В существующему закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127—ФЗ в состав мер, применяемых к неплатежеспособным организациям, входят:
1. Предупреждение банкротства;
2. Процедуры банкротства.
Предупреждение банкротства. Руководитель предприятия должен сообщить собственникам о наличии признаков банкротства (учредителям). Учредители обязаны принять меры по восстановлению платежеспособности предприятия и повышения его рентабельности. Предупреждение банкротства осуществляется путем проведения досудебной санации – оздоровления производственно-коммерческой деятельности. Досудебная санация это восстановление платежеспособности должника путем применения учредителями, кредиторами и иными лицами оздоровительных мер в целях предупреждения банкротства. В состав этих мер включаются:
а) предоставление финансовой помощи для погашения долгов;
б) отсрочка (рассрочка) платежей;
в) уступка собственности и др.
Все эти меры включаются в план финансового оздоровления несостоятельного предприятия.
Его выполнение организуется руководством предприятия без вмешательства арбитражного суда и назначения арбитражных управляющих.
Процедуры банкротства назначаются арбитражным судом после получения заявления от должника, кредитора или уполномоченных органов. В их состав включаются наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Все процедуры, кроме последней осуществляются под руководством арбитражного управляющего: на процедуре наблюдение – временного, финансового оздоровления - административного, внешнего управления – внешнего, конкурсного производства – конкурсный. Их права и обязанности определены в законодательстве о банкротстве.
|
Целью введения процедуры наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.
Наблюдение вводится начиная с даты принятия арбитражным судом заявления до принятия соответствующего решения (но не более 7 мес.).
Со времени назначения арбитражным судом временного управляющего приостанавливается взыскание долгов (кроме задолженности по исполнительным листам граждан первой и второй группами очередности платежей) и прекращается выделение паев (долей) участникам организации и выплата им дивидендов. Крупные сделки и займы (стоимостью свыше 100 тыс. руб.) осуществляются с согласия временного управляющего.
В десятидневный срок руководитель предприятия обязан провести общее собрание учредителей (главным вопросом которого является возможность введения процедуры финансового оздоровления, проведения дополнительной эмиссии акций и другие, затрагивающие финансовые интересы собственников).
По окончании наблюдения, на основе анализа и оценки результатов деятельности предприятия, временный управляющий составляет отчет по типовой форме. В нем содержатся сведения о финансовом состоянии должника, выводы о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности, обосновывается целесообразность введения следующих процедур банкротства. Определяются также источники финансовых средств для покрытия судебных расходов и оплаты вознаграждения управляющему (средства должника или конкурсных кредиторов).
|
На основании отчета временного управляющего принимается одно из следующих решений:
1. о введении финансового оздоровления (с установлением конкретных сроков погашения долгов);
2. о введении внешнего управления (с предложением о сроке его применения);
3. о признании банкротом и открытии конкурсного производства;
4. о мировом соглашении.
Отчет временного управляющего утверждается общим собранием конкурсных кредиторов, представляется в арбитражный суд, который и принимает соответствующее решение.
Процедура финансового оздоровления применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения долгов в соответствии с установленным графиком.
Она вводится при двух условиях:
1) наличии ходатайства учредителей или третьих лиц и
2) предоставление обеспечения погашения долгов в соответствии с установленным графиком (размер обеспечения должен превышать долги по реестру требований кредиторов не менее чем на 20%). Погашение долгов должно начинаться через один месяц после введения финансового оздоровления и проводиться ежемесячно до истечения установленного срока.
Решение о финансовом оздоровлении принимается первым собранием кредиторов в конце процедуры «наблюдение». К нему прилагаются: план финансового оздоровления, график погашения долгов, протокол общего собрания, перечень учредителей, голосовавших «за» финансовое оздоровление. Срок осуществления данной процедуры не должен превышать двух лет. На это время арбитражным судом назначается административный управляющий, хотя прежний руководитель продолжает выполнять свои обязанности.
|
С момента введения процедуры «финансовое оздоровление» прекращается взыскание долгов конкурсными кредиторами с наступившими сроками погашения, начисление штрафных санкций, выплата паев (долей) и дивидендов и т.д. Имущество, находящееся под залогом, может быть продано только с согласия кредитора. Выручка от его продажи прежде всего направляется на погашение соответствующей кредиторской задолженности, обеспеченной этим залогом.
Главная задача административного управляющего – выполнение плана финансового оздоровления и соблюдение графика погашения долгов. В плане финансового оздоровления предварительно утвержденном собранием кредиторов, предусматриваются все законные способы и изыскания дополнительных денежных средств для погашения долгов в соответствии с установленным графиком.
Последний долг должен быть погашен не позднее, чем за один месяц до завершения финансового оздоровления (кроме требований первой и второй группы очередности платежей, срок исполнения которых наступает за шесть месяцев с момента введения данной процедуры).
Административный управляющий составляет отчет о результатах финансового оздоровления с приложением бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, документов о погашении долгов. Кроме того, административный управляющий составляет заключение о выполнении плана: если долги не погашены, то собрание кредиторов принимает решение о целесообразности введения других процедур банкротства: внешнего управления или конкурсного производства.
Внешнее управление — это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей всех полномочий по управлению должником внешнему управляющему (срок - не более 18 мес[1].).
Внешнее управление вводится при следующих условиях:
1) если есть реальная возможность восстановления платежеспособности;
2) если есть ходатайство собрания кредиторов о введении данной процедуры.
После введения внешнего управления приостанавливаются все платежи кредиторам (кроме платежей по исполнительным листам первой и второй очередности, взыскание финансовых санкций).
Внешний управляющий проводит инвентаризацию имущества, ведет бухгалтерскую, финансовую и статистическую отчетность, реестр требований кредиторов, разрабатывает и реализует план внешнего управления.
После введения внешнего управления все текущие расходы предприятия не должны превышать размер требований конкурсных кредиторов более чем на 20%. В противном случае новые сделки совершаются лишь с согласия собрания кредиторов.
В плане внешнего управления должны содержаться меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок практической реализации, а также расходы на их проведение. Он должен быть утвержден собранием кредиторов не позднее двух месяцев с даты утверждения арбитражным судом внешнего управляющего.
В плане внешнего управления предусматриваются следующие основные меры:
а) перепрофилирование производства;
б) закрытие нерентабельных производств;
в) взыскание дебиторской задолженности;
г) продажа части имущества;
д) уступка прав требований;
е) выпуск акций и т.д.
Каждое мероприятие осуществляется согласно правилам, установленным в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
После реализации плана составляется отчет (бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, приводятся сведения о наличии свободных денежных средств, о дебиторской и кредиторской задолженностях, реестр требований кредиторов). В отчете также содержится предложение о прекращении внешнего управления (если восстановлена платежеспособность), продлении срока внешнего управления или о признании предприятия банкротом.
Отчет внешнего управляющего утверждается арбитражным судом. Если принято решение о восстановлении платежеспособности, то устанавливается конечный срок погашения кредиторской задолженности (не позднее шести месяцев после решения суда о переходе к расчетам)
Последовательность расчетов установлена действующим законодательством.
Вне очереди оплачиваются судебные расходы, вознаграждение управляющему, текущие и эксплуатационные расходы.
Требования конкурсных кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования по исполнительным листам граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью и последующие очереди производятся расчеты с другими конкурсными кредиторами (в том числе обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды без учета штрафных санкций).
При этом требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами.
В последнюю очередь оплачиваются штрафные санкции предприятия (требования упущенной выгоды).
Конкурсное производство — одна из процедур банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок – 1 год (при необходимости продлевается на 6 мес.).
Для проведения конкурсного производств сроком на один год назначается конкурсный управляющий.
С момента открытия конкурсного производства (т.е. после объявления должника банкротом) сроки погашения всех долгов считаются наступившими. Прекращаются начисление штрафных санкций, выплаты по исполнительным листам, продажа имущества, полномочия прежнего руководителя предприятия. В течение трех дней после утверждения кандидатуры конкурсного управляющего все финансовые и бухгалтерские документы передаются последнему.
К функциям конкурсного управляющего относятся:
а) инвентаризация имущества, оценка независимыми оценщиками, если его стоимость превышает 100 тыс. руб. и обеспечение сохранности;
б) анализ финансового состояния предприятия;
в) взыскание дебиторской и уточнение кредиторской задолженности (реестра требований кредиторов) и др.
Все имущество должника, числящееся на балансе по состоянию на момент открытия конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из состава конкурсной массы исключаются:
а) имущество, изъятое из оборота (арендованное, находящееся на ответственном хранении и др.);
б) личная собственность граждан.
Отдельно в составе конкурсной массы оценивается имущество, являющееся предметом залога. Не включаются в конкурсную массу объекты соц-культ быта. Однако, денежные средства от их продажи на торгах, а по жилому фонду – от передачи на баланс муниципальных органов по договорной цене, включаются в конкурсную массу, за исключением убыточных производств).
Все денежные поступления от продажи имущества (или предприятия) в процессе конкурсного производства зачисляются на оставшийся единственным расчетный счет должника. С него в порядке установленном действующим законодательством осуществляется погашение кредиторской задолженности.
Расчеты по долгам осуществляются конкурсным управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов. Очередность платежей примерно соответствует правилам, установленным для внешнего управления. При этом задолженность по обязательным платежам возникшая за период от принятия судом заявления о банкротстве до открытия конкурсного производства погашается после оплаты исполнительных листов гражданам (платежей 1 и 2 группы очереди) Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения предыдущих. При недостаточности денег для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между ними пропорционально суммам в реестре. Все неудовлетворенные из-за недостатка денежных средств требования считаются погашенными.
В заключении процедуры составляется отчет конкурсного управляющего по типовой форме (о конкурсной массе, сумме денежных средств, расходах на конкурсное производство, расчетах с конкурсными кредиторами), который предоставляется общему собранию кредиторов и в арбитражный суд.
Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии в целях прекращения дела о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором. Решение о ее введении принимается общим собранием кредиторов заключившими соглашение (должны проголосовать более 50% от числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов включенных в реестр и все кредиторы, долги которых обеспечены залогом).
В мировом соглашении указываются порядок и сроки исполнения денежных обязательств должника или прекращения обязательств путем предоставления отступного, обмена требований на доли (акции), прощения долгов и др. или изменение сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр.
Начиная с даты мирового соглашения, по непогашенным требованиям кредиторов, вновь начисляются штрафные санкции, хотя их размер иногда может быть снижен. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом только после погашения задолженности кредиторам первой и второй очередности.
Государство допускается к заключению мирового соглашения. Это значит, что не только более вероятно его заключение, но и будут исключены ситуации, когда кредиторы, проголосовав за заключение мирового соглашения и дав отсрочку по оплате обязательств должнику, вступают в противоречие с интересами налоговых органов.
Процедура банкротства — важнейший, неотъемлемый механизм рыночной экономики, и очень важно, чтобы он работал на развитие экономики страны.
[1] Если предварительно на несостоятельном предприятии проводилось финансовое оздоровление течении срока, превышающего 18 мес., то внешнее управление не вводится, поскольку общий период финансового оздоровления и внешнего управления не должен превышать два года.