почему?
18. Каковы главные идеи стоицизма?
19. Почему скептики сомневаются в познавательных способностях человека?
Дополнительная литература
1. Антология мировой философии. Античность. - Мн.: Харвест, ML: ООО «Издательство ACT», 2001. -960 с.
2. Асмус В. Ф. Античная философия. - ML: Высшая школа, 2009. - 400 с.
3. Бородай Т. Ю Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. -М., 2008. -284 с.
4. Васильева Т. В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля. -М.: Наука. 1985. - 161 с.
5. Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций. - Ер.: Чартарагет, 2008. - 159 с.
6. Гомперц Т. Греческие мыслители. - Мн.: Харвест, 1999. - 752 с.
7 Гончарова Т. В. Эпикур -2-е изд.. - М: КомКнига, 2010. -336 с.
8 Досократики - Мн.: Харвест, 1999. - 784 с.
|
9 Ильенков Э В Античная диалектика как форма мысли / Э. В. Ильенков. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991.
10 Кессиди Ф. X. Сократ. - СПб.: Алетейя, 2001. - 352 с.
11 Кессиди Ф. X От мифа к логосу. (Становление греческой философии). - М: Мысль, 1972.
12 Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. - M: Молодая гвардия, 2005. - 392с.
13. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. - M: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2009. - 248 с.
14. Нахов И. М. Философия киников. - 2-е изд., доп. - М.: Книжный дом «Либроком», 2010. - 226 с.
15 Нерсесянц В. С. Платон. - М.: Мысль, 1984. - 104 с.
16 Ракчеева Н. Е. Государство. Платон. - М.: МАКС Пресс. 2001. - 202 с.
17. Форлендер К. История философии. Античность. Средние века - М.: Книжный дом «Либроком», 2010. - 282 с.
18 Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. - М.: Высшая школа, 2001. - 704 с.
19. Чернышев Б. С. Софисты. - 3-е изд. - М.: КомКнига, 2010. - 176 с.
20 Этика стоицизма. Традиции и современность / под ред. А А. Гусейнова. - ML, 1991.