К настоящему времени не существует единого устойчивого определения ни самого термина «заикание», ни форм или классификаций его проявления. Заикание рассматривается как сложное комплексное заболевание, требующее разностороннего подхода в лечении. Однако такой разносторонности не наблюдается в применяемых методах лечения.
Исторически сложилось так, что первоначально появилась дидактическая система (дидактика – часть педагогики, изучающая основы методов обучения). Это, по существу, гимнастика речи, комплекс упражнений по артикуляции, дыханию, тренировке отдельных звуков, слов, фраз и т. п. Указанный подход к исправлению речи предполагал сделать это путем научения, построения речи заново, как без учета психологических особенностей каждого отдельного заикающегося, так и без восприятия самого заикания как болезни. Дидактические системы и вытекающие из них методы пытаются не лечить больного, а учить его говорить «правильно», т. е. в конечном счете научить не болеть. С таких позиций исправлением заикания должны заниматься исключительно педагоги, что и делалось во многих странах. В нашей стране лечением заикания занимаются логопеды, обучающиеся на дефектологических факультетах педагогических институтов.
Вторая система, появившаяся несколько позднее, как альтернатива малоэффективным педагогическим попыткам исправления заикания, может называться психотерапевтической. В основе ее лежал метод прямого психического воздействия на больного, принятый для лечения целого ряда других психонервных заболеваний, в том числе неврозов.
Результаты обследованных логопедических групп детских садов обычного типа, лечение заикания в которых проходит по стандартной дидактической методике в течение одного года, показали, что полное излечение не было достигнуто ни в одном случае, значительное улучшение наблюдалось в 20% случаев, незначительное – в 50%, без изменений – 30%. Количество рецидивов в сроки от одного месяца до года – до 50%.
|
Из приведенных выше данных видно, что эффективность излечения заикания. Особенно среди детей, к которым не применяются психотерапевтические методы, остается низкой. Поэтому необходимо провести тщательный анализ недостатков и достоинств всех широко распространенных способов лечения, чтобы, объединив достоинства, попытаться создать новый метод, лишенный недостатков прежних.
Что является главным недостатком дидактических методик? Подход к заикающемуся ребенку как к ученику, а не как к больному. С самого раннего возраста у таких детей налицо все невротические компоненты исходного поражения: повышенная раздражительность, неуемная двигательная активность, расторможенность, не умение следить за своими действиями. Об этом хорошо знает каждый логопед и воспитатель логопедической группы. И на таком фоне им приходится учить детей не говорить быстро, тянуть звуки, произносить их правильно и т. п., да еще в группах по 13 – 16 человек.
Что является положительной стороной дидактических методов? Это использование ритмики для налаживания правильного функционирования мышечного речевого аппарата. Давно известно, что, что в самых тяжелых случаях заикание облегчается пением или слоговой речью. Ритмической работе придают большое значение и современные логопеды.
|
Почему же логопедия уделяет такое внимание ритму и слогу? Потому что на базе слога с помощью ритма формируется речь ребенка. Таким образом, можно предположить, что из дидактики необходимо взять ритм и слог как основу для восстановления нарушенного речевого комплекса.
Что является главной положительной стороной психотерапевтических методик? По-видимому, терапевтическая помощь заикающемуся человеку как обычному больному: укрепление его соматического статуса, исправление в возможной степени (коррекция) неправильно функционирующих систем мозга с помощью непосредственно психотерапии и психофармакологии, помощь в преодолении страха речи и многое другое.
Конечно, применение психотерапии не исключает работу больного над собой. В психотерапевтических методиках работе личности над собой придается большее значение, чем в логопедии.
А как быть с детьми, от которых требовать психического самосовершенствования практически невозможно, не говоря уже о том, что многие и само применение психотерапевтических методик к детям ставят под вопрос? Существующие методы пока не дают ответа на все эти вопросы. Правда и в последнее время стали появляться другие способы, основанные главным образом на применении технических средств.