Конспект занятия по данной методике, для детей 4 – 5 летнего возраста.




 

Примерное занятие по воспитанию вопросно-ответной речи у детей.

Тема занятия: «Птицы».

 

Цели занятия:

- развитие моторных функций, пантомимики, мимики, активности, самостоятельности, инициативы, произвольного поведения;

- развитие просодии, усвоение вопросительной интонации, вопросно-ответной речи, диалога вербального мышления;

- уточнение представлений и расширение знаний детей о птицах;

- обучение соблюдению правил игры-драматизации, поведению детей в диалогах.

 

Ход занятия:

 

1. Организационный момент. Построение детей. Приветствие.

Логопед. С сегодняшнего дня у нас новое правило: «Внимательно слушай, другим не мешай и вместе на этот вопрос отвечай». Какой сегодня день?

Дети. Сегодня понедельник.

Далее дети хором отвечают на следующие вопросы: «Какое сегодня число? Кто готов к занятию? Какое сейчас время года? Какая сегодня погода?» и т. д.

 

2. Основная часть.

Логопед. Вспомним, дети, как улетали в теплые края некоторые птицы. Вы - перелетные птицы. Ты, Алеша, какой птицей будешь?

Алеша. Я буду журавлем.

Остальные дети говорят какой птицей они будут.

Логопед. Сначала птицы долго учились летать, они то поднимали крылья, то опускали. (Дети плавно поднимают руки до уровня плеч и опускают, сгибая руки в локтях, имитируя движения крыльев.) Ножки тоже разминали: сгибали, разгибали, а потом начинали летать. (Дети приседают, встают. Затем, стоя на одной ноге, качают другой ногой вперед-назад, сгибая ее в колене. То же выполняют другой ногой. Затем, на носках бегут по кругу, одновременно имитируя движения крыльев руками.) Улетели перелетные птицы, а у нас остались зимующие.

Дети показывают названные движения. На последующих занятиях зимующие птицы вылетают на поляну, греются на солнышке, отряхиваются, хлопают крыльями, ищут корм.

Логопед. Зимующие птицы греются и ведут хоровод. Все дети спрашивают хором одного, а он им отвечает.

Дети. Ой, да что это за птица?

Ребенок. Я желтогрудая синичка.

Дети. Желтогрудая синичка! Не воробью ли ты сестричка?

Ребенок. Не могу я быть сестричкой, ведь бывает он трусишкой.

 

Игра-драматизация «Дома ль кум воробей?» Роли распределяются с помощью считалки. Логопед строит детей в кружок и говорит считалку с детьми, касаясь рукой на каждое слово очередного ребенка.

 

Мы собрались полетать,

Мы собрались поиграть,

Вдруг сорока прилетела

И тебе водить велела.

 

Ведущий. Приходит к воробью важный ворон.

 

Далее диалог ведут двое детей.

1-й ребенок. Дома ль кум-воробей?

2-й ребенок. Дома.

1-й ребенок. Что ты делаешь?

2-й ребенок. Болен, лежу.

1-й ребенок. Что у тебя болит?

2-й ребенок. Болят плечики.

1-й ребенок. Сходи в огород, сорви травку гречку, попарь свои плечики.

2-й ребенок. Парил, ворон, парил. Меня пар не берет, только сердцу придает.

Ведущий. Прискакала к воробью сорока.

 

Диалог сороки и воробья тот же, только сорока советует больные пяточки попарить травкой-мяточкой. Прилетевшая потом галка советует попарить больной животик травкой-репеек.

Воробей. Парил, галка, парил. Меня пар не берет, только сердцу придает.

Галка. Как же тебе помочь?

Воробей. Не знаю кумушка, не знаю голубушка.

Галка. А я придумала. Кум-воробей, отгадай три загадки и будешь здоров. Соглаен?

Воробей. Согласен.

Галка. Слушай первую загадку:

 

Выпал снег, но эта птица

Вовсе снега не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым …

 

Воробей. Снегирем.

Галка. Правильно. Ну что, легче тебе?

Воробей. Полегче, кумушка, полегче, голубушка.

Галка. Слушай вторую загадку:

 

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

Кто это?

 

 

Воробей. Это сорока. Сегодня ко мне приходила.

Галка. Правильно. Лучше тебе кум-воробей?

Воробей. Лучше, кумушка, лучше, голубушка.

Галка. Слушай третью загадку:

 

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

 

Воробей. Это кукушка.

Галка. Правильно, кум-воробей. Здоров ли?

Воробей. Здоров, здоров. Спасибо тебе, кумушка, спасибо, голубушка.

Ведущий. И полетели воробей с галкой.

 

Игра-драматизация «Воробей» Дети выбирают считалкой нового воробья. Ребенок надевает шапочку-маску, летает, приседает, поднимается, скачет.

Дети.

Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

Воробей.

Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

 

Игра повторяется 2 – 3 раза. При выборе воробья логопед предлагает детям вспомнить другие считалочки:

 

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

 

На кого пришлось последнее слово считалочки, тот снегирь. Ребенок надевает шапочку-маску, остальные дети ведут хоровод:

Дети.

Ты откуда, снегирек,

Прилетел в наш лесок?

 

Снегирь.

С севера я прилетел,

Вкусных ягод захотел.

Юч-юч-юч, юч-юч-юч.

Звонко песенку пою.

 

Дети.

У нас метели, вьюги злятся.

Ты не будешь их бояться?

 

Снегирь.

Я не буду их бояться,

Пусть метут и злятся.

Для зимы я приберег

Теплый красный кожушок.

 

Снегирь кружится в центре хоровода, всем показывает свой кожушок.

 

3. Организация окончания занятия. Логопед оценивает поведение детей в играх, спрашивает их, в какие игры они играли и каких птиц показывали.

 

 

Заключение

 

В настоящей работе было уделено внимание теоретическим основам проблемы заикания (исторический аспект, этиология возникновения и пути преодоления заикания). Основная цель данной курсовой работы – раскрыть один из аспектов педагогического воздействия на детей в комплексном методе устранения заикания.

Для написания данной курсовой работы были использованы литературные источники. Были проведены собственные исследования – представлено логопедическое занятие, соответствующее методике игровой деятельности в преодолении заикания, материалы, предоставленные для работы Бабековой С. Ж. – логопедом ГОУ «Начальная школа – детский сад» в/ч 03080 МО РФ.

Многие авторы признают, что заикание – это сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания и способов преодоления этого речевого расстройства привлекает мое внимание к этому вопросу. По разработке этой проблемы я хотела бы работать в дальнейшем.

 

 

Приложения.

 

Приложение 1.

 

Краткая схема обследования ребенка с заиканием (речевая карта).

 

- Фамилия, имя ребенка

- Дата рождения

- Дата обследования

- Откуда прибыл в специальную группу

- Данные о ходе речевого развития:

* первые слова появились в возрасте

* первые фразы появились в возрасте

* форсировалось ли речевое развитие, если да, то в какой форме

- Речевая среда:

* недостатки речи членов семьи

* темп речи окружающих

* контакт с заикающимися

* двуязычие в семье

- Отношение к ребенку в семье – ровное, балуют, излишняя строгость, неровность в обращении (нужное подчеркнуть)

- Обстановка в семье – спокойная, конфликтная (подчеркнуть)

- Реакция ребенка на конфликты взрослых

- Когда появилось заикание

- Течение заикания – постепенное усиление, скачкообразное, временами пропадает (подчеркнуть)

- Отношение в семье к заиканию ребенка

- Реакция ребенка на свой речевой недостаток

- Заключение психоневролога или невропатолога

- Состояние слуха

- Состояние артикуляционного аппарата

- Звукопроизношение – отсутствие, замена, искажение отдельных звуков (подчеркнуть)

- Темп речи

- Вид заикания

- Степень заикания

- Развитие речи – нормальное, недоразвитие (подчеркнуть)

- Элементы недоразвития

- Устойчивость внимания, работоспособность

Заключение логопеда.

 

Логопедическое обследование ребенка состоит из следующих пунктов, задания в которых предлагаются детям в соответствии с возрастом:

 

- Исследование моторики;

 

 

- Исследование подражательности;

- Исследование импрессивной речи;

- Исследование экспрессивной речи;

- Исследование фонематического анализа:

* выделение ударного гласного на фоне слова (у заикающихся детей с 4 – 5 лет)

* выделение согласного на фоне слова (с 5 лет)

* выделение согласного звука из слова

* сложный фонематический анализ (с 6 лет)

- Исследование фонематического синтеза:

* составление слова из последовательно данных звуков (с 5 лет)

- Исследование фонематических представлений (с 5 лет)

- Исследование состояния лексики (с 3 лет)

- Исследование грамматического строя речи (с 4 лет)

- Исследование способности словообразования

- Исследование характера игровой деятельности:

* взаимоотношения в играх

* общественное поведение

* влияние правил игр на поведение

* степень игровой активности

* эмоциональное состояние в игре

Логопедическое заключение.

 

Содержание логопедического заключения (Алеша Н., возраст 5 лет).

Заикание тонической формы, судороги дыхательно-голосовые средней степени выраженности. Общительность неустойчивая, подражательность полная. Моторно напряжен, сопутствующие движения – притопывает ногой. Эмболофразии а, ну, вот так. Фобии ситуаций выражены не ярко. Степень игровой активности – способен играть, принимая тему и роль от сверстников или взрослого, соблюдает правила при контроле со стороны взрослого или детей, отмечается пассивность. Отличается нерешительностью, вялостью. Стертая дизартрия псевдобульбарной формы: призубный сигматизм шипящих звуков, недоразвитие фонематического анализа при относительно высокой сохранности лексико-грамматического строя речи.

 

Приложение 2.

 

Обзор описания примерных игр используемых в детском саду на различных этапах речевой работы по данной методике.

1. Игры, используемые для тактильного контроля за диафрагмальным дыханием, зрительного контроля за удлинением выдоха, артикуляторной гимнастики, обучения расслаблению мышц рук, ног, шеи и т. д., воспитания правильного дыхательного ритма:

- «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» - дутье на полоски тонкой бумаги, силуэты птиц, насекомых, подвешенных на нитках, сдувание пушинок с какой-нибудь поверхности.

- «Забей мяч в ворота» - катание шарика по столу, желобку, карандаша по столу.

- «Проведи свой кораблик» - дутье на плавающие игрушки.

- «Вертит мельница крыло» - дутье на вертушки.

- «Маятник» - дети сидят «по-турецки», руки на затылке, спокойный вдох, пауза в три секунды, наклон вперед – выдох, возврат в исходное положение – вдох. Повторить 3 - 4 раза.

- «Сбор урожая» - дети стоят прямо поднимают руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох, пауза в три секунды, опустить руки, наклонить корпус вперед и в низ – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

- «Сыграем на гармошке» - дети стоят прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Вдох, пауза в три секунды, наклон в левую сторону – медленный выдох, правый бок растягивается как гармошка. Возврат в исходное положение – вдох. Аналогично наклоны в правую сторону.

 

2. Игры на развитие моторики:

- Пальчиковая гимнастика.

- Имитация игры на пианино, дудочке – сначала правой рукой, затем левой рукой и обеими руками.

- Безречевые игры с мячом, лентами, обручами.

- «Сильные – слабые» - дети сидят на полу или на стульчиках, логопед рассказывает, какие сильные руки у гребцов, боксеров - дети сильно сжимают пальцы рук. Дальше логопед рассказывает, как сильно упираются гребцы, боксеры ногами – дети сильно сжимают пальцы ног, прижимая их к подошве. Потом спортсмены отдыхают – дети с силой разжимают пальцы рук и ног и расслабляются, уронив руки вдоль туловища и вытянув ноги.

- «Лошадки» - дети-лошадки долго стоят на морозе, им надо согреться – дети держат руки перед грудью насколько напряженно, стоят на одной ноге, вторая нога согнута в колене, касается носком пола. Дети роняют расслабленные руки, меняют ногу, возвращаются в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза.

3. Игры с пением – хороводы – каждая строчка или двустишие стихотворения сопровождаются соответствующими движениями, дети вместе с логопедом повторяют текст и движения к нему.

4. Различные подвижные игры:

- «Воробьишка»;

- «Зайцы и волк»;

- «Сова и мыши»;

- «Цапля и лягушки»;

 

- «Курица и цыплята».

5. Игры-драматизации стихотворений:

- «Кисонька-мурысонька»;

- «Тишка»;

- «По грибы»;

- «Сорока и синица»;

- «Лис и мышонок»;

- «Дети и медведь».

6. Творческие игры:

- «Овощи»;

- «Магазин»;

- «Поликлиника».

7. Дидактические игры:

- «Домино» - на различное темы

- Игры с разборными игрушками: матрешки, бочонки, пирамидки.

- Игры со строительным материалом: кубики, конструкторы.

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1. Заикание / ред. Власова Н. А., Беккер К.-П. – М. «Медицина», 1983.

 

2. Логопедическая работа в специальном детском саду. // Заикание у дошкольников. / Чевелева Н. А., Филичева Т. Б. – М. «Просвещение», 1987.

 

3. Логопедия. / ред. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. – М. «Владос», 2002

 

4. Миссуловин Л. Я. Лечение заикания. - Л. «Медицина», 1988.

 

5. Основы логопедии. / ред. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. // Заикание. – М. «Просвещение», 1989.

 

6. Селиверстов В. И. Заикание у детей. // Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М. «Владос», 1994.

 

7. Флерова Ж. М. Логопедия. // Неправильности речи, встречающиеся у

детей. - Р-на-Д. «Феникс», 2000.

 

8. Хватцев М. Е. Логопедия. – М., 1959.

 

9. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М. «Издательство Гном и Д», 2001.

 

10. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. // Схема обследования детей с заиканием. – СПб. «Детство-Пресс», 2003.

 

11. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – СПб.

«Детство-Пресс», 2003.

 

12. Лохов М. И., Фесенко Ю. А. Заикание и логоневроз диагностика и лечение. // Исправление речи при заикании: лечение или обучение? – СПб. «Сотис», 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: