ГОУ СПО «ДЕТЧИНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № _______
По учебной дисциплине
«ОСНОВЫСОЦИОЛОГИИ И ПАЛИТОЛОГИИ»
Студентки группы 50БЗ курса 5
Шифр Б 08 754
специальность «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
Кузьминой Светланы Леонидовны
Домашний адрес: город Балабаново ул.1 Мая д. 4 кв.95
Оценка__________________
«______» ____________________2010 г.
Содержание.
Вопрос № 4. Основные этапы развития социологии в России.
Вопрос № 24. Общество как социально-культурная система.
Вопрос № 38. Политика как социальное явление.
Вопрос № 54.Понятие политической системы.
Список используемой литературы.
Вопрос № 4. Основные этапы развития социологии в России.
В развитии социологической мысли в России можно условно выделить 5 основных этапов.
Первый этап – 1860 – 1890 гг.
Второй этап – 1890 г. – начало XX в.
Третий этап – первая четверть XX в.
Четвёртый этап – 20-е – 30-е годы XX в.
Пятый этап – конец 50-х годов, по настоящее время.
Первый этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского населения и усложнения социальной структуры российского государства.
Если за рубежом русскую социологию приветствовали, то России термин «социология» был запрещен. Даже в начале ХХ в. эта наука в университетах не читалась, но она интенсивно развивалась под такими названиями как «философия истории», «социальные основы экономики», «социальная психология».
Спор, как называть эту науку - "социальной физикой", "философией истории" или "социологией" был не столь беспредметен, как может сейчас показаться. Если бы речь шла просто о выборе того или иного названия, то, в конечном счете, можно было бы согласиться с любым из них или каким-либо другим, но вопрос заключался в ином - в междисциплинарных отношениях. Говорить о социологии как "философии истории" значило суживать рамки рассматриваемых явлений, так как абстрактное учение об обществе не должно пользоваться ограниченным материалом.
|
Не смотря, на это данная наука продолжала формироваться. Был определен ее предмет как методы, принципы, формы социального поведения. Главная особенность этого периода состояла в одновременном зарождении двух течений позитивизма и марксизма. Как и на Западе в России господствовала позитивистская социология.
В 1897 г. вышел первый учебный обзор по социологии на русском языке (Н. Кареев "Введение в изучение социологии"), в его библиографии русским авторам принадлежало 260 работ из 880. Но фактически список Кареева был далеко неполон: отечественных социологических исследований к тому времени было значительно больше.
К началу ХХ в. началась широкая разработка социальных проблем на психологической основе. Начинают проводиться массовые исследования, возрастает число публикаций, предпринимаются попытки социальных экспериментов, выходят работы посвященные итогам исследований. В 1909г. социология начинает изучаться как учебная дисциплина в ряде русских учебных заведений.
До революции 1917г. развитие социологии прошло несколько стадий, на которых выделились специфические направления:
1. Позитивизм (становление социологии, конец 60-х – конец 80-х годов
|
ХIХ в.)
1) Географический детерминизм;
2) Органицизм;
3) Концепция культурно-социологических типов;
4) Народничество;
5) Субъективная школа;
6) Психологическое направление;
7) Классический позитивизм.
2. Антипозитивизм (начало 80-х годов ХIХ в. – ХХ в.):
1) Ортодоксальное направление;
2) Философский иррационализм;
3) Индивидуальный психологизм.
3. Неопозитивизм (начало ХХ в.)
После 1917г. появилась необходимость разработки социальной теории нового общества. Создаются кафедры социологии в Петрограде и Ярославле, и даже вводится научная степень по социологии. Но стремление соединить сложившийся в русской социологии и марксизме научный аппарат с новыми общественными условиями оборачивалось насилием над теорией, ее упрощением под идеологию. В эти годы начала издаваться литература по проблемам социологической мысли. Заметное влияние продолжала оказывать немарксистское направление, отраженное в работах П. Сорокина. Но в идеологической сфере шла борьба между марксизмом и другими взглядами. Наряду с теоретическим знанием развивались социальные исследования, рассматривавшие проблемы
рабочего класса, деревни, культуры в целом. К концу 30-х годов ХХ в.
социологию упразднили.
С 50-х. годов ХХ в. началось возрождение социологии. К 80-м. годам ХХ в. возникает понимание социологии как науки о социальных отношениях, механизмах функционирования и развития социальных общностей. В качестве предмета социологии рассматривается личность - субъект общественных отношений. Это свидетельствует о конкретизации предмета.