Изобразительное искусство.




Экзаменационная исследовательская работа

По обществознанию

 

Обучающаяся: Богодушенко Мария Павловна

 

 

Тема: Роль искусства в жизни общества

 

 

Рецензия:

____________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­

____________________________________

____________________________________

____________________________________

 

 

Преподователь ___________ Колесникова Людмила Николаевна

 

2017год

Оглавление.

 

 

I. Введение.

Тяга к прекрасному- одно из самых естественных и древних свойств человеческой натуры. Невежественный дикарь, сознающий лишь то, что он должен убивать и есть, чтобы не быть убитым и съеденным самому, возвращаясь в свое примитивное жилище, начинал заниматься совершенно непостижимыми вещами. Он укладывал в ему одному понятном порядке камни вокруг очага, подолгу полировал и высверливал костяной амулет, задумчиво чертил в свете колеблющегося пламени коптящего очага силуэт дикого быка, на которого ему завтра предстояло охотиться.

Разные эпохи и культуры оставили свой след в постижении смысла этого

всеобъемлющего понятия- от воспевания обнаженного тела до драпировки его изображения с головы до пят, от воссоздания мельчайших подробностей интерьера и застежек на платье до стремительных мазков, за которыми можно разглядеть лишь творческое противоборство радужных пятен, как в обширной луже около автосервиса, озаренный сиянием вечернего солнца.

Подражание природе сменялось строгим соблюдением условных правил, затем мифологические и религиозные сюжеты уступали месту изображению простых радостей повседневного бытия, чтобы вскоре пробудить интерес ко всему экспрессивному, символическому, абстрактному и концептуальному.

Именно это делает историю искусств такой захватывающей и непредсказуемой: в ней много случайного, но мало закономерного и исторически обусловленного, мода и капризы вкуса часто заменяют в ней здравый смысл и логику. С этой точки зрения искусство до боли похоже на саму жизнь с ее непостижимой притягательностью и постоянно ускальзывающим смыслом.

Человек соприкасается с искусством каждый день. И, как правило, не в му­зеях. С самого рождения и на про­тяжении всей жизни люди погру­жены в искусство.

Здание гостиницы, вокзала, мага­зина, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения могут быть произведениями искусства. Но могут и не быть. Далеко не каждую карти­ну, статую, песню или фарфоровый сервиз считают шедеврами. Как от­личить произведения искусства от ремесленных поделок? Не существу­ет рецепта, где было бы точно изло­жено, что и в каких пропорциях нужно соединить, чтобы получилось произведение искусства. Однако можно развивать свою способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы часто называем вкусом.

Искусство нередко называют ис­точником наслаждения. Из столетия в столетие миллионы людей на­слаждаются изображениями пре­красных человеческих тел на по­лотнах Рафаэля. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч живописцев на протяже­нии многих веков...

Я выбрала эту тему потому что мне интересно расширять кругозор в этой области, сама по себе эта тема актуальна, ибо ее значимость очень важна человеку и для его развития в духовной сфере.

 

II.Основная часть

Зарождение искусcтва.

В конце эпохи палеолита произошло одно из самых важных событий в формировании человеческой культуры-рождение изобразительного искусства. В настоящее время в мировой культурной традиции используется понятия об искусстве, берущие свое начало в средиземноморской античности, в особенности в греко-римском понимании этого термина.

Искусство один из способов выразить отношение человека к действительности.

Это было трудное для выражения время. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее, он создавал прекрасные, выразительные памятники древнего искусства (наскальную живопись, живопись, рисунки, жестяные женские фигурки, украшение предметов охоты и быта).

Видимо какие-то простые формы танца, пения, музыки, были известны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивных формах можно найти даже у обезьян: они могут ритмично раскачиваться и издавать как бы в такт звуки. Но только у людей появилась потребность и возможность художественного творчества.

Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества. Сочетания цветов, запахов, звуков доставляют человеку высшее наслаждение в жизни, и он считает их красивыми.

Другой причиной, породившей искусство, называют развитое мышление и потребность в сохранении и передаче накопленных знаний о мире.

Третьей причиной исследователи называют верования того времени. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью наскальных рисунков и других изображений можно воздействовать на природу. Вера в теснейшую связь между предметом и его изображением основывается на «законе подобия».

Первая сенсация произошла в конце 70-ых годов XIX века, когда Марселино де Саутуола открыл благодаря своей дочери Марии, росписи в пещере Альтамира. Они были скрыты глубоко в пещере, куда не проникает дневной свет. Судьба этого открытия была трагична Саутуолу объявили лжецом, а росписи подделкой. Лишь в начале XX века признали истину: первобытный человек обладал умом, и талантом, чтобы создавать шедевры искусства.

Чаще предпочитали делать скульптурные изображения женщин. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно их изображали полными – материями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин. Это - молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные. Первобытных художников не интересовали черты лица. По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое действие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине.

Вырезали из кости и камня оленей лошадей, коз. Вероятно, уже тогда зарождалась символика образов, сохранившихся через народную культуру до сих пор. Например, искусно вырезанные из кости фигурки гусей могут свидетельствовать о мистических и религиозных представлениях о загробном мире, куда убывают души умерших. Именно такую смысловую нагрузку несли в культуре многих народов водоплавающие перелетные птицы.

Глиняная скульптура появилась 10-12 тыс. до н.э. после основания технологий земледелия и керамики. Прогресс в производственной области приводил к появлению новых жанров искусства: изображение лука способствовало возникновению струнной музыки. Вероятно, что барабан и костяная флейта появились гораздо раньше, ведь они непосредственно связанны с охотой.

Примечательно, что технологический прогресс в период бронзового века на некоторое время привел к упрощению в области рисунка. Сухие геометрические схемы (петроглифы) начинают использоваться для украшения предметов обихода, которых становится все больше.

Возникновение искусства говорит о том, что палеолитический человек достаточно высоко развил в себе способность наблюдать, сравнивать, изучать объекты природного мира. Наскальные изображения, украшение своего тела, предметов быта, музыка, пение, танец, не были развлечением первобытных людей. Искусство было с ним всегда от рождения до смерти, оно было связанно со всеми сторонами жизни древних людей. Искусство стало важнейшим средством общения людей, ка между собой, так и с теми или иными духами. Наши далекие предки верили, что искусство поможет в их нелегкой жизни: принесет удачу в охоте, поможет вырастить хороший урожай, защитит от бед и несчастий. Искусство помогало человеку создавать новый, очеловеченный мир, согретый теплом духовности, противостоящий молчащим и пугающим безднам Вселенной.

 

Виды искусства.

 

Виды искусства – это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и тд.)

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы:

Первая группа – входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является, пространственное построение, а раскрытии художественного образа – Изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография.

Вторая группа – входят временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция – музыка, литература.

Третья группа – входит пространственно-временные виды, которые также называются синтетическими или зрелищными искусствам – хореография, литература, театральное искусство, киноискусство.

 

 

Изобразительное искусство.

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

Основные виды изобразительного искусства – живопись, графика и скульптура. В своем творчестве художники пользуются различными материалами и техниками, совершенно по-особому создавая художественные образы окружающего мира. Живопись использует для этого все богатство красок и оттенков, графика – только игру теней и строгую графичность линий, скульптура творит трехмерные осязаемые образы. Живопись и скульптура, в свою очередь, подразделяются на станковую и монументальную. Станковые произведения создаются на специальных станках или мольбертах для камерного показа на выставках или в залах музеев, а монументальные произведения живописи и скульптуры украшают фасады или стены зданий и площади городов. Виды изобразительного искусства – это еще и декоративно-прикладное творчество, которое часто выступает как синтез живописи, графики и скульптуры. Искусство украшения бытовых предметов иной раз отличается такой выдумкой и оригинальностью, что утрачивает свою утилитарную функцию. Предметы быта, созданные талантливыми художниками, занимают почетные места на выставках и в залах музеев.

Изобразительное искусство отображает действительность в зримых формах. Но это вовсе не значит, что оно показывает нам только внешнюю сторону жизни, не раскрывая нам душевный мир людей и внутренний мир событий. Изобразительное искусство по-своему передает сущное и учит видеть и понимать то, что нас окружает. «Живопись- это поэма к краскам, поэзия - это картина в словах», - древнекитайский художник Ван Вей.

История живописи. Живопись, одно из древнейших видов искусства. Она зародилась еще со времен наскальных росписей. В развитии различных техник и жанров живописи было накоплено целое наследие, духовные сокровища. Античность проявила тяготение народа показать жизнь и мир такими, какими они есть, реальными. Именно тогда зародились такие принципы выразительности, как светотень, перспектива. Это все применялось для украшения культовых сооружений, жилищ. Средневековье привнесло в живопись совершенно новое, она отражала преимущественно религиозные мотивы. Большую роль играл символизм используемого цвета. Для фона фресок и полотен использовали нейтральный (отвлеченный), либо золотой, что символизировало божественный замысел картины. В эпоху Ренессанса роль живописи возросла, в ней использовали более основанную систему светотени, линейной и воздушной перспективы. Это получило отклик в работах на бытовые темы, в портретах, религиозных и мифологических сюжетах. В 17-18 вв. европейская живопись становится все более сложной. Возглавляются новые общественные идеалы, в картинах начинает появляться отражение конфликта личности с окружающим миром. В эту эпоху формируются жанры живописи. В 19 в. Возникает новое направление – романтизм, жаждущий чего-то нового. В живописи романтизма акцент идет на изображение драматических событий истории и современности, присутствует контрастность света и тени, насыщенный колорит. Переворот в живописи происходит с появлением Импрессионизма. Этому направлению свойственно более реальное изображение мира, его изменчивости, изображение импрессионистами своих впечатлений. В своих работах они активно смешивают чистые цвета и передают фактуру предметов. В эту эпоху художники начинают выходить на пленэр. На рубеже 19-20 вв. возникает абстрактная живопись. Происходит отказ художников от изобразительности, появление более авторского отношения к работе, выявление своего отношения к окружающему миру. Абстракционизм использует геометрические формы, условные цвета, ассоциации композиций и утрированные, измененные формы. В 20-21 вв. живопись стремиться все к большему самовыражению, вызванному развитием технического прогресса. Происходит создание произведений с помощью цифровых технологий. Все это наверняка должно привести к появлению новых течений, но все же классическая живопись маслом и в настоящее время является одной из любимых техник мастеров.

 

 

1.4. Фотография.

Фотография. Слово «Фотография» пришло из французского языка «photographie», которое имеет древнегреческие корни- φως / φωτος - свет и γραφω – пишу. По смыслу означает светопись - техника рисования светом - получение и сохранение неподвижного изображения. Современные способы фотографии делятся на аналоговые и цифровые. Аналоговая фотография – фотография на фото-пластину или на фотопленку, с использованием химических реакций, возникающих под воздействием света. Цифровая фотография – фотография с использованием светочувствительных матриц, преобразующих свет в электрические импульсы.

В более широком смысле, фотография понимается как искусство. Искусство фотографии - это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что характерно для любого вида искусства.

История химической фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус вина. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый 10-го века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, - изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки.

В 1725 году Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии обнаружил, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет. Шульце пытаясь приготовить светящееся вещество, случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии.

Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, которое не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Жозефом Нисефором Ньепсом позже, в 1826 году, с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

Цифровая фотография - относительно молодая, но популярная технология, зародившаяся в 1981 году, когда компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС-Матрицей, записывающей снимки на диск. Этот аппарат не был цифровым в современном понимании (на диск записывался аналоговый сигнал), однако позволял отказаться от фотоплёнки. Первая полноценная цифровая камера - DCS 100 - была выпущена в 1990 году компанией Kodak.

Жанры фотографии. По сути своей, фотограф является художником, располагающим определёнными «красками» - фототехникой и фотоматериалами. Современный фотограф (фотохудожник) использует изобразительные средства фотографии (точка съёмки, ракурс, линейная композиция, план, перспектива, освещение - родственные изобразительным средствам живописи) для получения творческого художественного эффекта фотоснимка и фотографии. Дополнительными инструментами фотографа (фотохудожника) являются химико-физическая обработка и цифровая фото-обработка снимков. Часть современных жанров фотографии (жанры фотоискусства) по аналогии повторяет соответствующие жанры живописи, часть же специфична и присуща только фотографии.

Профессиональный фотохудожник — это мастер высокого уровня, имеющий большой художественный опыт и талант, в области создания интересных и зрелищных фотоснимков.

 

 

Музыка.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздейству­ющее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое ме­сто в его общем культурном развитии. Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни. Она - по выражению Стендаля, - явля­ется единственным искусством, проникающим в сердце человечес­кое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчер­кивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение име­ет музыкальная работа с детьми. Это - фундамент, без которого музы­кальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов. Уровень музыкальной культуры подрастающего поко­ления в настоящее время во многом зависит от решения проблем эсте­тического воспитания и образования. Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила дис­гармонию в формировании духовного мира молодежи, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы, играющей важную роль в трудовой, общественной и личной жизни человека.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче стано­вятся переживания.

Воспитывая всесторонне развитых людей - физически совер­шенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, фор­мированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное раз­витие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вку­сов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем вос­питать хороший музыкальный вкус.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стрем­ление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, все­лить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состоя­ние тоски, скорби или тихой грусти.

Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, воз­буждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая - снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость.

Но не только разнообразная по своему содержанию музыка мо­жет оказывать различное воздействие на человека. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на одного и того же человека при неодинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эс­тетического вкуса, общей культуры.

 

 

Литература.

Литература как вид искусства использует для создания художественных образов слово. Это универсальный инструмент создания, отображения и пересоздания реальности. Слова дают возможность воплощения целостного художественного образа или картины мира, получаемой при помощи воздействия на все человеческие органы восприятия: осязание, слух, обоняние, зрение и вкус. Слово является универсальным инструментом, литература как вид искусства приобретает свою специфику благодаря использованию именно этого средства создания художественного произведения.

Литературу интересуют явления природы и общества, социальные вопросы, психологические и духовные проблемы личности и многое другое, что существует в реальном мире. Система литературных родов и жанров отражает те или иные аспекты реальности путем драматизации, эпического повествования или лирического погружения.

Классификация литературы может быть проведена путем разделения на художественную, научную, учебную, историческую и справочную. Кроме перечисленных, существует еще много других видов литературы и постоянно возникают новые.

В свою очередь, художественная литература как вид искусства подразделяется на следующие роды: эпос, лирику и драму.

Эпос включает такие жанры, как эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ и т.д. Лирика включает поэму, балладу, стихотворение и т.д.

Драма – трагедию, комедию и т.д.

Эпос – один из трех основных литературных родов, отражающий реальную жизнь через повествование, описание и рассуждение.

Лирика – основной род художественной литературы, отражающий реальность через разнообразные переживания личности. Основная форма лирики - поэтическая. Драма, наряду с эпосом и лирикой, - основной род литературы, который представлен произведениями, созданными в форме диалогов и предназначенными, как правило, для постановки на сцене.

Литература как вид искусства - феномен исторический, все ее составляющие и отдельные элементы литературного процесса находятся в перманентном взаимодействии. Литература – живой и подвижный процесс, художественная система образов, которая чутко отзывается на все, даже малейшие изменения, происходящие в реальной жизни.

Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: «Литература - «первое среди равных» искусство <…>». Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства - живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна.

 

 

Театральное искусство.

Театральное искусство – это одно из самых сложных, самых действенных и самых старинных искусств. Притом оно неоднородно, синтетично. В качестве составляющих в театральное искусство входят и архитектура, живопись и скульптура (декорации), и музыка (она звучит не только в музыкальном, но и часто в драматическом спектакле), и хореография (опять-таки не только в балете, но и в драме), и литература (текст, на котором строится драматическое представление), и искусство актерской игры и т. д. Среди всего перечисленного искусство актерской игры — главное, определяющее для театра. Известный советский режиссер А. Таиров писал, «.в истории театра были длительные периоды, когда он существовал без пьес, когда он обходился без всяких декораций, но не было ни одного момента, когда бы театр был без актера».

Актер в театре и есть главный художник, который создает то, что носит название сценического образа. Точнее сказать, актер в театре одновременно и художник-творец, и материал творчества, и его результат — образ. Искусство актера позволяет нам воочию увидеть не только образ в конечном выражении, но и самый процесс его созидания, становления. Актер создает образ из самого себя, и при этом создает его в присутствии зрителя, на его глазах. В этом едва ли не главная специфика сценического, театрального образа — и здесь же источник особенного и неповторимого художественного наслаждения, которое он доставляет зрителю. Зритель в театре больше, чем где-нибудь в ином искусстве, непосредственно приобщается к чуду творения.

Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта — значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля.

Великая мука для актера выступать перед пустым залом, без единого зрителя. Такое состояние равносильно для него пребыванию в замкнутом от всего мира пространстве. В час спектакля душа актера устремлена к зрителю, точно так же, как душа зрителя обращена к актеру. Искусство театра живет, дышит, волнует и захватывает зрителя в те счастливые мгновения, когда по незримым проводам высоковольтных передач происходит активный обмен двух духовных энергий, взаимоустремленных одна к другой, — от актера к зрителю, от зрителя к актеру.

Читая книгу, стоя перед живописным полотном, читатель, зритель не видят писателя, живописца. И только в театре человек глаза в глаза встречается с творящим художником, встречается с ним в момент творчества. Он угадывает возникновение и движение его сердца, вместе с ним живет всеми перипетий-ми происходивших на сцене событий.

Читатель в одиночестве, наедине с заветной книгой, может пережить волнующие, счастливые мгновения. А театр не оставляет своего зрителя в одиночестве. В театре все зиждется на активном эмоциональном взаимообщении тех, кто создает в этот вечер на сцене художественное произведение, и тех, для кого оно создается.

Зритель приходит на театральное представление не как сторонний наблюдатель. Он не может не выражать своего отношения к тому, что происходит на сцене. Взрыв одобрительных аплодисментов, веселый смех, напряженная, ничем не нарушаемая тишина вздох облегчения, безмолвное негодование — в богатейшем многообразии проявляется зрительское соучастие в процессе сценического действия. В театре возникает праздничная атмосфера, когда такое соучастие такое сопереживание достигают самого высокого накала.

Вот что значит живое его искусство. Искусство, в котором слышится биение человеческого сердца, чутко улавливаются тончайшие движения души и ума, в котором заключен весь мир человеческих чувствований и мыслей, надежд, мечтаний, желаний.

Конечно, когда мы думаем и говорим об актере, то понимаем, как важен для театра не просто актер, а актерский ансамбль, единство, творческое взаимодействие актеров. «Настоящий театр, — писал Шаляпин, — не только индивидуальное творчество, а и коллективное действие, требующее полной гармонии всех частей».

Театр — искусство как бы вдвойне коллективное. Театральную постановку, сценическое действие зритель воспринимает не в одиночку, а коллективно, «чувствуя локоть соседа», что в немалой степени усиливает впечатление, художественную заразительность того, что происходит на сцене. Вместе с тем и само впечатление исходит не от одного человека-актера, а от коллектива актеров. И на сцене, и в зрительном зале, по обе стороны рампы, живут, чувствуют и действуют — не отдельные индивидуумы, а люди, общество людей, связанных между собою на время общим вниманием, целью, общим действием.

В значительной степени именно этим определяется огромная социально-воспитательная роль театра. Искусство, которое создается и воспринимается сообща, становится в подлинном смысле слова школой. «Театр, — писал прославленный испанский поэт Гарсиа Лорка, — это школа слез и смеха, свободная трибуна, с которой люди могут обличать устаревшую или ложную мораль и объяснять на живых примерах вечные законы человеческого сердца и человеческого чувства».

 

 

Киноискусство.

Киноискусство — вид художественного творчества, сформировавшийся на технической основе кинематографии. Киноискусство — составная часть искусства экрана, включающего и производящего, основанного на средствах аудиовизуальной коммуникации: телевидение, видеокассетах и видеодисках, голографии и др., которые могут служить и формами распространения кинофильмов.

Киноискусство является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки, поэтому говорят, что 28 декабря 1895 года — родилась новая муза — муза кино. Технологические истоки указывают на две принципиальные составляющие кинематографа: фотография (фиксация световых лучей) и движение (динамика визуальных образов). Фотографический принцип связывает кино с изобразительной традицией, идущей от живописи, то есть связывает кино с идеей искусства. «Движущаяся картинка» ведет свое начало от балагана, ярмарочных аттракционов, иллюзионов, то есть традиций массового, развлекательного зрелища.

Киноискусство включает драматургические, языковые, музыкальные, живописно-пластические элементы, игру актёров. Киноискусство не дублирует и не заменяет театр, литературу, музыку, или живопись, а перерабатывает их опыт в соответствии с особенностями экранного творчества. Появление новых технических средств аудиовизуальной коммуникации не приводит к вытеснению и гибели киноискусства, а расширяет сферу художественного творчества, а также предоставляет новые возможности.

Фактически уже первые фильмы братьев Люмьер сочетали в себе как фотографическое отношение к реальности («Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота», «Выход рабочих с фабрики» и др.), так и развлекательность, и зрелищность («Политый поливальщик», инсценировки из жизни Наполеона). Однако первым кинорежиссером, по-настоящему превратившим фильм в эффектное зрелище, стал Жорж Мельес.

В кинематографе обычно выделяют два направления: «линию Люмьера» и «линию Мельеса». Считается, что первая, «реалистическая», дала начало документальному кино, а вторая, «зрелищная» – художественному.

Технологическое развитие кинематографа несомненно влияло на появление новых выразительных средств, на формирование киноязыка. Это было существенным для возникновения таких национальных школ, которые выходили за пределы только национальной специфики кинематографа. Среди таких школ можно выделить русский монтажный кинематограф 1920-х годов, немецкий экспрессионизм, французское «фотогеническое» направление, а также послевоенный итальянский неореализм и «новую волну» во Франции. Отдельного рассмотрения в качестве «школы» заслуживает американское голливудское кино.

Несмотря на то, что первооткрывателем монтажа считается американский режиссер Д. У. Гриффит, поистине фундаментальными оказались достижения в этой области в Советской России 1920-х годов, где увлечение кинематографом совпало с бурным развитием искусства (футуризм, конструктивизм, супрематизм). На фильмах Гриффита «Рождение нации» (1915) и «Нетерпимость» (1916) воспитывались тогда будущие выдающиеся мастера монтажного кино. Первый полнометражный фильм Л. Кулешова «Приключения мистера Веста в стране большевиков» (1923) сознательно сделан по-американски.

Массовый успех коммерческой голливудской продукции заставляет говорить о кино, как об иной системе восприятия, нежели та, на которую в основном ориентировалась европейская традиция, стремившаяся сделать из него еще одно искусство («десятая муза»). Современная ситуация в киноиндустрии подтверждает тенденцию, согласно которой фильм оказывается ближе к современным средствам медиа, таким как телевидение и реклама, и все дальше от традиционно понимаемого искусства. И хотя современное кино довольно четко обозначило свои границы: сверхзатратная «технология зрелища» (С. Спилберг, Дж. Кэмерон и т.п.) и малобюджетный «эксперимент» (Ж.-Л. Годар, Ж.-М. Штрауб и др.), подлинный художник остается свободным, мучительно нащупывающим свой собственный путь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: