Список использованных источников. Возраст: 7 лет




 

1.Асмолов А.Г. Психология личности. – Москва, 2002.

2.Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. –

Киев, 1989.

3.Иосефович Н. Ты – босс! Как стать толковым руководителем / Пер. с англ. М.Ушаковой. М.: Вече, Персей, АСТ, 1995.

4.Меновщиков В.Ю. Консультирование при эмоциональных проблемах (депрессия, страх, тревога)// Работник социальной службы. – 2001 - # 2 – С.65-71.

5.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

6.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

7. Психология управления: Курс лекций/ Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов и др.-

Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА – М, 1999.

8.Ревская И.Е. Психология менеджмента. Конспект лекций. – СПб.: Альфа, 2001.

9. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. -Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.

10.Селиванова Р.Г. Психология личности. – Саратов, 2000

 

Государственное автономное учреждение Республиканский центр социально- психологической помощи семье, детям, молодежи

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права

 

Анализ карты индивидуального приема№1

 

 

Проверила: педагог-псиохолог

высшей категории Корнилова Н.А.

Выполнила: студентка 6 курса ВЭГУ

Емельцова С.А.

 

Уфа – 2011

Анализ карты индивидуального приема№2.

 

Ф.И.О. ХХ

Возраст: 7 лет

Район проживания: Уфа

Адрес, телефон:_______

Место учёбы: Школа

Причина обращения: поведенческие нарушения, гиперактивность.

Кто проводит первичный прием (специалисты): психолог.

Дата:___________

Клиент: XX–7 лет.

Мать: УУ-33 года.

Отец: ZZ-48 лет.

Проблема: поведенческие нарушения, гиперактивность.

Из диагностической беседы: (со слов матери) XX воспитывается в полной семье, есть братик-4 года. Отец участник боевых действий, на инвалидности (эпилепсия), стресс (контузия мозга). С отцом у ребенка конфликтные отношения- мальчик избегает общения с отцом, боится припадка. В отношении матери- обзывает «тупой».

У клиента поведенчиские нарушения-хулиганит, «постоянно скачет», ни минуты не сидит на месте, дома, в школе регулярно замечания. На замечания смеется, улыбается, приводы к директору, неусидчивый, невнимательный, «как будто во мне кто-то сидит».

Учится довольно хорошо- «4», нравится физкультура, не нравится- английский, башкирский языки. С первого класса занимается фехтованием.

Из анамнеза: гипоксия, наблюдается у невропотолога, диагноз- гиперактивность.

Из наблюдения: общительный, постоянно в движении, руки постоянно перебирают, что-то, тело в движении, голова туда-сюда. Может прислушиваться, не признает, что нарушает дисциплину. Путает времена года,. Речь чистая.

Предварительный диагноз: проблемы связанны с нарушением семейного воспитания, поведение нарушается как следствие гиперактивности

Рекомендовано:

8. Диагностический блок с целью составления психологического портрета.

9. Курс коррекционно-развивающих занятий по результатам обследования.

10. Консультация психиатора.

11. Консультация психолога отцу.

12. Занятия в «школе здоровья».

13. Музыкотерапия (КПЭК).

План диагностического обследования:

9. «Несуществующее животное» (проективная методика).

10. «Моя семья» (проективная методика).

11. «3 желания»

12. АСВ (мать, отец).

Результат обследования:

Методика «Несуществующее животное» - элементы беспокойства, тревожности, гиперактивности, агрессии.

Методика «Моя семья» - дефицит эмоциональной близости, тепла, тревога.

Методика «Три желания»:

1.Жить с родителями.

2.Чтобы папа не болел.

3.Быть сильным.

(По ответам ребенка судят о его ценностных ориентациях, потребностной сфере, а также о его взаимоотношениях с детьми и взрослыми.)

Опросник АСВ:

Папа - жесткие требования-запреты,неразвитость родительских чувств, игнорирование потребностей ребенка.

Мама – неразвитость родительских чувств (недостаточное проявление внимания,

 

ласки), минимум требований, потакание капризам ребенка, предпочтение

детских качеств.

Проведено коррекционно-развивающие занятия:

Методика «Страхи в домиках»

Девочка нарисовала волка (свой страх), захотела с ним подружиться. Посадила его на цепь, сделала веселым, назвала - Сережа, получился волк – сказочник. Теперь она его не боится, решила повесить рисунок над кроватью, чтобы волк ее охранял.

Игра «Сороконожки» (на объединение семьи)

Ладошки друг на против друга и перебираем пальчиками, говорим "Две сороконожки бежали по дорожке, бежали, бежали, друг друга повстречали; «приветики», «приветики» сказали; друг друга обнимали".

Обнимаемся каждым пальчиком с пальчиком соседа, говорим "так друг друга обнимали", меняем пальчики, говорим "так друг друга обнимали", теперь смыкаем руки в замок, говорим "так друг друга обнимали... что едва мы их разняли", при «разняли» размыкаем руки, как будто разорвали замок.

Рекомендовано:

Музыкотерапия; «Игротека» (цикл коррекционно-развивающих занятий по ижению уровня агрессивности младшего школьника, повышения самооценки, навыков общения); консультация невролога; мероприятия направленные на объединение семьи, похвала, внимание.

