Логистические центры (парки) – это рыночные предприятия, осуществляющие координацию логистического (складского и транспортного) обслуживания и информационного обеспечения, а так же контроль.
Классификация транспортно-логистических центров (ТЛЦ):
-общего пользования – тлц, обеспечивающий оказание транспортно-логистических услуг участникам логистической деятельности независимо от их ведомственной принадлежности.
-к ведомственным тлц относятся логистические центры, созданные республиканскими органами государственного управления, прежде всего Минтрансом, Государственным таможенным комитетом, Белкоопсоюзом и др.
-территориальные тлц предназначаются для обслуживания перевозок, обработки грузов по месту нахождения клиентов и осуществления транспортно-экспедиционных услуг, основными из которых являются:
-подготовка груза к перевозке (определение массы, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование и сортировка);
-погрузка (выгрузка), консолидация, деконсолидация, хранение, перевалка, закрепление, укрытие и увязка груза;
-организация перевозки груза различными видами транспорта;
-оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза;
-страхование груза;
-сопровождение при необходимости груза до грузополучателя и иные услуги по обеспечению сохранности груза.
- региональные тлц - обслуживают клиентов во всем регионе. Выполняют функции, основными из которых являются:
-информирование заинтересованных участников транспортно-логистической деятельности о подходе внешнеторговых и транзитных грузов;
-разработка и внедрение автоматизированных систем управления грузовыми потоками;
-эксплуатация и сопровождение имеющегося программного и нормативно-справочного обеспечения;
-исследование рынка транспортно-экспедиционных услуг, сбор, обработка и анализ информации об его участниках – транспортных, экспедиторских, страховых компаниях, грузоотправителях и грузополучателях;
-налаживание сотрудничества с партнерами в других государствах с целью совершенствования системы управления перемещением грузов и информационного обмена о транзитных грузопотоках.
В целях продвижения продукции белорусских организаций на зарубежные рынки предпологается создание зарубежных логистических центров.
Требования, предъявляемые к транспортно-логистическии центрам.
Требования к техническому оснащению тлц и к оказанию транспортно-экспедиционных услуг установлены в СТБ 2046-2010 «Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию». Данный стандарт, распространяется на проектируемые тлц, а также на существующие грузовые терминалы, на базе которых создаются тлц.
^ К основным характеристикам технического оснащения тлц относятся:
-наличие автоматизированных систем складского учета товарно-материальных ценностей;
-возможность многоярусного стеллажного хранения грузов (при осуществлении складских операций с грузами, позволяющими производить такое хранение);
-наличие современных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортно-складских операций по переработке грузов;
-расположение на территории тлц структурных подразделений Государственного таможенного комитета Республики Беларусь;
-наличие подъездных путей одного или нескольких видов транспорта;
-наличие крытых складских помещений;
-охраняемая территория для парковки и отстоя автопоездов;
-наличие помещений для административно-делового центра.
На территории тлц могут располагаться, склады временного хранения, склады общего пользования, таможенные и товарные склады, станции технического обслуживания автотранспортных средств, автозаправочные станции, автомойки, объекты оптовой и розничной торговли, страховые компании и банки или их филиалы, гостиничные комплексы и предприятия общественного питания.
Минимальные значения дополнительных характеристик технического оснащения тлц
Наименование параметра | Значение параметра |
1. Общая площадь территории, га | 10 |
2. Общая площадь крытых складских помещений, м2 | 5 000 |
3. Общая площадь открытых площадок для хранения грузов, м2 | 10 000 |
4. Площадь контейнерной площадки, предназначенной для обработки большегрузных контейнеров, м2 | 15 000 |
5. Суммарная вместимость складов, т | 10 000 |
6. Коэффициент, характеризующий долю проездов | 0,4 |