Работу представляет Лосева П. А.
Научный руководитель Власенкова И. Н.
Эта работа посвящена исследованию особенностей мотивационно-личностной сферы у играющих в компьютерные игры молодых людей и возможностям психокоррекции их аддиктивного поведения через повышение общего качества жизни (с упором на проработку п-л сферы). Несмотря на немалый объем публикаций на данную тему, единого направления в коррекции аддиктивного поведения до сих пор не существует. Данная работа является попыткой обозначить специфику мотивационно-потребностной сферы игрока как определяющую игровое поведение человека и ее психокоррекцию как достаточную меру для снижения уровня аддикции.
21 век – век зависимостей. Среди детей, подростков и юношей игровое расстройство на данный момент является одной из самых распространенных зависимостей. При всем масштабе проблемы, до сих пор единого направления в психокоррекции игрового поведения не существует.
Цель: изучение эффективности влияния психотерапевтического вмешательства на особенности мотивационно-личностной сферы молодых людей, увлеченных компьютерными играми.
Конкретно мотивационную сферу рассматривать как проблемную и ее специфику как определяющую в формировании зависимости нам позволяет допустить то, что к игре как устойчивому интересу-отношению, а затем как к привычке, приводит наличие устойчивого внутреннего конфликта «стремление-избегание», адаптивное решение которого для игрока является невозможным и из которого он уходит по средствам защитных механизмов. К этому конфликту приводит слабая развитость определенных мотивационных детерминант, их неудовлетворенность или неспособность их удовлетворить как следствие, сдвиг мотива на цель, сужение возможностей получение удовольствия (в следствии уменьшающегося объема осознаваемых потребностей и проблем, которые избегаются).
Объект: мотивационно-личностная сфера увлеченных компьютерными играми юношей.
Именно это рассматривается как объект с целью выявления и осознания человеком в процессе психотерапии тех потребностей, которые не удовлетворяются, и их дифференциации. Поэтому и предмет исследования - особенности мотивационно-личностной сферы увлеченных компьютерными играми молодых людей до и после психотерапии.
Гипотеза работы:
1. Психотерапевтический подход, направленный на повышение качества жизни и удовлетворение актуального запроса игрока, будет определенным образом влиять на мотивационно-личностную сферу, таким как: снижение общего эмоционального напряжения и повышение дифференциации потребностей.
Выдвинутая гипотеза имеет целью получить возможность утверждать о том, что явно неудовлетворенные потребности у игроков действительно существуют, они плохо дифференцированы и их состояние действительно пагубно сказываются на эмоциональном состоянии испытуемых, как результат устойчивого внутреннего конфликта.
Задачи:
1. Анализ зарубежной и отечественной литературы по теме игрового расстройства и психотерапии нехимических зависимостей.
2. Определение ведущих принципов и ключевых моментов для дальнейшей профессиональной работы с испытуемыми.
3. Анализ и подбор методик для определения общего эмоционального состояния испытуемых (для отслеживания динамики и эффективности психотерапевтического воздействия) и состояния их мотивационно-потребностной сферы.
4. Осуществление первичного замера эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы игроков (до воздействия).
5. Осуществление психотерапевтического вмешательства с упором на повышение качества жизни и актуальный запрос играющего.
6. Осуществление вторичного замера эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы игроков (после воздействия).
Материалы и методы. Для общего знакомства и выявления осознанного мотива к игре в работе использовалась авторская анкета с прямыми вопросами, для определения стратегии поведения в ведущей деятельности опросник «автономности-зависимости» для юношеского возраста Г.С.Прыгина, опросник для диагностики актуальных потребностейличности А.В.Капцова, для исследования общего эмоционального состояния шкалы А.Бека. Также использовались дополнительные методики: «шкала дисфункциональных отношений» А.Бека и А.Вейсмана и «Анкета мастера ошибок» Фримана. Авторская программа психокоррекции мотивационно-потребностной сферы осуществллась с опорой на идеи И.В.Костаковой, Ю.В.Съедина и Д.В.Четверикова.
Теоретическая основа: главное положение, на которое мы опирались в данной работе: «игровое расстройство - модель игрового поведения, отличающаяся нарушением контроля за игрой, отведением игре всё большего приоритета по сравнению с другими видами деятельности до такой степени, что ей отдается предпочтение перед другими интересами и повседневными занятиями (то есть больший объем времени по сравнению с другими делами), а также продолжением или интенсификацией игровой деятельности несмотря на появление нежелательных последствий» (ИЗ МКБ-11). Обратите внимание.
Исходя из определения, мы предполагаем, что игрок, не включенный в профессиональную деятельность в игровой сфере, и имеющий ведущей деятельностью игру является предполагаемо зависимым.
При этом набранным испытуемым было характерно компульсивное поведение (приступообразное, неконтролируемое), отрицание негативных последствий аддикции. В динамике у них наблюдалось развитие толерантности к игре и абстинентное состояние.