 

 

Анализ карты индивидуального приема№1

 

 

Ф.И.О. ХХ

Возраст: 8 лет

Район проживания: Чишмы

Адрес, телефон:_______

Место учёбы: Школа

Причина обращения: поведенческие проблемы

Кто проводит первичный прием (специалисты): психолог.

Дата:___________

Клиент: XX–8 лет.

Мать: УУ-35 лет.

Отец: ZZ-42 лет.

Проблема: «нет желания учиться», страхи, неуверенность в себе, все делает «на зло».

Из диагностической беседы: (со слов матери) XX воспитывается в полной семье, есть старший брат-18лет, младшая сестра-4 года. Учится хорошо.

На вопрос, какой урок самый любимый, говорит что никакой, так, как учиться не любит. Ходит на танцы, но без интереса. Сказки не слушает. Отказывается от ласки. На вопрос как часто хвалите ребенка, родители отвечают, что редко. По поводу страхов девочка говорит, что боится волка, который живет в темноте.

Из анамнеза: беременность, без патологии, роды - кесарево сечение, простудные заболевания.

Из наблюдения: спокойная, немногословная, неуверенная, отказывается выполнять задания, говорит, что не умеет рисовать. Начинает выполнять задания, только вместе с психологом. Грызет ногти.

Предварительный диагноз: проблемы связанные с кризисом взросления, недостаток родительского внимания, слаборазвитые волевые качества.

 

Рекомендовано:

14. Диагностическое обследование с целью составления психологического портрета.

15. Курс коррекционно-развивающих занятий по результатам обследования.

План диагностического обследования:

13. «Несуществующее животное» (проективная методика).

14. «Моя семья» (проективная методика).

15. «3 желания»

16. АСВ (мать, отец).

Результат обследования:

Методика «Несуществующее животное» - инфантильность, эмоциональная незрелость, элементы тревожности, беспокойства.

Методика «Моя семья» - невротичное поведение, чувство неполноценности, нелюбимости (избегает темы), тревожное состояние. Чувствует в семье неуверенность. Потребность в любви и тепле. Долго не могла нарисовать маму, не нарисовала себя(!)

Методика «Три желания»:

1.Жить с родителями.

2.Чтоб родители все покупали.

3.Чтобы брат учился в институте хорошо.

(По ответам ребенка судят о его ценностных ориентациях, потребностной сфере, а также о его взаимоотношениях с детьми и взрослыми.)

Опросник АСВ:

Папа - недостаточность требований-запретов (стимулирует развитие неустойчивого типа характера); предпочтение детских качеств; потакание капризам, игнорирование потребностей ребенка.

Мама – неразвитость родительских чувств (недостаточное проявление внимания, ласки), минимум требований.

 

Проведено коррекционно-развивающие занятия:

Методика «Страхи в домиках»

Девочка нарисовала волка (свой страх), захотела с ним подружиться. Посадила его на цепь, сделала веселым, назвала - Сережа, получился волк – сказочник. Теперь она его не боится, решила повесить рисунок над кроватью, чтобы волк ее

охранял.

Игра «Сороконожки» (на объединение семьи)

Ладошки друг на против друга и перебираем пальчиками, говорим "Две сороконожки бежали по дорожке, бежали, бежали, друг друга повстречали; «приветики», «приветики» сказали; друг друга обнимали".

Обнимаемся каждым пальчиком с пальчиком соседа, говорим "так друг друга обнимали", меняем пальчики, говорим "так друг друга обнимали", теперь смыкаем руки в замок, говорим "так друг друга обнимали... что едва мы их разняли", при «разняли» размыкаем руки, как будто разорвали замок.

Рекомендовано:

Музыкотерапия; «Игротека» (цикл коррекционно-развивающих занятий по развитию волевых качеств, повышения самооценки, навыков общения); консультация дефектолога, невролога; мероприятия направленные на объединение семьи, похвала, запрещены насмешки.

 

 


Государственное автономное учреждение

Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права

 

Методики психодиагностики детско-родительских отношений для детей младшего школьного возраста

 

 

Проверила: педагог-псиохолог

высшей категории Корнилова Н.А.

Выполнила: студентка 6 курса ВЭГУ

Емельцова С.А.

 

 

Уфа – 2011

Содержание:

 

Пояснительная записка…………………………………………………………

Методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)

 

Методика идентификации детей с родителями - опросник А.И. Зарова

 

Методика изучения родительских установок - опросник PARI

Методика ОРО - опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

 

Методика - “Кинетический рисунок семьи” тест Р. Бернса и С. Коуфмана

 

Проективная методика "Несуществующее животное"

Список литературы………………………………………………………………

 

 


Пояснительная записка

 

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

 

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями – важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

 

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, практический психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель – ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.

 

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога – работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.

 

Изучая межличностные отношения в системе «родитель–ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:

родительские установки и реакции;

отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

нарушения воспитательного процесса в семье;

причины отклонений в семейном воспитании;

типы воспитания;

уровень родительской компетентности и т.п.

 

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью специальных методик.

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

 

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

 

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).

 

Тест «Родительско-детские отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).

 

Методика идентификации детей с родителями опросник А. И. Зарова Посредством методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.

 

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

 

Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.

 

Эффективна методика А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков.

 

«Анализ семейных взаимоотношений»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: