Структура и динамика конфликта. Пути разрешения конфликтов




Лекция № 9

Межличностные отношения и конфликтные взаимодействия

Цель: познакомить студентов с особенностями межличностного взаимодействия и конфликтного взаимодействия, понятием конфликт, структурой и динамикой конфликта, функциями и свойствами конфликта, пути их разрешения

План.

1 Общее понятие о межличностном взаимодействии

2 Понятие конфликта.

3 Структура и динамика конфликта.

4 Функции и свойства конфликта.

5 Виды и типы конфликтов

Общее понятие о межличностном взаимодействии

В любом акте взаимодействия людей всегда присутствуют их отношение друг к другу.

Понятие «отношение» находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями.

Через отношения определяется система потребностей, мотивов, влечений человека. Здесь отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех действий человека.

Отношение - это социализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его связь с окружающей действительностью и сознанием.

Субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения, носит название межличностные отношения.

Второе определение характеризует «межличностные отношения» как - систему установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и ориентацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Межличностные отношения представляют собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

Межличностные отношения формируется не только в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя на их ход и результаты, но через их личностное отношение к труду, другим индивидам, самому себе.

Понятие конфликта

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их

участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей, либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную

роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены

(способствующие конфликту).

Конфликтогены - слова, действия или бездействия, которые могут привести к

конфликтной ситуации.

Конфликт - реакция людей на препятствия к достижению разного рода целей

совместной деятельности, на поведение других лиц, не характерологических

шаблонов поведения, несходства культурных основ и потребностей.

Конфликт - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с

другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных

взаимодействиях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными

эмоциональными переживаниями.

Понятие конфликта применяется к достаточно обширному классу ситуаций,

начиная от семейных ссор и служебных разногласий и заканчивая вооруженными

столкновениями.

Несмотря на различие во всех этих ситуаций, они могут быть охарактеризованы как

конфликтные по ряду общих признаков.

1)В конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов и ценностей, участвующих в конфликте сторон.

2)В конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или представления, и в силу этого обстоятельства конфликтная ситуация и все, связанное с ней, приобретает для участников эмоциональную окраску, эмоционально ими переживается. Именно эмоциональная сторона конфликта становится часто основным препятствием на пути разумного его разрешения. 3)Для конфликта характерен особый тип взаимодействия -конфликтное взаимодействие,- развиваемый его участниками. Преследуя свои цели, конфликтующие стороны реализуют избранные стратегии, определяющие исход конфликта. Конфликты возникают не в силу действия определенных обстоятельств, а образа их

восприятия, осознания, оценки, отношения к ним. Большую роль при этом играют рефлексия, когнитивные процессы. Люди пытаются

анализировать создавшуюся ситуацию, но довольно часто ошибочно объясняют

причины конфликтов:

- они исходят из личного опыта,

- приписывают собственные недостатки другим,

- проецируют свои психологические состояния на других,

- стереотипно, шаблонно судят.

Одновременно с этим в условиях конфликта включаются защитные механизмы, направленные на выход из фрустрации: агрессия, обесценивание (рационализация), замещение, вымещение и пр. Наложение этих процессов превращает конфликтное поведение в эмоционально и интеллектуально насыщенное.

Структура и динамика конфликта. Пути разрешения конфликтов

Структуру конфликта составляют такие его характеристики:

- стороны или участники конфликта (отдельные индивиды, социальные группы, государства, коалиции государств);

- количество участников и масштаб распространения: глобальный, региональный, локальный межличностный;

- предмет конфликта-то, из-за чего возник конфликт;

-образы конфликтной ситуации как внутренние ее картины: представления

участников о самих себе, о противостоящих сторонах. В качестве динамических составляющих конфликтной ситуации выделяются 4 основные стадии:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации, эта стадия не всегда сразу опознается людьми как конфликтная, поэтому ее называют «стадией потенциального конфликта»

2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Восприятие ситуации как конфликтной со стороны ее участников порождает соответствующее поведение. Эта стадия порождает инцидент, т.е. ситуацию, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой.

3. Переход к конфликтному поведению. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения.

4. Разрешение конфликта. Оно может быть частичным, когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается, или полным, когда конфликт устраняется как на уровне внешнего поведения, так и на уровне побуждения к нему. В зависимости от степени ориентации участников ситуации на собственные интересы и интересы партнера, выделяются пять возможных стратегий разрешения конфликта:

 

- Доминирование, когда один из участников конфликта господствует, главенствует, возвышается над другим участником.

- Уход, когда один из участников конфликта избегает конфликтной ситуации и всем поведением показывает, что он игнорирует ее.

- Компромисс, - соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений.

- Уступка, когда один из участников конфликта в силу разных обстоятельств уступает другому в конфликте.

- Сотрудничество, когда участники конфликта совместными усилиями пытаются разрешить конфликтную ситуацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: