Детей младшего школьного возраста
Проверила: педагог-психолог
высшей категории Корнилова Н.А.
Выполнила: студентка 6 курса ВЭГУ
Емельцова С.А.
Дата утверждения:
Уфа – 2011
Конец
ЛЕКЦИЯ
Тема «Эмоции»
Цель: раскрыть психологическое понятие эмоций
Задачи:
- раскрыть понятие эмоций
- изучить теории эмоций
- исследовать и охарактеризовать виды эмоциональных состояний человека.
Тип урока: комбинированный
Время проведения: академический час
План урока:
Часть. Повторение пройденного материала. Опрос
Часть. Изучение нового материала.
Часть. Практическое задание
Материалы: бланки тестов, материал лекции
Литература: Р.С.Немов Психология. –М., 1994
А.А.Крылов Психология. – М., 2001
А.В.Петровский Психология. – М., 2002
Эмоции и эмоциональные процессы довольно долго оставались неизученными, им не уделяли должного внимания, и в результате в этой области существуют пробелы. Исследователи этой области высказывают множество теорий происхождения и сущности эмоций. Но это множество имеет свой недостаток - нет единого и точного определения эмоций. Каждый исследователь прелагает свое определение эмоций в силу своих взглядов:
1.Эмоции - одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности [Изард И.В., 1980].
Эмоции - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.
3.Эмоциональные процессы - это специфический класс процессов психической регуляции, приводимых в действие факторами, значимыми для индивида [Рейковский Я., 1979].
|
Эмоции - субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.
Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явления и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей [Леонтьев А.Н., 1971].
Нигде, пожалуй, так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и психических явлений, тела и души, как в психологии эмоций. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.
Теория Джемса-Ланге. В конце XIX века американский психолог У. Джемс и независимо от него голландский физиолог К. Ланге выдвинули теорию эмоций, которая получила название теории Джемса - Ланге. "...Принято думать, — писал У. Джемс, — что восприятие некоторого факта вызывает душевное волнение, называемое эмоцией, и что это психическое состояние приводит к изменениям в организме. Мой тезис, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией". Следовательно, по мнению Джемса, причиной эмоционального переживания является не то или иное волнующее событие, а определенная система физиологических, телесных изменений, которые и воспринимаются, переживаются и осознаются как эмоция. По словам Джемса, "мы огорчены, потому что плачем, разгневаны, потому что наносим удар, испуганы, потому что дрожим". Традиционное описание типа: "Я увидел медведя, испугался и побежал", с точки зрения Джемса, неправильно отражает последовательность событий. Попробуйте перестроить эту формулу "по Джемсу"... Получится: "Я увидел медведя, побежал, испугался".
|
Экспериментальной проверке теории Джемса — Ланге были посвящены опыты многих ученых. Часто в основе этих опытов лежит следующее предположение. Известно, что при эмоциональном возбуждении в кровь выделяется адреналин, под влиянием которого происходят телесные различные изменения: появляется дрожь, меняется ритм работы сердца и т. д. А что, если вызвать искусственно эту внешнюю картину эмоций и выяснить, будет ли человек переживать соответствующее психологическое состояние? Если да, то Джемс был прав, и именно эти состояния и переживаются как эмоция.
Большое значение для понимания физиологических явлений имело открытие нервных центров эмоций в глубинах мозга. Вживляя в подкорковые области мозга животных микроэлектроды, ученые смогли установить, что раздражение одних участков вызывает переживание удовольствия, других — страдания ("центры радости" и "центры страдания"). Открыты центры, раздражение которых вызывает гнев, страх, дружелюбие и т. д. Есть данные, что и в мозгу человека есть центры, ведающие определенными эмоциями.
|
Информационная теория эмоций – основанное И.П.Павловым учение о высшей нервной деятельности мозга. Оно не является ни традиционной физиологией мозга, ни психологией, поскольку представляет собой качественно новую область знания, базирующуюся на системном подходе к психике и поведению.
Суть подхода: охватить обе стороны психики - ее нейрофизиологические механизмы и отражательно-регуляторные функции, ее соотнесенность с потребностями организма (личности) и окружающим миром.
При изучении влияния эмоций на деятельность было продемонстрировано значение качества потребности, на базе которого возникает эмоциональное состояние. Чрезвычайно существенным здесь является вопрос о том, идет ли речь о потребности, инициирующей данную деятельность, или эмоцию порождает какой-либо посторонний мотив.