Отраженная речь (4 -5 недель).




На этом этапе воспитатель проводит занятия не так, как в обычном массовом детском саду. Материал программы усваивается детьми в процессе сопряжено-отраженной речи. Воспитатель использует элементы вопросно-ответной речи с последующим односложным ответом, который повторяется детьми отраженно или сопряжено. На досуге используются все виды игр, но творческие по-прежнему носят обучающий характер. Задачами этапа являются: воспитание отраженной речи, работа над фразой и просодическими компонентами речи (дыханием, голосом, слитностью, темпом и ритмом речи), развитие моторики (умение расслаблять мышцы), продолжение обучению играм и правилам игр (обучение общению с партнером, умению следить за игрой других), воспитание произвольного поведения (выполнять требования требование, исходящие не только от взрослых, но и от товарищей), коррекция нарушений звукопроизношения.

Четвертый этап.

Вопросно-ответная речь. В течение 8 – 10 недель в полной мере воспитывается поведенческая активность и самостоятельность: все дети группы по очереди могут быть дежурными на занятии, водящими в играх, исполнителями главных ролей, режиссерами игр (с помощью логопеда). Диалоги детей в играх, построенные в форме вопросов и ответов, способствуют активизации поведения обоих участников диалога. Заикающиеся дети 4 – 5 лет сначала не могут вести диалог, особенно если в паре есть застенчивый, необщительный ребенок. Тогда диалог разыгрывается тремя детьми: робкий, неактивный ребенок говорит роль вместе с инициативным, общительным ребенком, они вместе отвечаю на вопросы третьего участника игры.

Во время вопросно-ответной речи у детей в играх воспитывается нужная манера общения: зрительная ориентировка на участника диалога, правильное использование движений и затормаживание ненужных. Сопутствующих движений. Точное употребление жестов, мимики, умение выслушать собеседника и ответить только после его вопроса или самому задать вопрос только тогда, когда окончил говорить товарищ.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, по необходимости можно применять облегченные формы речи. По заданию логопеда и воспитатель на своих занятиях вводит диалоги, инсценировки, творческое рассказывание.

Этот этап работы подразделяется на два периода: ребенок отвечает на вопрос полной фразой, его ответ начинается со слов спрашивающего. Фактически это усложненная

форма отраженной речи; вопрос задается таким образом, что в него не включены все слова, необходимые ребенку при ответе. Детей учат отвечать одним, двумя словами, т. е. приближенно к разговорной манере общения.

Задачи этого этапа. Продолжение работы над просодическими компонентами речи, воспитание длительного выдоха, мягкого голосоначала, слитного произношения фразы, правильной паузации, темпа, ритма, интонационной выразительности, воспитание умения отвечать на вопрос полной фразой (1 период), одним словом (2 период), работа над диалогической речью, воспитание личностных качеств: активности, инициативы, самостоятельности, творчества, продолжение коррекции нарушений звукопроизношения. Развитие лексико-грамматической стороны речи, осуществление совместного с воспитателем прохождения программы по темам.

Пятый этап.

Этот этап включает два раздела: воспитание подготовленной самостоятельной речи на материале пересказа и воспитание самостоятельной речи на материале рассказа. Каждый из этих разделов имеет свои задачи. Работа на материале пересказа: обучение дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией, пересказу событий, действий по материалам различных игр, воспитание активности, самостоятельности, произвольного поведения во всех видах игр. Продолжение работы по коррекции нарушений звукопроизношения, по развитию легсико-грамматической стороны речи, осуществление указанных выше задач на материале программы развития по развитию речи.

Воспитание самостоятельной речи на материале рассказа (4 -6). Виды работ: обучение описательному рассказу, рассказу по памяти, творческому рассказу.

Обучение описательному рассказу: описание внешнего вида игрушки, предмета, бытовых помещений, растений. Рассказ составляется по образцу рассказа логопеда. Используется прием сравнительного описания двух предметов. Вначале отмечаются признаки сходства, затем – различия. Далее осуществляется переход к обучению описательному рассказу по серии картинок и по одной картинке. Сначала дается совместное описание по одной сюжетной картинке, а далее – индивидуальное задание каждому ребенку. Сравниваются описания детей по описанию, включается описание по памяти, сюжеты картинок берутся из жизни детей, труда, времен года.

Обучение рассказыванию по памяти складывается из: составления совместного рассказа на основе коллективного опыта, составления рассказов на основе индивидуального опыта.

К пятой неделе и далее дети обучаются составлению творческих рассказов. Руководя составлением рассказов, логопед должен помнить о том, чтобы творческое воображение детей не превращалось в бесцельное фантазирование. В процессе работы по обучению рассказыванию логопед обращает внимание детей на выделение самого главного в рассказе, учит их составлению сначала короткого, сжатого рассказа, затем более распространенного. На этом этапе логопед использует ранее проработанный материал. А также создает большое количество новых игровых ситуаций, в которые органично включает тот или иной вид работы над рассказом. На новом ситуационном и речевом уровне детьми повторяются известные и проводятся новые игры.

Закрепление активного поведения и свободного общения детей. Задачи работы: содействовать дальнейшему раскрытию и закреплению организаторских качеств детей,

активного творческого начала, дальнейшее воспитание умения анализировать поведение товарищей на занятиях и давать оценку, закрепление умения самостоятельно организовывать и проводить игры с речевым материалом любой сложности.

Таким образом, под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмитика, воспитательные мероприятия. Цель их – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Весь лечебно–педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативно нервной системы, нарушение моторики и другое).

Основной задачей коррекционно–педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся.

Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и другие), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

В распорядке дня важно предусматривать достаточное время для отдыха. Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности, это вызывает у них депрессию. Для детей возбудимых, подвижных подбираются занятия, игры спокойные, нешумные. Заторможенных нужно активизировать, развивать у них самостоятельность.

В режиме дня для заикающегося ребенка-дошкольника для сна должно быть отведено не менее десяти – одиннадцати часов ночью и два часа днем. Прием пищи предусматривается не позже, чем за полтора – два часа до сна, ибо в противном случае восстановление силы нервных клеток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно. Необходимо больше внимания уделять витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.

В режим дня заикающегося ребенка включаются закаливающие процедуры.

Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечно-сосудистую систему, нормализуют ее работу.

Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание.

Разные виды закаливания назначаются врачом строго индивидуально в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных условий.

Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов – легких и сердца, повышают обмен веществ. Они способствуют укреплению силы и морального духа ребенка, развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, способствуют воспитанию дисциплинированности и собранности. Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для заикающихся детей приобретают лечебное значение.

В лечебных учреждениях для заикающихся детей помимо общих физических используются и специальные корригирующие упражнения на занятиях по лечебной физкультуре (ЛФК).

Педагогическую часть комплексного подхода составляют коррекционно- педагогическая(логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие реализуется во время индивидуальных и групповых занятиях. Занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы, также устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, эстетические и нравственные представления, формируют гармонически развитую личность.

Косвенное логопедическое воздействие - это система логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим

Воспитывается правильная регуляция и координация дыхательной, голосовой и артикуляционной функций, правильная речь.

Содержание речевого материала логопедических занятий, зависит от структуры нарушения, от возраста, контингента заикающихся, течения заикания отношения заикающихся к своему дефекту и др.

Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми:

1) занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка.

2) занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей, с опорой на сознательность и активность детей, с использованием пособий, наглядных и технических средств

 

обучения.

3) занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения дошкольного возраста.

4) на занятиях происходят тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях.

5) занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.

6) занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.

7) на занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофонные записи и пластинки с выступлениями мастеров художественного слова, демонстрационные выступления ранее окончивших успешно курс логопедических занятий и др.

8) занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания.

Организация самостоятельной работы, заикающегося ребенка направляется на выполнение им заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников.

Комплектование групп проводится с учетом возраста заикающихся. Разный возраст вызывает необходимость использования своеобразных методик логопедической работы, изменение интенсивности отдельных ее компонентов.

У дошкольников основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше – медицинские. Важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмитика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логоритмитика, несмотря на свою организованную систему, является дополнением к логопедическим занятиям, и проводятся как в специально отведенной для нее время, так и включается в занятия логопеда, отчасти воспитателя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: