Ф.И.О ___________________________, год рож.______, об-е _______________, м.раб.____________
1. Исследование уровня притязаний
УП1= УД1= | ||||||||||
УП2= УД2= | ||||||||||
УП3= УД3= | ||||||||||
УП4= УД4= | ||||||||||
2. Определение уровня самооценки
Список качеств:
1 2 3 4
вежливость | активность | вдумчивость | бодрость |
заботливость | гордость | деловитость | бесстрашие |
искренность | добродушие | мастерство | весёлость |
коллективизм | порядочность | понятливость | душевность |
отзывчивость | смелость | скорость | милосердие |
радушие | твёрдость | собранность | нежность |
сочувствие | уверенность | точность | свободолюбие |
тактичность | честность | трудолюбие | сердечность |
терпимость | добросовестность | увлечённость | страстность |
чуткость | инициативность | усидчивость | стыдливость |
доброжелательность | интеллигентность | аккуратность | взволнованность |
приветливость | настойчивость | внимательность | восторженность |
обаятельность | решительность | дальновидность | жалостливость |
общительность | принципиальность | дисциплинированность | жизнерадостность |
обязательность | самокритичность | исполнительность | любвеобильность |
ответственность | самостоятельность | любознательность | оптимистичность |
откровенность | уравновешенность | находчивость | сдержанность |
справедливость | целеустремлённость | последовательность | удовлетворённость |
совместимость | энергичность | работоспособность | хладнокровность |
требовательность | энтузиазм | скрупулёзность | чувствительность |
3. Измерение потребности в достижении
|
Инструкция. Вам предлагается ряд положений. В бланке ответов напротив соответствующего номера поставьте знак «+», если Вы согласны с утверждением, и знак
«-», если Вы с утверждением не согласны.
Вопросы.
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчёта.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
3. Для меня в любом деле важно его исполнение, а не конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношениё с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живёт дальними целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые её элементы.
9. Поглощённый мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Мои родители слишком строго контролировали меня.
13. Терпение во мне больше, чем способностей.
14. Лень, а не сомнения об успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.
|
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
17. Я не усердный человек.
18. Когда все идёт гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о пришествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.
№ | +\- | № | +\- | № | +\- | № | +\- | № | +\- |
4. Изучение мотивации к избеганию неудач.
№ | № | № | |||||||||
Обработка результатов.
|
Ф.И.О.
1. Уровень притязаний.
2. Исследование уровня самооценки.
а) Самооценка в сфере общения
б) Самооценка поведения
в) Самооценка в сфере деятельности
г) Самооценка собственных эмоциональных проявлений
Ф.И.О.
1. Уровень притязаний.
2. Исследование уровня самооценки.
а) Самооценка в сфере общения
б) Самооценка поведения
в) Самооценка в сфере деятельности
г) Самооценка собственных эмоциональных проявлений
Ф.И.О.
1. Уровень притязаний.
2. Исследование уровня самооценки.
а) Самооценка в сфере общения
б) Самооценка поведения
в) Самооценка в сфере деятельности
г) Самооценка собственных эмоциональных проявлений
3.Измерение потребности в достижении
4. Мотивация к избеганию неудач
3.Измерение потребности в достижении
4. Мотивация к избеганию неудач
3.Измерение потребности в достижении
4. Мотивация к избеганию неудач
1 Самооценка уровня притязаний
Уровень притязаний характеризует степень трудностей тех целей,
к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может достичь)
или заниженные (выбирает легкие и упрощённые цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.
Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи.
Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению всё более и более сложных задач, к достижению трудных целей.
Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям.
Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком лёгкие и простые цели, что может объяснятся: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.
2 Самооценка личности
Самооценка личности может быть адекватной, завышенной или заниженной.
Адекватная самооценка соответствует двум позициям (уровням) психодиагностической шкалы: «средней», «выше среднего». При адекватной самооценке субъект социального взаимодействия правильно (реально) соотносит свои возможности и способности, до статочно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого субъекта в основе своей неконфликтно, в конфликте он ведёт себя конструктивно. Внутриличностным конфликтам подтверждён слабо.
При самооценке «высокий уровень», «выше среднего»: человек заслуженно ценит и уважает себя, доволен собой, у него развито чувство собственного достоинства.
При самооценке «средний уровень»: человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.
Завышенная самооценка соответствует уровню «неадекватно высокий» в психодиагностической шкале.
При завышенной самооценке у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован всегда на успех, игнорирует неудачи.
Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств.
Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки.
Такой человек конфликтен, склонен к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведёт себя активно, делая ставку на победу.
Заниженная самооценка соответствует трём позициям (уровням) в психодиагностической шкале: «неадекватно низкий», «низкий» и «ниже среднего».
При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других
видят только недостатки.
Такие люди конфликтны. Причины конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям.
Самооценка может быть положительной (высокой) и отрицательной (низкой), а также оптимальной и неоптимальной.
При оптимальной самооценке субъект правильно соотносит её со своими возможностями и способностями, и возможностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, стараться ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие.
Иными словами, оптимальная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям. Какая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.
Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идёт на игнорирование неудач ради сохранения привычной и высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе, идеализированный образ «Я». Восприятия реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов труда - как заниженная. Неуспех представляется как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Человек с завышенной и неадекватной самооценкой не желает признавать, что всё это- следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжёлое эмоциональное состояние- аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа оценки своей личности. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Всё это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности. Результат неадекватной самооценки наиболее очевидно проявляется в поведении, в частности, в так называемом «аффективном поведении». Такое поведение создаёт большие трудности для организации взаимодействия и сотрудничества.
Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствие с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, поставленных целей, развивать свои способности и волю.
Самооценка может быть заниженной, то есть ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят пред собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Пониженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную. В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей либо уединяются, но затем страдают от одиночества. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.
3. Изучение потребности в достижении
Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т.е. степени заряженности на успех). По сути, это потребность превратившаяся в личное свойство, установку.
При высоком уровне такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремлённость.
4.Изучение мотивации к избеганию неудач.
При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Начиная дело, человек уже заранее боится возможности неудачи; думает о путях избегания этой гипотетической неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. Но крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Всё это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к деньгам.
ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Мотивация на четвертый шаг (см. вводную лекцию «Путь к достатку»).
По вопросам проведения семинара обращаться dmitrieva@deir.org
или к руководителю Программы Благосостояние andrusha@deir.org