А) Деконструкция проблемы (материал текущего семинара).




Место стратегического подхода в системной семейной терапии

Рихмаер Е.А.

(в редакции Бебчук М.А.)

 

СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ:

1. Классические направления:

· Структурная модель.

· Стратегическая терапия.

· Терапия, ориентированная на переживания и опыт. (Эмпирический подход).

· Трансгенерационный подход.

2. Постклассические направления:

· Нарративный подход.

· Краткосрочная терапия, ориентированная на решение.

 

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ:

1. Подход, ориентирующийся на форму и функцию симптома.

· Школа Дж. Хейли и К.Маданес.

· Миланская школа (М.С.Палацолли и коллеги).

2. Подход, концентрирующийся на процессе, как замкнутом круге.

 

Подход, ориентирующийся на форму и функцию симптома.

 

Симптом понимается как:

- метафорическое послание про меня или про семью;

- дисфункциональное решение проблемы;

- контракт между людьми;

- элемент тактики в борьбе за власть.

Функции симптома – защита семьи от изменений или поддержка изменений путем реорганизации семьи.

Основной вопрос: «зачем» нужен симптом?

 

2. Подход, концентрирующийся на процессе как замкнутом круге.

Симптом – результат «неточностей при сложных жизненных обстоятельствах».

Важен сам анализ повторяющихся последовательностей поведения, а то, что имеет отношение к цели, функции и структуре семьи – признается излишним. Повторяющиеся усилия лишь закрепляют проблему. Чем больше члены семьи стараются преодолеть проблему – тем хуже состояние проблемы.

Механизмы возникновения и закрепления проблемы.

1. Возникновение ТРУДНОСТИ или ФРУСТРИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ.

А) Человек справился. Задача решена. Приобретен новый опыт.

Б) Человек НЕ СПРАВИЛСЯ.

2. Возникает новая попытка решения, которая, в свою очередь, может быть эффективной или НЕЭФФЕКТИВНОЙ.

3. НЕЭФФЕКТИВНАЯ попытка решения вновь требует повторения решения. Новая попытка решения, приводящая вновь к отсутствию результата в преодолении проблемы, запускает круг неэффективных попыток решения.

 

Почему попытки неэффективны?

 

  1. Одни и те же стратегии, которые предпринимает сам человек (ко второй модели).
  2. Закрепление окружающими (семьей) (к первой модели).
  3. Вторичные (часто плохо осознаваемые) выгоды (к первой модели).

Наиболее распространенные неэффективные попытки разрешения проблемы (по Дж. Нардоне).

1. Контроль.

2. Избегание.

3. Помощь от членов системы.

4. Разговоры о проблеме.

 

Основные теории расстройства поведения.

 

  1. Кибернетическая: трудности оборачиваются хроническими проблемами вследствие многократного применения одних и тех же стратегий решения.
  2. Структурная: проблемы — результат изъянов семейной иерархии.
  3. Функциональная: проблемы — результат того, что люди косвенным образом пытаются защищать друг друга.
  4. Коммуникативная: проблемы — результат «непроговоренности» в отношениях, и проблемы - это скрытая коммуникативная метафора.

 

 

Указанные модели отличаются друг от друга по:

· условиям изменения поведения

· пониманию «нормы»

· целям терапии

· ответственности за изменения

· отношению к понятию «сопротивление».

Цели терапии

  1. Модификация повторяющихся последовательностей поведения, связанных с проблемой.
  2. Модификация системы убеждений клиента (семьи), связанных с проблемой.
  3. Модификация системы отношений между клиентом и семьей, терапевтом и более широкими кругами.

Стадии терапии в интегративном подходе:

1-ая стадия проводится с опорой на вторую модель стратегической терапии, т.е. достигаются изменения неэффективных стратегий поведения.

· изучение проблемы с последующим первым предписанием

· разблокировка проблемы (начало улучшений)

· закрепление улучшений

2-ая стадия предполагает работу с окружением и вторичной выгодой, т.е. ориентированную на изменения:

А) динамических характеристик (коммуникаций, ролей)

Б) структуры (иерархии, границ).

 

Логика терапии

  1. Первая встреча (по Дж Хейли)

Стадии:

  1. Социальная стадия
  2. Проблемная стадия.
  3. Интервенции.
  4. Заключение контракта.

 

1. Социальная стадия. (см. материал «Первая встреча» на сайте и лекции с 1-го семинара).

Проблемная стадия.

1. Вопросы на изучение проблемы.

· Кто?

· Что? (в чем выражается)

· Где?

· Когда?

· При каких обстоятельствах?

· Исключения из проблемной ситуации.

 

2. «Проблемные» конструкции клиента или КАК клиент объясняет проблему.

1. Что по мнению клиента является причиной проблемы?

2. Есть ли по его мнению более глубокие трудности, отражением которых является эта проблема?

3. Какое влияние имеет эта проблема на его самоощущение? на его будущее?

4. Какое объяснение давали значимые для него люди?

5. Какие способы решения проблемы видит клиент или важные для него люди?

Можно узнать какую литературу по этому поводу читал клиент.

 

3. История возникновения проблемы.

В этой части вопросов важно понять — связана ли проблема с возможной внешней психотравмирующей ситуацией или это проявление нарушения функциональности сам.ого человека и (или) семьи.

 

4. Предпринятые попытки решения проблемы.

- личные усилия

- усилия окружающих

- помощь специалистов.

Важно подробно расспросить клиента о Предпринятых Попытках Решения (ППР), в том числе, и чтобы не столкнуться с возражением клиента: «А я это уже пробовал — не сработало!»

 

3.Стадия интервенций.

1. Анализ симптоматического поведения (см. лекции с семинара «Место симптома в семейной системе»).

2. Формирование гипотезы (см. лекции с семинара «Формирование гипотезы»)

3. Определение целей терапии (см. выше)

4. Разработка интервенций и первых предписаний.

 

А) Деконструкция проблемы (материал текущего семинара).

Деконструкция проблемы – один из важных приемов (интервенций), используемых на первой и последующих стадиях работы с симптоматическим поведением.

Позже возможны и другие «глубинные» методы деконструкции проблемы, которые используются в других направлениях психотерапии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: