ВКР на тему: «Особенности и психокоррекция мотивационно-личностной сферы в юношеском возрасте у людей, увлеченных компьютерными играми»




Работу представляет Лосева П. А.

Научный руководитель Власенкова И. Н.

Эта работа посвящена исследованию особенностей мотивационно-личностной сферы у играющих в компьютерные игры молодых людей и возможностям психокоррекции их аддиктивного поведения через повышение общего качества жизни (с упором на проработку п-л сферы). Несмотря на немалый объем публикаций на данную тему, единого направления в коррекции аддиктивного поведения до сих пор не существует. Данная работа является попыткой обозначить специфику мотивационно-потребностной сферы игрока как определяющую игровое поведение человека и ее психокоррекцию как достаточную меру для снижения уровня аддикции.

21 век – век зависимостей. Среди детей, подростков и юношей игровое расстройство на данный момент является одной из самых распространенных зависимостей. При всем масштабе проблемы, до сих пор единого направления в психокоррекции игрового поведения не существует.

Цель: изучение эффективности влияния психотерапевтического вмешательства на особенности мотивационно-личностной сферы молодых людей, увлеченных компьютерными играми.

Конкретно мотивационную сферу рассматривать как проблемную и ее специфику как определяющую в формировании зависимости нам позволяет допустить то, что к игре как устойчивому интересу-отношению, а затем как к привычке, приводит наличие устойчивого внутреннего конфликта «стремление-избегание», адаптивное решение которого для игрока является невозможным и из которого он уходит по средствам защитных механизмов. К этому конфликту приводит слабая развитость определенных мотивационных детерминант, их неудовлетворенность или неспособность их удовлетворить как следствие, сдвиг мотива на цель, сужение возможностей получение удовольствия (в следствии уменьшающегося объема осознаваемых потребностей и проблем, которые избегаются).

Объект: мотивационно-личностная сфера увлеченных компьютерными играми юношей.

Именно это рассматривается как объект с целью выявления и осознания человеком в процессе психотерапии тех потребностей, которые не удовлетворяются, и их дифференциации. Поэтому и предмет исследования - особенности мотивационно-личностной сферы увлеченных компьютерными играми молодых людей до и после психотерапии.

Гипотеза работы:

1. Психотерапевтический подход, направленный на повышение качества жизни и удовлетворение актуального запроса игрока, будет определенным образом влиять на мотивационно-личностную сферу, таким как: снижение общего эмоционального напряжения и повышение дифференциации потребностей.

Выдвинутая гипотеза имеет целью получить возможность утверждать о том, что явно неудовлетворенные потребности у игроков действительно существуют, они плохо дифференцированы и их состояние действительно пагубно сказываются на эмоциональном состоянии испытуемых, как результат устойчивого внутреннего конфликта.

Задачи:

1. Анализ зарубежной и отечественной литературы по теме игрового расстройства и психотерапии нехимических зависимостей.

2. Определение ведущих принципов и ключевых моментов для дальнейшей профессиональной работы с испытуемыми.

3. Анализ и подбор методик для определения общего эмоционального состояния испытуемых (для отслеживания динамики и эффективности психотерапевтического воздействия) и состояния их мотивационно-потребностной сферы.

4. Осуществление первичного замера эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы игроков (до воздействия).

5. Осуществление психотерапевтического вмешательства с упором на повышение качества жизни и актуальный запрос играющего.

6. Осуществление вторичного замера эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы игроков (после воздействия).

Материалы и методы. Для общего знакомства и выявления осознанного мотива к игре в работе использовалась авторская анкета с прямыми вопросами, для определения стратегии поведения в ведущей деятельности опросник «автономности-зависимости» для юношеского возраста Г.С.Прыгина, опросник для диагностики актуальных потребностейличности А.В.Капцова, для исследования общего эмоционального состояния шкалы А.Бека. Также использовались дополнительные методики: «шкала дисфункциональных отношений» А.Бека и А.Вейсмана и «Анкета мастера ошибок» Фримана. Авторская программа психокоррекции мотивационно-потребностной сферы осуществллась с опорой на идеи И.В.Костаковой, Ю.В.Съедина и Д.В.Четверикова.

Теоретическая основа: главное положение, на которое мы опирались в данной работе: «игровое расстройство - модель игрового поведения, отличающаяся нарушением контроля за игрой, отведением игре всё большего приоритета по сравнению с другими видами деятельности до такой степени, что ей отдается предпочтение перед другими интересами и повседневными занятиями (то есть больший объем времени по сравнению с другими делами), а также продолжением или интенсификацией игровой деятельности несмотря на появление нежелательных последствий» (ИЗ МКБ-11). Обратите внимание.

Исходя из определения, мы предполагаем, что игрок, не включенный в профессиональную деятельность в игровой сфере, и имеющий ведущей деятельностью игру является предполагаемо зависимым.

При этом набранным испытуемым было характерно компульсивное поведение (приступообразное, неконтролируемое), отрицание негативных последствий аддикции. В динамике у них наблюдалось развитие толерантности к игре и абстинентное состояние.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: