Движение за новую культуру», журнал «Синь циннянь».




Знамением времени было возникновение, быстрое развитие и активное наступление нового идейного течения - так называемого движения за новую культуру, развернувшегося в Пекине и Шанхае в годы мировой войны. Под лозунгом "Наука и демократия! " это движение объединило наиболее передовую, молодую и образованную часть китайской интеллигенции. Идейным центром "Движения за новую культуру" стал журнал "Синь циннянь" ("Новая молодежь"), начавший выходить в 1915 г. под редакцией профессора, а позже (с 1917 г) декана факультета гуманитарных наук Пекинского университета Чэнь Дусю. Название журнала - "Новая молодежь" - было символично, отражая надежды лидеров движения на новое поколение китайской интеллигенции и ту действительно большую роль, которую учащаяся молодежь в нем играла. "Движение за новую культуру" видело своего основного идейного врага в конфуцианстве, рассматривая его как главный идейный оплот монархистов и реакционеров. Направляя свою ожесточенную критику против традиционных идеологических догматов, оно вместе с тем целилось в старые политические институты, в сторонников реставрации старых порядков. Вместе с тем в конфуцианстве новая молодежь видела и препятствие для развития образования и науки в Китае, для освоения культурных достижений зарубежных стран, без чего, как они полагали, Китай никогда не сможет вырваться из экономической, политической и культурной отсталости. Отвергая конфуцианство, участники "Движения за новую культуру" отвергали и все традиционные политические порядки. Они выступали горячими защитниками всех завоеваний Синьхайской революции, рассматривая создание республики лишь как начало подлинной демократизации страны. Идеалы подлинной демократии они видели воплощенными на Западе. Выступая за всестороннее обновление китайского общества, участники "Движения за новую культуру" во многом видели смысл и пафос своей борьбы в освобождении личности. Через свободное развитие личности, через создание "нового человека", "новой молодежи" они надеялись построить и новое общество, обновить и возродить Китай. И именно на Западе видели они образец общества и государства. При неизбежной некоторой идеализации Запада безусловной заслугой участников движения было четкое понимание связи освобождения личности и обновления общества. Составной и важной частью "Движения за новую культуру" являлась так называемая литературная революция, ставившая своей задачей преобразование литературного языка и обновление литературы. Журнал "Синь циннянь" и его авторы выступали застрельщиками этих преобразований. Им было свойственно понимание огромного общественного значения замены старого языка классической литературы и официальной переписки (вэньянь), оторванного от устной речи, новым литературным языком, складывавшимся на основе общенародного разговорного языка (байхуа). К 1918 г. в "Синь циннянь" все статьи печатались на байхуа. "Движение за новую культуру" охватило значительные слои китайской интеллигенции, особенно молодой, поставило перед образованной частью общества острые проблемы обновления страны, нанесло удар по традиционной идеологии и тем самым открыло возможности для демократизации сознания передовой части китайской нации. В определенном смысле его можно рассматривать как завершение китайского просветительского движения, как важный этап становления буржуазно-демократического сознания.

«Движение 4 мая» и создание КПК.

В годы первой мировой войны главным фактором политической напряжённости в Китае была форсированная экспансия Японии. 18 января 1915 года Япония предъявила Китаю 21 требование. Среди этих требований можно выделить основные и заключительные. Основные требования: 1. Закрепление господства Японии в провинции Шаньдунь, в южной Манчжурии, внутренней Монголии и главном центре металлургии Китая – Ханьепинском комбинате. 2. Впредь не уступать третьей державе каких-либо территорий. 3. Предоставить Японии концессии на строительство железной дороги в долине реки Янцзы и приоритет в промышленном развитии Фуцзянь. Заключительные требования: 1. Принять японских советников в Китайскую армию, полицию, МИД и министерство финансов. 2. Закупать оружие преимущественно в Японии. Эти требования вызвали возмущения и подъём антияпонских выступлений в Китае. Тогда Япония предъявила китайскому правительству ультиматум, но при этом сняла заключительную группу требований. 9 мая 1915 года правительство Юань Шикая приняла Японский ультиматум. Патриоты назвали это днём национального позора. В 1917 году уже американцы признали Японские захваты в Китае. Окончание первой мировой войны вызвало новый подъём патриотического движения в Китае. В Китае надеялись на признание суверенитета, на ликвидацию территориальных захватов Японии в провинции Шаньдунь, на отмену японского ультиматума на основе 21 пункта. Однако 30 апреля 1919 года совет четырёх парижской мирной конференции вынес решение о передачи Японии порта Циндао и провинции Шаньдунь, и это решение вызвало взрыв негодования в Китае. 4 мая 1919 года студенты и школьники Пекина устроили демонстрацию. Она сопровождалась поджогом домов японофилов, бойкотом японских товаров и волной забастовок. Эти события вошли в историю как «движение 4 мая». Эта компания вынудила Китайское правительство отказаться от подписания Парижского мирного договора. С мая 1919 года в Китае наблюдается резкий скачок политической активности. Кроме того, результатом движения 4 мая было широкое распространение социалистических идей. В мае 1919 года выходит специальный номер журнала «Новая молодёжь», где пропагандируются идеи марксизма. весной 1920 года в Китай прибывают эмиссары Коминтерна для организации коммунистических кружков. Первый коммунистический кружок – июль 1920 года. Первый съезд коммунистов состоялся в Шанхае и проходил он в июле-августе 1921 года, на котором присутствовало 12 делегатов от 7 коммунистических кружков. На съезде присутствовали представители Коминтерна. Было принято решение о создании коммунистической партии большевистского типа – 1 июля 1920года. Председателем партии был избран Чэнь Дусю. Рост численности КПК проходил медленно. Второй съезд состоялся в июле 1922 года, КПК насчитывал 120 человек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: