Консультирование при эмоциональных проблемах




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3  
   
ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ согласно специализации (государственное автономное учреждение республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи) 1. Характеристика с места прохождения практики, подписанная директором учреждения (или психологом) и заверенная печатью ………………………………………………………… 2. Индивидуальный план работы на период практики …………………………………… 3. План работы психолога на предприятии/ в психологическом центре и др. …………. 4. Самоанализ собственно проведенного мероприятия …………………………………. 5. Материалы психологической диагностики сотрудников учреждения ………………. 6. Материалы проведенных мероприятий (тренинги, лекции, консультации, диагностика психологического климата в коллективе, уровень стрессоустойчивости, конфликтности членов коллектива и др.) ……………………………………………………. 7. Другие материалы, используемые в ходе прохождения практики.      
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………  

 

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель производственной практики:

Изучение особенностей организации психологической службы в государственном автономном учреждении Республиканского Центра социально-психологической помощи семьи, детям, молодежи; овладение основными видами деятельности педагога-психолога, углубление и закрепление знаний и профессиональных навыков полученных в процессе обучения на основе изучения практических ситуаций.

Так же целью данной практики является не только изучение практических ситуаций, но сбор и анализ материала, необходимого для будущего дипломного проекта.

Задачи:

- Осуществить психолого-педагогическую деятельность с высокой степенью самостоятельности и ответственности, познакомиться с функций педагога-психолога образовательного учреждения.

- Осуществить психодиагностическую, психокоррекционную работу с клиентами.

- Ознакомиться с методикой групповой психологической консультации.

- Систематизировать и проанализировать свою практическую деятельность.

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»

Институт психологии и социально-культурной работы

 

 

Дневник ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ п рактики

 

Студентки ПАХОМОВОЙ СВЕТЛАНЫРАМИЛЬЕВНЫ

Факультета ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РАБОТЫ курса 6

Группы С-07 форма обучения: ЗАОЧНАЯ

Место проведения практики

Государственное автономное учреждение Республиканский центр социально психологической помощи семье, детям, молодежи города Уфы

Сроки проведения практики

С «3 » сентября по «13» октября 2012 г.

Руководитель базового учреждения (центра) __________ГАУРЦСППСДМ

______________________________________________________________

Специалист базового учреждения

_______________________________________________________________

Адрес и телефон базового учреждения

г.Уфа, ул. Пархоменко133/1, тел.276-56-12

Руководитель практики

Факультетский руководитель______________________________________

Групповой руководитель _________________________________________

Дневник практики

Дата Тематика заданий Содержание выполняемой работы  
03.09.12 Организационный день. Основные направления деятельности Центра. Цели и задачи деятельности. Этапы становления ГАУ РЦСППСДМ. Знакомство с отделами ГАУ РЦСППСДМ. Структура ГАУ РЦСППСДМ. Экскурсия по учреждению. Знакомство с программой практики.   Организационный день. Знакомство с деятельностью Государственного автономного учреждения Республиканского центра социально-психологической помощи семье, детям, молодёжи. Нас встретила руководитель практики Багдасарова Карине Станиславовна, познакомила и рассказала о структуре и целях деятельности центра. Нас познакомили с психологами и распределили по индивидуальным руководителям практики. Меня познакомили с руководителем практики педагогом-психологом высшей категории, сертифицированным тренером- практиком Корниловой Натальей Анатольевной, руководитель комплексной программы ГаУРЦСППСДМ «Служу отечеству». Провели экскурсию по учреждению, ознакомились с обустройством кабинетов, познакомились с кадровым составом ГаУРЦСППСДМ. Распределение студентов для индивидуальной работы с педагогами-психологами. Рассказали о должностных инструкциях педагога-психолога см. приложение, функциональных обязанностях, планово-отчетной документации педагога-психолога ГаУРЦСППСДМ, о структуре ГаУРЦСППСДМ см. приложение.      
02.12.11 1. Основные целевые программы, реализуемые специалистами центра. 2. Цели и задачи деятельности Центра Знакомство с деятельностью отдела экстренной психологической помощи по «Телефону Доверия». С основными целевыми программами реализуемыми специалистами Центра: «От центра к центру»- комплексная помощь социально-психологическим службами центрам РБ. «Академия семьи» - осуществление медико-психологического и социально педагогического сопровождения молодой семьи на этапах ее формирования, становления и развития, особенно в кризисные периоды развития. «Служу отечеству»- военно-патриотическое воспитание и психологическая готовность молодежи к службе ив армии, и т.д.    
05.12.11 Специфика психологической работы с лицами «группа риска» Знакомство со спецификой психологической работы с лицами «группы риска». К лицам группы риска относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, дети педагогически запущенные, с задержкой психического развития, из неблагополучных семей, гиперактивные дети, дети с синдромом дефицита внимания. Работа с методическим материалом в ГУ РЦСППСДМ. Служба социально-психологической реабилитации участников локальных вооруженных конфликтов и боевых действий: - социально-психологическая помощь участникам локальных вооруженных конфликтов и боевых действий в разрешении личностных и семейных проблемах; - профессиональная ориентация и помощь в трудоустройстве; - правовое просвещение участников боевых действий и членов их семей; - содействие в оказании медицинской помощи и при поступлении в учебные заведения РБ. Дети, состоящие на учете КДН и ОДН, с различными поведенческими и личностными, эмоционально - волевыми нарушениями, дети сироты, неполные семье.  
06.12.11 Технология проведения групповой работы. Тренинг как эффективная форма работы с молодежью и подростками. Знакомство с элементами тренинга. Технология проведения групповой работы. Знакомство с элементами тренинга. Тренинг «Модель общения и наши роли в жизни». С Натальей Анатольевной мы познакомились с технологиями групповой коррекционно-развивающей работы. Тренинг как самая эффективная форма в решении проблем. Познакомились с этапами тренинга, его структурой. Имели возможность самим побыть участниками занятия и даже самостоятельно проводить некоторые упражнения. Мы сели в круг, близко друг другу. Определили цели и задачи тренинга. Определили время тренинга 2 часа. Как будем обращаться – по имени. -приветствие -знакомство -провели сенситивный тренинг: Цель: лучше понимать людей, улавливать скрытые переживания собеседника, уменьшение числа конфликтов с социальным окружением. Задачи: - повысить чувствительность в восприятии окружающего мира; - разовьет способность понимать своеобразие каждого человека; - улучшит Ваши возможности в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании и деятельности людей; - поможет в предсказании поведения людей принадлежащих к разным социальным группам. - расширение горизонтов личностного роста - находить истинные причины собственных чувств и переживаний Задания: Упражнение «Уши мои локаторы» Игра «Ассоциации» Игра-фантазия «Магия нашего имени» Упражнение «Общение» Упражнение «Звериный ритм» Упражнение «Расскажу о своем хозяине» Упражнение-игра «Тик-так» Описание сенситивного тренинга см. в приложении.  
07.12.11 Методика ведения индивидуального психологического приема. Анализ случаев обращений в Центр. Анализ карточек индивидуального приема. Методика ведения индивидуального психологического приема. Анализ случаев обращений в Центр. Анализ карточек индивидуального приема. Мы имели возможность присутствовать на приеме у Натальи Анатольевны. Наталья Анатольевна представила нас клиенту как начинающих психологов. Мы стали с ним вести беседу расспрашивая его о том, почему он с мамой обратился в Центр, по какой причине. Он нам все рассказал, что были конфликты с одноклассниками и эти конфликты он решал дракой. Что практически у него не было друзей и т.д. Посещая, центр он изменился. Мы также стали расспрашивать, какие изменения у него произошли. С его слов практически перестал конфликтовать, стали появляться друзья даже с параллельных классов и еще несколько изменений. Психолог проверила его домашнее задание и повторила с ним упражнения для закрепления. С разрешения Натальи Анатольевны, я с мальчиком провела несколько методик: - «Шерлок Холмс» - перед клиентом на стол выкладываются разные предметы, дается 10 секунд на то чтобы он их запомнил, потом накрываются салфеткой, и он должен их назвать. Потом я задание усложнила – надо было назвать по очереди как они лежат. Мальчик с ним справился, ни разу не ошибся. После проделанного задания он еще сам предложил с ним провести методику похожую на эту, только чуть сложнее: также на стол выкладываются предметы, он отворачивается, ведущий убирает от 1-3 предметов, повернувшись должен назвать те предметы, которые убрали со стола. С этим заданием он справился, только не назвал один предмет, он его забыл. - «Найди отличия» - дается лист бумаги формата А4, разделенный на 2 части. На двух частях он рисует 2 одинаковых рисунка (так чтобы эти рисунки ни чем друг от друга не отличались) и потом также одинаково их разукрашивает. Как клиент нарисовал, ведущий берет листок и уходит в другое место добавлять в рисунок незначительные изменения. После изменений листок возвращается, и клиент должен найти отличия между рисунками. Из 6 отличий он нашел 5. После методик мы подвели итоги встречи, ему понравились методики. И он сказал, что их будет делать с мамой, развивать память и внимательность. Так же Наталья Анатольевна задала ему домашнее задание. И на этом мы попрощались. После того как клиент ушел Наталья Анатольевна рассказала как анализировать карточки. Наталья Анатольевна анализирует карточки по структуре: 1. Фамилия Имя Отчество 2. дата обращения 3. проблема клиента 4. сбор информации из беседы 5. из анамнеза (как протекали роды, беременность и травмы) 6. Из наблюдений (как общается, что происходит) 7. предварительный диагноз 8. рекомендовано (из чего увидели) 9. дата следующей консультации 10. из наблюдений 11. план диагностического обследования 12. анализ диагностических данных 13. рекомендовано 14. консультирования Для каждого клиента родитель заполняет расписку-справку и анкету.  
08.12.11 Методика ведения индивидуального психологического приема. Анализ случаев обращений в Центр. Анализ карточек индивидуального приема Ведение (вместе с психологом) индивидуального психологического приема. Анализ случаев обращений в Центр. Наблюдение за работой психолога. Анализ и заполнение карточек первичного индивидуального приема на примере гиперактивного ребенка. Подбор методик ведения индивидуально-психологического приема на примере гиперактивного ребенка. У нас появилась возможность присутствовать на первичном приеме. Приветствие с клиентом, знакомство, общение и сбор информации о клиенте и цели его обращения в Центр. Рассказ о том, чем занимается психолог. Заведение карточки на клиента. Составление расписания его посещений Центра. Общение с родителями, если ребенок несовершеннолетний, заполнение родителями методики АСВ (анализ семейных взаимоотношений), и справка-расписка на разрешение проводить с ребенком методики. Поговорив с ребенком, психолог дает ему задание – нарисовать «Мою семью» и «Несуществующее животное». Отводит его в отдельную комнату, где ему ни кто не мешает. В это время Наталья Анатольевна разговаривает с родителями ребенка, узнавая у них про анамнез, и были ли травмы при рождении и в детстве. Когда ребенок нарисовал рисунок, его приглашают обратно в кабинет и начинает разговор про его рисунок. - «Моя семья» - кто нарисован. Кого нарисовал первым и т.д. по рисунку. - «Несуществующее животное» - кто нарисован и его описание. После психолог дала домашнее задание и мы попрощались. Наталья Анатольевна нам разрешила анализировать прием. Писала все, что заметила в мальчике и в его поведение, с его слов и слов родителей, предварительно посоветовавшись с психологом. Потом начала интерпретировать и описывать рисунки.  
09.12.11 1. Принципы составления коррекционно-развивающих программ. 2.Составление коррекционно-развивающих программ, подготовка информационных лекционно-просветительских материалов 1. Практический психолог пользуется диагностической процедурой и информацией для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком или группой людей. Психолог работает по следующей теме: - что есть -что должно быть -что надо сделать, что бы стало так, как должно быть Правила и требования по разработке и внедрения коррекционно-развивающей программы: 1) четкое формирование целей коррекционной работы 2) определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы 3) определение стратегии и тактики проведения коррекционной работы 4) отбор (перечень) конкретных методик и техник для предстоящей коррекционной работы 5) подготовка (перечень) необходимых материалов и оборудования 6) четкое определение формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая или смешанная) 7) определение общего времени (количества занятий), необходимого для реализации всей коррекционной программы 8) определение частоты необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.) 9) определение длительности каждой встречи, каждого коррекционного занятия (от 0-15 мин. В начале программы в зависимости от возраста, до 1,5-2 часов на завершающем этапе) 10)разработка конкретной коррекционной программы в целом и определение содержания каждого занятия (цель, название и ход упражнения и игр) 11) планирования форм участия других лиц (медиков, педагогов, социальных работников и т.д.) при необходимости; при работе с семьей - подключения родственников, значимых взрослых и т.д. 12) определения формы контроля динамики хода коррекционной работы (приложение диагностических методик при групповой работе или перечень названий методик входной и выходной диагностики) 13) реализация коррекционной программы и внесения дополнений и изменений программы по ходу работы 14) оценка эффективность реализованной программы (продумать и прописать критерии оценки эффективности) По завершению коррекционных мероприятий составляется психологическая (или психолого-педагогическая, медико-психологическая) заключение о целях, задачах и результатов коррекционной программы с оценкой ее эффективности и дальнейшими рекомендациями. 2. Выбор темы для коррекционно-развивающей работы. «Навыки общения у детей младшего школьного возраста». Определила цели и задачи коррекционно-развивающей работы, пространственно-временную организацию, критерии оценки эффективности.  
12.12.11 Составление коррекционно-развивающих программ, подготовка информационных лекционно-просветительских материалов Составление коррекционно-развивающих программ. Подбирала информацию и методики для навыков общения у детей младшего школьного возраста. Стала составлять тематический план программы. И начала расписывать методики, которые применила. Написала список литературы. Коррекционно-развивающую программу см. в приложении. Выбирала тему для лекционно-просветительского материала: «Эмоции». Подбирала литературы для написания лекции. Оформляла лекцию: введение, список литературы, оглавление.  
13.12.11 Диагностический инструментарий деятельности педагога-психолога по выявлению поведенческих нарушений и асоциальных проявлений. Изучение диагностического инструментария деятельности педагога-психолога по выявлению поведенческих нарушений и асоциальных проявлений. Для диагностики клиентов Наталья Анатольевна применяет следующий диагностический материал: -для диагностики состояния агрессии Басса-Дарки; - для выявления акцентуации характера опросник Леонгарда-Шмишека; - для выявления уровня тревожности используется методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной » тревоги Кодаша; - для выявления типа темперамента опросник «Айзенка», который содержит 3 шкалы: экстраверсии - интроверсии и нейротизма.    
14.12.11 Диагностический инструментарий деятельности педагога-психолога по выявлению поведенческих нарушений и асоциальных проявлений. Знакомство с программами музыкотерапии и с «комнатой психологической разгрузки». Анализ карточек индивидуального приема. Диагностический инструментарий деятельности педагога-психолога по выявлению поведенческих нарушений и асоциальных проявлений. Наталья Анатольевна так же кроме диагностических методик и опросников использует проективные методики, такие как: - «Несуществующее животное» - «Моя семья» - «Дом-дерево, человек» - «Автопортрет» Описание методик см. в приложении    
15.12.11 Составление коррекционно-развивающих программ, подготовка информационных лекционно-просветительских материалов Разделение лекции по главам, написание заключения. См. в приложение.  
16.12.11 Анализ карточек индивидуального приема Анализ карточки по структуре: Проблема:«нет желания учиться», страхи, неуверенность в себе, все делает «на зло». Из диагностической беседы:(со слов матери) XX воспитывается в полной семье, есть старший брат-18лет, младшая сестра-4 года. Учится хорошо. На вопрос, какой урок самый любимый, говорит что никакой, так, как учиться не любит. Ходит на танцы, но без интереса. Сказки не слушает. Отказывается от ласки. На вопрос как часто хвалите ребенка, родители отвечают, что редко. По поводу страхов девочка говорит, что боится волка, который живет в темноте. Из анамнеза:беременность, без патологии, роды - кесарево сечение, простудные заболевания. Из наблюдения:спокойная, немногословная, неуверенная, отказывается выполнять задания, говорит, что не умеет рисовать. Начинает выполнять задания, только вместе с психологом. Грызет ногти. Предварительный диагноз:проблемы связанные с кризисом взросления, недостаток родительского внимания, слаборазвитые волевые качества. Рекомендовано: 1. Диагностическое обследование с целью составления психологического портрета. Курс коррекционно-развивающих занятий по результатам обследования.    
19.12.11 Анализ карточек индивидуального приема План диагностического обследования: 1. «Несуществующее животное» (проективная методика). 2. «Моя семья» (проективная методика). 3. «3 желания» 4. АСВ (мать, отец). Результат обследования: Методика «Несуществующее животное» - инфантильность, эмоциональная незрелость, элементы тревожности, беспокойства. Методика «Моя семья» - невротичное поведение, чувство неполноценности, нелюбимости (избегает темы), тревожное состояние. Чувствует в семье неуверенность. Потребность в любви и тепле. Долго не могла нарисовать маму, не нарисовала себя(!) Методика «Три желания»: 1.Жить с родителями. 2.Чтоб родители все покупали. 3.Чтобы брат учился в институте хорошо. (По ответам ребенка судят о его ценностных ориентациях, потребностной сфере, а также о его взаимоотношениях с детьми и взрослыми.) Опросник АСВ: Папа - недостаточность требований-запретов (стимулирует развитие неустойчивого типа характера); предпочтение детских качеств; потакание капризам, игнорирование потребностей ребенка. Мама – неразвитость родительских чувств (недостаточное проявление внимания, ласки), минимум требований. Проведено коррекционно-развивающие занятие Методика «несуществующее животное» Девочка нарисовала волка (свой страх), захотела с ним подружиться. Посадила его на цепь, сделала веселым, назвала - Сережа, получился волк – сказочник. Теперь она его не боится, решила повесить рисунок над кроватью, чтобы волк ее охранял. Игра «Сороконожки» (на объединение семьи) Ладошки друг на против друга и перебираем пальчиками, говорим "Две сороконожки бежали по дорожке, бежали, бежали, друг друга повстречали; «приветики», «приветики» сказали; друг друга обнимали". Обнимаемся каждым пальчиком с пальчиком соседа, говорим "так друг друга обнимали", меняем пальчики, говорим "так друг друга обнимали", теперь смыкаем руки в замок, говорим "так друг друга обнимали... что едва мы их разняли", при «разняли» размыкаем руки, как будто разорвали замок. Рекомендовано: Музыкотерапия; «Игротека» (цикл коррекционно-развивающих занятий по развитию волевых качеств, повышения самооценки, навыков общения); консультация дефектолога, невролога; мероприятия направленные на объединение семьи, похвала, запрещены насмешки.    
20.12.11 Анализ карточек индивидуального приема Проблема:поведенческие нарушения, гиперактивность. Из диагностической беседы:(со слов матери) XX воспитывается в полной семье, есть братик-4 года. Отец участник боевых действий, на инвалидности (эпилепсия), стресс (контузия мозга). С отцом у ребенка конфликтные отношения- мальчик избегает общения с отцом, боится припадка. В отношении матери- обзывает «тупой». У клиента поведенчиские нарушения-хулиганит, «постоянно скачет», ни минуты не сидит на месте, дома, в школе регулярно замечания. На замечания смеется, улыбается, приводы к директору, неусидчивый, невнимательный, «как будто во мне кто-то сидит». Учится довольно хорошо- «4», нравится физкультура, не нравится- английский, башкирский языки. С первого класса занимается фехтованием. Из анамнеза:гипоксия, наблюдается у невропотолога, диагноз- гиперактивность. Из наблюдения:общительный, постоянно в движении, руки постоянно перебирают, что-то, тело в движении, голова туда-сюда. Может прислушиваться, не признает, что нарушает дисциплину. Путает времена года,. Речь чистая. Предварительный диагноз:проблемы связанны с нарушением семейного воспитания, поведение нарушается как следствие гиперактивности Рекомендовано: 2. Диагностический блок с целью составления психологического портрета. 3. Курс коррекционно-развивающих занятий по результатам обследования. 4. Консультация психиатора. 5. Консультация психолога отцу. 6. Занятия в «школе здоровья». 7. Музыкотерапия (КПЭК). План диагностического обследования: 5. «Несуществующее животное» (проективная методика). 6. «Моя семья» (проективная методика). 7. «3 желания» 8. АСВ (мать, отец). Результат обследования: Методика «Несуществующее животное» - элементы беспокойства, тревожности, гиперактивности, агрессии. Методика «Моя семья» - дефицит эмоциональной близости, тепла, тревога. Методика «Три желания»: 1.Жить с родителями. 2.Чтобы папа не болел. 3.Быть сильным. (По ответам ребенка судят о его ценностных ориентациях, потребностной сфере, а также о его взаимоотношениях с детьми и взрослыми.) Опросник АСВ: Папа - жесткие требования-запреты,неразвитость родительских чувств, игнорирование потребностей ребенка. Мама – неразвитость родительских чувств (недостаточное проявление внимания, ласки), минимум требований, потакание капризам ребенка, предпочтение детских качеств. Проведено коррекционно-развивающие занятия: Методика «Страхи в домиках» Девочка нарисовала волка (свой страх), захотела с ним подружиться. Посадила его на цепь, сделала веселым, назвала - Сережа, получился волк – сказочник. Теперь она его не боится, решила повесить рисунок над кроватью, чтобы волк ее охранял. Игра «Сороконожки» (на объединение семьи) Ладошки друг на против друга и перебираем пальчиками, говорим "Две сороконожки бежали по дорожке, бежали, бежали, друг друга повстречали; «приветики», «приветики» сказали; друг друга обнимали". Обнимаемся каждым пальчиком с пальчиком соседа, говорим "так друг друга обнимали", меняем пальчики, говорим "так друг друга обнимали", теперь смыкаем руки в замок, говорим "так друг друга обнимали... что едва мы их разняли", при «разняли» размыкаем руки, как будто разорвали замок. Рекомендовано: Музыкотерапия; «Игротека» (цикл коррекционно-развивающих занятий по ижению уровня агрессивности младшего школьника, повышения самооценки, навыков общения); консультация невролога; мероприятия направленные на объединение семьи, похвала, внимание.    
21.12.11 Защита лекционных материалов, коррекционно-развивающих программ. Анализ прохождения практики. Подведение итогов. Защищала лекционные материалы, коррекционно-развивающую работу. Оформление документов. Анализ прохождения практики. Подведение итогов.  

МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬИ, ДЕТЯМ, МОЛОДЕЖИ.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Институт психологии и социально-культурной работы

 

ЛЕКЦИЯ

«ЭМОЦИИ»

 

 

Проверила: педагог-псиохолог

высшей категории Багдасарова К.С.

Выполнила: студентка 6 курса ВЭГУ

Пахомова С.Р.

 

 

Уфа 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение..............................................................................................................3

 

1. Понятие эмоций....................................................................................................4

 

2. Консультирование при эмоциональных проблемах......................................17

3. Психическое утомление, состояние тревожности и связанные с ними

психологические кризисы....................................................................................21

4.Потребность в разумном управлении эмоциями...........................................25

Заключение............................................................................................................28 Список использованной литературы..................................................................30

 

 

 

Введение

Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое — самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и, прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов. А руководителю, как важнейшему звену организации, навык управления эмоциями просто необходим. Ведь эмоциональная уравновешенность стоит в ряду главных черт руководителя Черты личности руководителя: способность доминировать, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, предприимчивость, независимость, надежность, общительность.

Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психологии эмоций. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных. Почему сложилось такое положение?

Причины надо искать не только и не столько в субъективных факторах - в

нежелании или неимении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, а объективной сложности самой проблемой, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем и прежде всего в принципиальном отличии эмоциональных явлений от познавательных, поэтому эта тема и является наиболее интересной.

 

Понятие эмоций

Согласно определению, данному в «Психологическом словаре» (2000 г.), “эмоции (от латинского emoveo - волную, потрясаю) – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных проблем”. Данное определение неполно, так как оно не отражает ряд существенных характеристик эмоций и их отличие от познавательных процессов, а именно: а) не отражена связь эмоций с бессознательной сферой,

б) их отношение к деятельности (а не жизнедеятельности) человека,

в) специфика их возникновения,

г) закономерности их функционирования и др.

В теоретическом осмыслении эмоций, как известно, имеются две крайние

позиции. С одной стороны, это биологизаторские представления об эмоциях как адаптационном (и только) механизме приспособления психики к среде, с другой - это интеллектуалистические представления об эмоциях как результате дефицита информации. В первом случае, ученые не видят разницы между эмоциями животных и человека ни в качественном отношении, ни с точки зрения выполняемых ими функций. Во втором же, сводят все многообразие эмоции к дефициту информации. И та и другая концепции не могут претендовать на целостную характеристику эмоций как психических явлений, хотя они и отражают определенные аспекты эмоциональной сферы. Прежде всего, эти концепции не учитывают, сложный

неоднородный состав эмоциональных явлений, составляющих эмоциональную сферу человека. В эмоциональную сферу человека входят, по-видимому, различные типы эмоциональных явлений, такие как, эмоциональный тон ощущений, эмоциональная реакция (или эмоциональный

процесс), эмоциональные состояния, эмоционально-личностные качества.

 

Каждый из этих типов эмоциональных явлений характеризуется своими закономерностями формирования, функционирования и распада, что нельзя не учитывать при построении общепсихологической концепции эмоций. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношении человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, страсти, стрессы, аффекты, чувства. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Опишем некоторые из эмоций, присущих человеку и которыми так трудно управлять.

Обида.

Как устроена обида? Если тебя лягнет осёл, то, ты на него не обидишься. Если на тебя нападет тот, кого ты не знаешь, то, наверное, на него тоже не будешь обижаться, испугаешься, побежишь или вступишь в борьбу. Но если ты увидишь, что твой знакомый, сослуживец пренебрегает твоими интересами или ведет себя с тобой совсем иначе, чем ты ожидал, то возникает неприятное чувство, которое мы называем обидой. Следовательно, эмоция возникает из столкновения моей модели, которую я набросил на реальность, в данном случае на поведение другого, с реальным поведением этого другого необходимо, чтобы этот другой был для меня, значим. Он вызывает некоторые ожидания, как он должен вести себя в соотношении со своей ролью по отношению ко мне. Здесь можно выделить три элемента:

а) мои ожидания относительно поведения человек, ориентированного на меня; как он должен себя вести. Представления об этом складываются с

 

опытом общения;

б) поведение этого другого человека, отклоняющееся от моих ожиданий в

неблагоприятную сторону;

в) наша эмоциональная реакция, вызванная несоответствием наших ожиданий и поведением другого.

Животное (в данном случае, осел), погода, незнакомый человек (бандит) не

рассматриваются как запрограммированные нашими ожиданиями, поэтому на них мы и не обижаемся, а обижаемся, именно на тех от кого, чего-то ожидаем – на знакомых, сослуживцев, родных и близких. Но откуда берется эта установка на то, что другой человек зависит от нас? Психолог Орлов Юрий Михайлович утверждает, что начало этому идет с детства: «Ребенок обижается на родителей, он программирует их поведение в соответствии со своими ожиданиями и наказывает их каждый раз за отклонение от этих ожиданий чувством вины. Ребенок обиделся, плачет, и родители, поскольку они его любят, испытывают вину, которая стимулируется внешними признаками обиды, которые нетрудно прочитать на лице ребенка. Эта вина побуждает к изменению поведения, и родители делают то, что нужно ребенку. Обидчивость ребенка необходима для нормального развития родителей. Мы привыкли думать о том, что воспитываем детей, но не замечаем, как они нас воспитывают, наказывая нас чувством вины за каждую оплошность. На стадии детства это оправдано: ребенок помогает духовному созреванию родителей, т. е. превращает их из мужа и жены в папу и маму, вырабатывая у них с помощью своей обиды определенные черты поведения, необходимые для нормального развития подрастающего человека. Это необходимо для формирования его личности. Но с того момента как личность ребенка сформировалась, необходимость в такого рода подпорках для созидания здания личности отпадает. Ведь после того, как дом

 

построен, леса только мешают жить. Точно так же наша обидчивость — это инфантильная реакция на окружение, воспроизведение детства во взрослом. Посмотрите на свое выражение лица, когда вы обижены. Ведь оно становится детским и по-детски злым!». Обижаясь, я эксплуатирую другого и управляю его поведением, наказывая чувством вины. При взаимодействии двух людей обида одного обязательно дополняется чувством вины у другого, она апеллирует к этому чувству вины. Если же другой не способен на переживание вины, обида становится бесполезной, нефункциональной. Познание эмоции обиды, таким образом, предусматривает выделение моих ожиданий, понимание их происхождения, фиксацию информации о реальном поведении другого и, наконец, восприятие рассогласования ожиданий и реальности. Тот, кто может это делать, познает сущность своей обиды.

Вина.

Все мы хоть раз в жизни страдали от вины перед кем-то, не могли найти покоя, пристанища нашим мыслям. Все валилось из рук, мысли были лишь об обиженном. Разве руководитель может себе позволить такое? У руля должен стоять сильный, инициативный человек. Конечно, все человеческое ему не чуждо и даже необходимо не только для контакта с подчиненными, но и для развития как личность, а не черствый сухарь, что мы часто видим в организации (руководителя, не интересующегося личными переживаниями и бедами сотрудников). Но должность руководителя подразумевает контроль над личными переживаниями.

Устройство вины противоположно обиде. Если я обидел кого-то, то восприятие внешних признаков обиды на его лице начинает меня терзать чувством вины. Причем, если я сам обидчив, то я предполагаю насколько обиженный страдает и от этого моя вина усиливается. Замечено, что обидчивые часто страдают от вины больше, чем необидчивые. А носим в

 

свою вину и обид



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: