Падение режима талибов. Современный Афганистан.




После падения талибов была провозглашена современная Республика Афганистан. В 2002 году президентом стал Хамид Карзай, а в 2004 году принята новая Конституция. Однако в стране по-прежнему продолжается Гражданская война, но уже с участием США и их союзников по НАТО.

Афганистан официально находится под патронатом НАТО, но международные силы так и не смогли взять под контроль всю территорию Афганистана, ограничивая своё реальное влияние в основном Кабулом и окрестностями. После падения режима талибов была провозглашена современная Республика Афганистан. В декабре 2001 года на Боннской конференции афганских политических деятелей Хамид Карзай был поставлен во главе переходной администрации Афганистана. 20 августа 2009 года в стране прошли очередные президентские выборы, победу на которых одержал действующий президент Хамид Карзай. Согласно Конституции 2004 года, Афганистан является исламской республикой с президентской формой правления. Главой государства является Президент, избираемый на всеобщих, прямых и тайных выборах сроком на пять лет. Президент может быть избран не более двух раз подряд. С 9 октября 2004 года пост Президента Афганистана занимает Хамид Карзай, избранный на выборах, но в условиях иностранной оккупации. Президент также возглавляет кабинет министров, является верховным главнокомандующим вооружёнными силами страны, назначает министров и других высших государственных чиновников с одобрения парламента. У Президента есть два заместителя (вице-президента), которые избираются параллельно с ним. Некоторые из решений Президента в области политики государства, в том числе объявление войны и перемирия, введение чрезвычайного положения, принятие решения о направлении контингента национальных вооружённых сил в другие страны, должны получить одобрение парламента. Правительство осуществляет свою деятельность под председательством Президента, который с одобрения парламента Афганистана назначает членов кабинета. Правительство предлагает законопроекты, издает нормативы и инструкции, отчитывается перед Парламентом в конце каждого бюджетного года, подготавливает проекты бюджета и планов развития, в случае чрезвычайного положения может прибегать к законодательной деятельности путем указов. Высший орган законодательной власти — Парламент — Маджлес-е мелли, состоящий из верхней (Мишрану джирга) и нижней (Волеси джирга) палат. Верхняя палата Мишрану Джирга (Палата старейшин) состоит из 102 депутатов. Волеси Джирга (Народная палата) состоит из 249 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием на 5-летний срок. В Афганистане судебная система является независимой ветвью государственной власти. В настоящее время, в рамках выполнения Боннских соглашений 2001 года, Афганистан временно вернулся к судебной системе 1964 года, в которой традиционное Шариатское право сочетается с элементами европейских правовых систем, и, хотя в ней нет чётких указаний относительно роли Шариата, в ней отмечено, что законы не должны противоречить основным принципам Ислама. Высшим органом судебной власти является Верховный суд, который состоит из девяти судей. Главный судья Афганистана (председатель Верховного суда) и все его члены назначаются президентом на десятилетний срок. Правосудие осуществляется также апелляционными и специальными судами, судами различных инстанций, а также военными трибуналами. В структуре высших органов государственного управления есть также традиционный орган представительской власти — Лойя джирга («Великое собрание», «Высший совет»), в состав которого входят члены обеих палат парламента и председатели провинциальных и окружных советов. В работе Лойя Джирги участвуют (но без права голоса) также министры, Председатель Правительства и члены Верховного суда. Заседания этого органа проводятся для принятия решений, касающихся вопросов независимости, национального суверенитета, территориальной целостности, а также для внесения поправок в конституцию, а также рассмотрение вопроса о судебной ответственности президента.

Иран во вт. пл. 1940-х гг. К середине 1940-х годов в Иране усилилось экономическое и военное влияние США. Особенно интенсивно американское проникновение происходило в 1942— 1943 годах. 2 октября 1942 года на основании договора, заключенного на два года, приступили к своей деятельности американские советники в иранской жандармерии, возглавляемые полковником, а затем генералом Шварцкопфом. В 1944 и 1946 годах договор, регулировавший их пребывание и деятельность, был продлен на последующие два года. Согласно договору о найме американских офицеров для руководства иранской жандармерией, подписанному в 1943 году министром иностранных дел Саедом, глава миссии американских офицеров являлся также главным начальником иранской жандармерии. В его непосредственные обязанности входило все управление и весь контроль над жандармерией. Статьей 21 договора иранское правительство обязалось не нанимать на службу в жандармерию никаких других иностранных офицеров. 21 марта 1943 года в иранской армии начала свою деятельность американская военная миссия во главе с генерал-майором Ридли. Позже этот пост занял генерал Гроу, под руководством которого был разработан план реорганизации иранской армии. Усилились американские позиции и в области внешней торговли. Достаточно сказать, что в 1944—1945 годах США заняли второе место после Индии во внешнеторговом обороте Ирана. Чрезвычайная активность американцев в стране не могла не вызвать беспокойства у английских властей. Особенно оно возросло в связи с проявленным намерением Кавама возбудить вопрос о пересмотре концессии Англо-иранской нефтяной компании (АИНК). Это была уже угроза главной английской позиции в Иране. В сложившейся ситуации Великобритания развернула борьбу за смещение проамериканского кабинета Кавамы, завершившуюся отставкой его кабинета. 10 декабря 1947 года при голосовании вотума доверия в меджлисе Кавам не получил большинства и был смешен с поста премьера. Новым премьером был назначен известный своими связями с англичанами Ибрахим Хаками, которого Кавам сменил в начале 1946 года. Однако на этом англо-американское соперничество не прекратилось. 8 июня 1948 года Хаками был вынужден подать в отставку. Премьером был назначен проамерикански настроенный бывший министр финансов в кабинете Кавама Хажир. Уже в ноябре 1948 года он был заменен на Саеда, а в апреле 1950 года — Мансуром. После отставки Мансура в июне 1950 года премьер-министром Ирана был назначен начальник Генерального штаба иранской армии генерал Размара. Стремясь вывести страну из тяжелого экономического и политического кризиса, Размара обратился к США с просьбой о предоставлении Ирану займа, а к Великобритании об увеличении отчислений в иранскую казну от Англо-иранской нефтяной компании. Переговоры с обеими странами не привели к желаемому результату. В этих условиях Размара был вынужден обратиться к СССР с предложением о возобновлении торговли между Советским Союзом и Ираном. Подписанное 4 ноября 1950 года соглашение предусматривало взаимные поставки товаров в течение 12 месяцев, начиная с 10 ноября 1950 года, на основе советско-иранского торгового договора от 25 марта 1940 года. Одновременно Размара запретил в Иране антисоветскую пропаганду, а также трансляцию передачи «Голос Америки». Правительство Размара приняло также решение досрочно отозвать из США группу иранских офицеров, которые были направлены в Америку для ознакомления с системой организации американских вооруженных сил. Резкий поворот в политике Ирана вызвал негативную реакцию западных стран. Попытки урегулировать проблему дипломатическими средствами не увенчались успехом, и были избраны силовые методы ее решения. 7 марта 1951 года генерал Размара был убит во дворе тегеранской мечети. После убийства Размара премьер-министром Ирана был назначен бывший посол Ирана в США Хосейн Ала. Однако развернувшееся в стране забастовочное движение против влияния западных нефтяных компаний, вылившееся в расстрел демонстрантов в Абадане и Бендер-Машуре, привело к отставке его правительства. 29 апреля того же года премьер-министром Ирана был назначен лидер националистического «Национального фронта» Мохаммед Мосаддык, провозгласивший борьбу против иностранного вмешательства в дела страны. Главным пунктом программы правительства Мосаддыка стало осуществление утвержденного меджлисом 15 марта 1951 года закона о национализации нефтяной промышленности. 2 мая шах Ирана подписал декрет о национализации нефтяной промышленности. Была создана Иранская национальная компания (ИННК), которая взяла в свои руки предприятия АИНК. В начале октября 1951 года из Абадана и Хузистана были удалены 300 английских специалистов, в январе 1952 года закрыты все английские консульства, а осенью 1952 года иранское правительство объявило о разрыве дипломатических отношений с Англией. Все ее представители были высланы из Ирана.

Борьба Национального фронта за национализацию Англо-иранской нефтяной компании (АИНК). В национализации АИНК были заинтересованы большинство иранских предпринимателей, торговая и мелкая буржуазия, ремесленники и духовенство. Блок этих сил был оформлен в виде Национального фронта. Во главе НФ стоял Мохаммед Мосаддык. Требования по национализации АИНК принимали всенародный характер. 15 марта 1951 г. меджлис принял Закон о национализации нефтяной промышленности Ирана. Для более быстрой реализации этого закона меджлис утвердил М. Мосаддыка премьер-министром. Решительные действия иранских патриотов встревожили капиталистов Англии и США. Под нажимом Англии и США капиталистические страны перешли к политике экономического бойкота Ирана. 19 августа 1953 г. в результате военного переворота правительство Мосаддыка было разогнано и репрессировано. Новое правительство установило дипломатические отношения с Англией и согласилось на создание Международного нефтяного консорциума в составе компаний Англии, США, Франции и Голландии. Англо-американский капитал восстановил свое превосходство в иранской экономике, Иран был принят в ряды Багдадского военного пакта, шахская власть значительно стабилизировалась. Разумеется, политика кабинета Мосаддыка, направленная на национализацию иранской нефти, вызвала негативную реакцию США и Англии, чьи компании несли огромные потери. Обращение в Гаагский международный суд и в Совет Безопасности ООН, а также бойкот иранской нефти не возымели действия. Попытка Мохаммед-Реза отстранить премьер-министра от власти также не увенчалась успехом. Она закончилась массовыми демонстрациями протеста в Тегеране и других городах страны, применением оружия со стороны шахских войск и многочисленными жертвами. Предпринимались попытки и физического устранения премьер-министра, в частности, в октябре 1952-го и в феврале 1953 годов. Во второй половине 1953 года очередная акция по свержению правительства Мосаддыка все же увенчалась успехом. В стране был совершен государственный переворот. 19 августа группа военных под руководством генерала Захеди арестовала Мосаддыка и других министров и предала их суду. Многие организации и газеты были разгромлены и закрыты, произведены массовые аресты. Уцелевшие от репрессий члены партий, в том числе коммунистической, вынуждены были покинуть страну и продолжать работу за границей. Активную роль в перевороте играли также бывший американский советник по делам иранской полиции и жандармерии бригадный генерал У.Н. Шварцкопф и руководитель группы американских советников при иранской жандармерии полковник К. Маклэнд. Мосаддыка арестовали в декабре 1953 года, приговорили к трем годам заключения, после которого он до смерти в 1967 году жил под надзором полиции в деревне близ столицы. В декабре же 1953 года были восстановлены дипломатические отношения с Англией и создан международный нефтяной консорциум.

Модернизация Ирана в 1960-1970-е гг. «Белая революция» М.Р.Пехлеви. Белая революция — верхушечная бескровная революция, предпринятая шахом Ирана Мухаммадом Реза Пехлеви в 1963 году в целях преодоления феодальных пережитков и интеграции в мировую капиталистическую систему. Шесть пунктов экономических и социальных реформ получили всенародное одобрение на референдуме 26 января 1963 года. Десятки миллиардов нефтедолларов вкладывались в престижные проекты социально-экономического переустройства общества. Была проведена аграрная реформа, наделившая крестьян землёй. Белая революция закончилась реакцией в виде Исламской революции 1979. При Мохаммеде Реза Пехлеви усилилась вестернизация Ирана, были сделаны шаги в сторону равноправия женщин, что вызвало оппозицию широких народных масс и мусульманского шиитского духовенства. В 1973 году в Иране был установлен авторитарный однопартийный режим, всем гражданам было велено принадлежать к правящей партии, а все прочие общественные объединения были запрещены; была учреждена также тайная полиция. Исламская революция 1979 года свергла шаха, который был вынужден покинуть страну и умер в изгнании в Каире в следующем году. На волне реакции против реформ последних шахов к власти пришли исламские фундаменталисты во главе с аятоллой Хомейни. В 1963 году шах начал крупную программу радикальных экономических и социальных реформ, получившую название «Белая революция». Изначально программа включала в себя 6 пунктов, впоследствии к ним было добавлено ещё 13. Программа включала в себя земельную реформу, в ходе которой правительство используя доходы от экспорта нефти выкупало земельные участки у помещиков и продавало их обрабатывавшим их крестьянам по цене на 30 % ниже рыночной в рассрочку. Были национализированы леса и пастбища. Развернулась индустриализация, при содействии государства строились современные металлургические, машиностроительные, нефтехимические, автомобилестроительные, судостроительные и самолетостроительные предприятия. В то же время часть государственных предприятий была национализирована с распространением программ участия рабочих в прибыли.

 

Исламская революция 1978-1979 гг. Аятолла Рухолла Хомейни. Расстановка внутриполитических сил в стране во второй пол. 70 гг. была следующей: на правом флангеполитического спектра находилась иранская монархия, скомпрометированная в глазах широких масс населения репрессивными методами правления, негативными социальными последствиями "Белой революции", отрицанием исламских традиционных ценностей и внедрением сверху чуждых правоверным шиитам западных норм и обычаев. В сложившихся условиях Шах мог опереться на Армию, тайную полицию "САВАК", бюрократию госаппарата и госсектора и связанную с ними буржуазную верхушку, т. е. социальная опора режима была крайне узкой. В критические для него месяцы 1978 - нач. 79 гг. Шах проявил чувство реализма и готовность отказаться от большей части своих полномочий по руководству страной в пользу другой светской силы - умеренно-буржуазной оппозиции в лице Национального Фронта (НФ). Иранская мелкая и средняя торгово-промышленная буржуазиябыла экономически слабой и политически трусливой. Когда Шах предложил одному из лидеров НФ Бахтияру возглавить Правительство и последний на это согласился, большая часть руководства НФ дезавуировало Бахтияра и исключило его из Партии. Таким образом, иранская буржуазия упустила исторический шанс прихода к власти, подарив его духовной мусульманской оппозиции: вместо эволюционного мирного перехода власти от одной светской силы (Монархия) к другой светской силе (НФ) она оказалась захваченной насильственным революционным путем мусульманскими фундамен-талистами. Мусульманское духовенство во главе с аятоллой Хомейничерпало политические силы не только в традиционалистской реакции большинства населения Ирана на шахскую революцию сверху, ограниченно прогрессивную с экономической точки зрения для узкой прослойки населения, но разорительную для большинства крестьянства, ремесленников, мелкой и средней буржуазии. По традиционным шиитским представлениям шахская властьне сакрализованная: со времен первой иранской Конституции 1906 г. в стране существовал выгодный духовенству принцип разделения властей, отводивший Шаху всего лишь функции Главы исполнительной власти, а высшим духовным главой правоверных шиитов признавался двенадцатый скрытый Имам-Мессия. В 78-79 гг. оппозиция под руководством Хомейни представлялась мировой общественности умеренно-мусульманской на фоне диктаторского шахского режима. Левомусульманская оппозиция представляла собой серьезную силу, способную конкурировать при определенных условиях с Хомейни. На левом фланге политического спектранаходилась партия иранских коммунистов ТУДЭ во главе с Киянури. Подвергаемая Шахом наиболее жестокому и методичному преследованию, ТУДЭ работала в глубоком подполье и эмиграции, что ослабило возможности ее влияния на массы. В революции 1979 г. Партия не могла выдвинуть собственные лозунги - это выглядело бы актом подрыва антишахского фронта во главе с Имамом, поэтому было решено поддерживать Хомейни "для подталкивания его влево". С другой стороны, духовенство расценило готовность атеистическойТУДЭ сотрудничать с ними как лицемерие и коварство. Таким образом, иранские коммунисты оказались в исламской революции в полной изоляции.
Хомейни оказался мастером политического лавирования. Сначала во главе единого фронта он ликвидировал шахский режим; затем дезориентировал левомусульман и коммунистов насчет своих истинных намерений посредством привлечения их к подавлению буржуазных организаций; после ликвидации всех своих противников справа при помощи левых Имам разгромил ТУДЭ; левомусульмане были последней жертвой Хомейни, оказавшей наибольшее сопротивление своей ликвидации.
В новой Конституции страны 1979 г. высшая власть была официально закреплена за Хомейни, а прерогативы гражданской политической власти - за Президентом, Премьером и Меджлисом. С принятием этой Конституции было узаконено установление в стране теократического режима со всеми его атрибутами и пороками. Иранская революция 1979 г. по массовости своих участников является крупнейшей революцией ХХ века наряду с Октябрьской в России и эфиопской. На первом своем этапе она была исламской по форме; антимонархической и антиимпериалистической по основной направленности; буржуазной по социальной сущности. На втором этапе (с к. 1979 г.) революция идет по нисходящей и из исламской по форме становится также исламской и по содержанию.

 

Стабилизация исламского режима в Иране в 1980-е гг. Исламская революция в Иране стала переходом от шахского монархического режима Пехлеви к исламской республике во главе с Аятоллой Хомейни — предводителем революции и основателем нового порядка. В январе 1979 года, после того как страну парализовали постоянные забастовки и митинги, Пехлеви с семьёй покинул Иран, и 1 февраля в Тегеран прибыл Хомейни. 1 апреля 1979 года после проведения всенародного референдума Иран был официально провозглашён исламской республикой. 3 декабря того же года была принята новая конституция. Внутриполитические последствия революции проявились в установлении в стране теократического режима мусульманского духовенства, повышении роли ислама абсолютно во всех сферах жизни. Произошли кардинальные изменения и во внешней политике. Отношения Ирана с США стали крайне натянутыми. Дипломатические отношения были разорваны 4 ноября 1979 года, когда в Тегеране было захвачено посольство США, а дипломаты провели в заложниках 444 дня. Лишь в 1981 году при посредничестве Алжира кризис был разрешён, и заложники отпущены на родину. Не улучшились отношения и с СССР — Исламская революция практически совпала по времени со вводом советских войск в Афганистан. Тем временем президент соседнего Ирака Саддам Хусейн решил воспользоваться внутренней нестабильностью в Иране и его натянутыми отношениями со странами Запада. Ирану были предъявлены территориальные претензии в отношении районов вдоль берега Персидского залива на восток от реки Шатт-эль-Араб. В частности Хусейн потребовал передачи Ираку западного Хузестана, где большинство населения составляли арабы и имелись огромные запасы нефти. Эти требования были оставлены Ираном без внимания, и Хусейн начал подготовку к крупномасштабной войне. 22 сентября 1980 года армия Ирака форсировала Шатт-эль-Араб и вторглась в Хузестан, что стало для иранского руководства полной неожиданностью. Хотя в первые месяцы войны Саддаму Хусейну удалось добиться немалых успехов, наступление иракской армии было вскоре остановлено, иранские войска перешли в контрнаступление и к середине 1982 года выбили иракцев из страны. Хомейни решил не останавливать войну, планируя «экспортировать» революцию и в Ирак. Однако после ещё 6 лет неудачных попыток наступления с обеих сторон было подписано мирное соглашение. Ирано-иракская граница осталась неизменной. По конституции, принятой в 1979 году, Иран является исламской республикой. Главой государства является Высший руководитель. Он определяет общую политику страны. Рахбар — верховный главнокомандующий вооружёнными силами Ирана, руководитель военной разведки. Высший руководитель избирается Советом экспертов и подотчётен ему. Вторым по значимости должностным лицом в Иране является президент. Президент является гарантом конституции и главой исполнительной власти. Решения по ключевым вопросам принимаются только после одобрения Высшего руководителя. Президент назначает членов Совета министров и координирует работу правительства. Президент избирается прямым всенародным голосованием на четырёхлетний срок. Законодательная власть представлена однопалатным парламентом — Меджлисом. Верхняя палата была расформирована после революции в 1979 г. В обязанности парламента входит разработка законопроектов, ратификация международных договоров и составление бюджета. Совет стражей конституции состоит из 12 членов, 6 из которых назначает Высший руководитель. Остальные 6 членов назначаются парламентом по представлению председателя Верховного суда. Совет стражей утверждает кандидатов на ключевые посты, в том числе кандидатов в президенты, члены правительства и парламента. Основная обязанность Совета — проверка законопроектов на соответствие исламскому праву. Совет целесообразности разрешает спорные вопросы, возникающие между Меджлисом и Советом стражей. Совет целесообразности является также совещательным органом при Высшем руководителе. Совет экспертов состоит из 86 представителей исламского духовенства и собирается на неделю каждый год. Совет экспертов избирает Высшего руководителя и имеет право сместить его с должности в любое время. Органы местного самоуправления присутствуют во всех городах и деревнях Ирана и избираются всенародным голосованием на четырёхлетний срок. Судебная система состоит из Народного суда, занимающегося гражданскими и уголовными делами, и Революционного суда, в компетенцию которого входят особые преступления, в том числе против государства.

 

Либерализация режима в Иране после смерти Хомейни (1989-2011 гг.) Али Хаменеи-Высший руководитель Ирана с 1989 года по настоящее время, президент Ирана в 1981—1989, один из ближайших соратников основателя Исламской Республики Иран Рухоллы Хомейни. Али Хосейни Хаменеи родился 17 июля 1939 года в Мешхеде в семье азербайджанцев. В 1957 году Хаменеи перебрался в Наджаф, а на следующий год — в Кум. В Куме он познакомился с Аятоллой Хусейном Боруджерди а также с Рухоллой Хомейни. Радикальные взгляды Хомейни оказали сильное влияние на Али, он начал активную антишахскую деятельность. В 1963 году Хомейни был выслан из Ирана, а Али был арестован шахской охранкой в Бирдженде, однако вскоре был отпущен и вновь вернулся в Мешхед. После победы Исламской революции в 1979 году Хаменеи был назначен руководителем пятничной молитвы. В октябре 1981 года избран президентом Ирана в результате досрочных выборов, объявленных в связи с убийством президента Мохаммада Раджаи. Переизбран на второй срок в 1985 году. 4 июня 1989 года, на следующий день после смерти основателя Исламской Республики Иран великого аятоллы Хомейни избран Советом экспертов на пост Высшего руководителя Ирана. Али Хаменеи сменил Аятоллу Хомейни на высшем государственном посту. После кончины 3 июня 1989 года лидера Исламской революции, на следующий день Совет экспертов избрал Хаменеи на пост Высшего руководителя. Хаменеи значительно расширил влияние Высшего руководителя, передав ему некоторые президентские полномочия. На момент смерти Хомейни Али Хаменеи не имел даже титула Аятоллы, тогда как Конституция Ирана требовала, чтобы на посту Высшего руководителя был марджа («тот, кому следует подражать», интерпретатор ислама). Хаменеи получил титул марджи лишь в 1994 году. После кончины Мохаммада Али Эраки, носившего этот титул, Сообщество руководителей духовных семинарий Кума объявило марджей Али Хаменеи. Али Хаменеи традиционно считается лидером консервативного движения Ирана. В то же время Аятолла Хаменеи оказывает большую поддержку научному прогрессу. Аятолла Хаменеи уделяет большое внимание развитию атомной энергетики. Хаменеи выступает за ускорение темпов приватизации экономики. В 2004 году была пересмотрена статья 44 Конституции Ирана, согласно которой объекты инфраструктуры должны находиться лишь в государственной собственности. Критика США является неотъемлимой частью любых публичных выступлений Аятоллы Хаменеи. Он критикует американское руководство за империалистическую политику на Ближнем Востоке, за поддержку Израиля, агрессию против Ирана и так далее. Аятолла Хаменеи рассматривает Израиль как незаконный оккупационный режим. Таким образом, он поддерживает нежелание палестинцев признавать государство Израиль. Махму́д Ахмадинежа́д — иранский политический и государственный деятель. Действующий, шестой президент Исламской Республики Иран. Был избран на этот пост 24 июня 2005. Прежде чем стать президентом занимал пост губернатора провинции Ардебиль и мэра Тегерана.На посту президента Ахмадинежад свернул некоторые либеральные реформы, имевшие место при его предшественниках Хатами и Рафсанджани. Начата крупная энергетическая реформа: введены квоты на продажу бензина населению, ускорилось развитие ядерной программы.Во внешней политике Ахмадинежад придерживается консервативных взглядов, жестко критиковал администрацию Буша и выступает за усиление связей Ирана с Россией и арабским миром. Он неоднократно выступал с резкими заявлениями в адрес Израиля.После увольнения из армии Ахмадинежад начал политическую карьеру. В конце 80-х он возглавлял администрации городов и шахрестанов Хой и Маку в провинции Западный Азербайджан. Позже занимал пост советника губернатора провинции Курдистан. В 1993 избран губернатором Ардебиля и занимал этот пост до 1997. По совместительству он являлся советником министра культуры и образования Ирана. Вышел в отставку в 1997 после победы на президентских выборах Мохаммада Хатами и вернулся к преподавательской деятельности в альма-матер.Через 6 лет Махмуд Ахмадинежад вновь вернулся в политику. В июне 2005 Ахмадинежад выиграл президентские выборы, набрав во втором туре вдвое больше голосов, чем бывший президент. В январе 2007 Махмуд Ахмадинежад посетил страны Латинской Америки, лидеров которых объединяет противостояние гегемонии США — Венесуэлу, Никарагуа и Эквадор. 21 декабря 2009 года он дал поручение оценить размер ущерба, нанесённого Ирану во время Второй мировой войны пребыванием на его территории советских, английских и американских войск, с целью потребовать компенсацию за ущерб, причинённый оккупацией. Придя к власти, Махмуд Ахмадинежад усилил антиизраильскую политику Ирана, начавшуюся после исламской революции. 2 марта 2008 года президент Ирана с двухдневным визитом прибыл в столицу соседнего государства — Багдад. Визит назвали историческим, поскольку Ахмадинежад стал первым иранским лидером прибывшим с визитом за всю историю и впервые после окончания ирано-иракской войны. Махмуд Ахмадинежад завершил свой исторический визит в Багдад подписанием ряда соглашений по экономическому сотрудничеству. Десятые президентские выборы в Иране состоялись 12 июня 2009 года. Дата выборов была утверждена Советом стражей 7 сентября 2008 года. Основная борьба развернулась между президентом-консерватором и реформатором Мир-Хосейном Мусави. Победу в первом туре с 62,6 % голосов одержал Махмуд Ахмадинежад. Оппозиция отказалась признавать официальные итоги выборов. В Тегеране и других городах Ирана начались демонстрации и столкновения с полицией. Члены некоторых оппозиционных партий были арестованы. Выборы 2009 года стали одними из самых напряжённых в современной истории Ирана.

Ирак во второй половине 20-начале 21 вв. В 1958 году был образован единый Арабский союз с Королевством Иордания. 14 июля того же года в результате заговора офицеров и революции были убиты король, регент и премьер-министр страны, монархия уничтожена, Ирак провозглашён республикой. Командир бригады иракской армии Абдель Керим Касем стал главой нового режима. Арабский союз распадается. В 1961 году Ирак выходит из Багдадского пакта, английские военные базы на территории страны закрыты. Правление генерала Касема перерастает в диктатуру и в политическом отношении сближается с коммунистами. 11 сентября 1961 года начинается новое восстание курдов под руководством Мустафы Барзани.1962 г. Повстанцы Барзани устанавливают контроль над всей горной частью Иракского Курдистана. Возникает так называемый Свободный Курдистан, просуществовавший до марта 1975 года. 8 февраля 1963 года в результате переворота к власти приходит Партия арабского социалистического возрождения (Баас). Прежний премьер Касем был казнён, были начаты массовые репрессии против коммунистов. Саддам Хуссейн вернулся из эмиграции в Каире в Багдад и осудил тогдашнее руководство БААС за эти репрессии. 18 ноября 1963 — власть перешла к военной хунте во главе с Абделем Салямом Арефом. Ряд лидеров БААС казнены, Саддам Хусейн арестован. 17 июля 1968 — партия Баас вновь взяла власть. Страну возглавил генерал Ахмед Хасан аль-Бакр, который являлся кузеном Саддама Хусейна. БААС вступает в союз с Компартией Ирака. 11 марта 1970 г. был заключен курдско-иракский договор об образовании автономного иракского Курдистана. 9 апреля 1972 года заключен договор между Ираком и СССР о дружбе и кооперации. В марте 1974 Багдад без согласования с курдами публикует свой вариант закона об автономии. В ответ Барзани поднимает новое восстание. 5 марта 1975 года в г. Алжире Саддам Хусейн и шах Ирана заключают договор, удовлетворяющий претензии шаха в отношении пограничного режима реки Шатт-эль-Арабю. После этого шах прекращает поддержку Барзани. Восстание курдов терпит крах, Свободный Курдистан ликвидирован. В январе 1977 года начались репрессии против Компартии Ирака — младшего партнера партии БААС в Народном фронте. 1979—2003 — президент Ирака — Саддам Хусейн. По конституции 2005 года, Ирак — федеративная парламентская республика, основанная на консенсусе трёх основных этнорелигиозных общин иракского народа: арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов. При режиме Саддама Хусейна сунниты в значительной степени руководили страной, а после его свержения оказались в оппозиции. Осенью 2005 суннитские партии призвали своих сторонников отвергнуть проект новой конституции, выносимый на референдум 15 октября. Сунниты заявляли, что новая конституция была навязана им шиитами и курдами и что этот документ подрывает государственное и территориальное единство страны. Благодаря вмешательству Лиги арабских государств, крупнейшее суннитское объединение — Исламская партия Ирака — согласилось поддержать проект конституции. На выборах в парламент — Национальную ассамблею, состоявшихся 15 декабря 2005 года, победу одержал шиитский Объединённый иракский альянс. Иран был категорически против американского вторжения в Ирак. Несмотря на прохладные отношения между странами после окончания ирано-иракской войны, Саддам Хусейн, однозначно, представлял для Ирана меньшую угрозу, чем американцы. Отношения между Ираном и Ираком осложнились вскоре после передачи американцами власти в Ираке временному правительству в середине 2004 года. 7 августа посольство Ирана в Багдаде подверглось минометному обстрелу, а на следующий день к антииранской кампании неожиданно присоединились иракские боевики. Всё, таким образом, свидетельствовало о начале в Ираке мощной антииранской кампании, поддерживаемой и разжигаемой американской администрацией.Тем не менее 2 ноября 2004 года министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари заявил, что Ирак намерен в ближайшее время заключить мирное соглашение с Ираном. Это позволило бы окончательно разрешить острые проблемы, сохраняющиеся во взаимоотношениях двух стран. 21 ноября 2005 года новый президент Ирака Джаляль Талабани посетил Иран впервые почти за 40 лет. Лидеры Верховного Совета исламской революции в Ираке (ВСИРИ) поддерживают очень тесные связи с Ираном. 16 сентября 2004 Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, впервые за 18 месяцев давая международно-правовую оценку военной операции США и их союзников в Ираке, заявил, что вторжение в Ирак было незаконным и противоречило уставу ООН. Лишь в 2004 США обратились к ООН с тем, чтобы сделать созданные ими новые иракские власти легитимными.

Джаляль Хусамаддин Талабани — видный курдский и иракский политический деятель, президент Ирака с 6 апреля 2005 г. Родился в семье местного шейха по одним сведениям, в деревне Койсанджак, по другим — Келкан. С 13 лет принимал активное участие в общественно-политической жизни, возглавляя молодёжную организацию «Союз курдских учащихся». В 1950 г. стал членом Демократической партии Курдистана, с 1951 г. возглавлял партийную организацию Киркука, с 1953 г. — член ЦК, с 1954 г. — член Политбюро ДПК. С началом Сентябрьского восстания 1961 г. Талабани формирует отряд в районе Мавата и 25 декабря производит первую удачную акцию повстанцев на Южном фронте. В 1962 г. Талабани, проявивший недюжинную энергию и военные способности, становится одним из виднейших и наиболее популярных повстанческих командиров. Эту карьеру обрывает раскол в ДПК в 1964 г. Талабани становится на сторону партийной интеллигенции и первого секретаря партии Ибрагима Ахмеда против Барзани и в результате вынужден бежать в Иран. После неудачной попытки помириться с Барзани, он в 1966 г. объявляется в Багдаде и там при покровительстве правительства создает «истинную ДПК», во главе которой начинает вооружённую борьбу против сторонников Барзани. После подписания Барзани и Саддамом Хусейном мирного договора от 11 марта 1970 г. «Истинная ДПК» была разоружена и Крушение Сентябрьского восстания (март 1975 г.) застаёт его на должности помощника представителя ДПК в Бейруте. С началом ирано-иракской войны (1980) Талабани получает поддержку иранцев в борьбе против багдадского режима. В марте 1991 г., после разгрома Саддама Хусейна силами международной коалиции, Талабани и Масуд Барзани возглавили всеобщее курдское восстание, приведшее к освобождению практически всей территории Курдистана. Началось массовое бегство курдов в соседние страны; осенью Курдистан был объявлен ООН «зоной безопасности» и иракские войска были изгнаны силами НАТО из Сулеймании, Эрбиля и Дохука. Под их покровительством в 1992 г. были проведены выборы в Национальную Ассамблею Иракского Курдистана. Однако противоречия между партиями привели к тому, что в 1994 г. Талабани, опираясь на поддержку Ирана, попытался произвести государственный переворот и захватить власть во всём «Свободном Курдистане». Результатом стала гражданская война, продолжавшаяся вплоть до 1998 года. Тем не менее, фактически «Свободый Курдистан» оставался разделённым на две части: область ДПК и область, управляемую правительством ПСК в Сулеймании. В 2002 году курдский парламент вновь объединился, но объединение правительств произошло только в 2006 г. В апреле 2003 г., после падения Багдада, силы Талабани занимают «нефтяную столицу» Ирака — Киркук; вслед за этим Талабани и Барзани становятся членами Правящего совета Ирака. В 2005 Талабани становится президентом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: