Причины эффекта храповика.




Перечислите позитивные и негативные шоки совокупного спроса.

Шок — это неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения.

Различают:

1. позитивные шоки — неожиданное резкое увеличение совокупного спроса или совокупного предложения.

2. негативные шоки — неожиданное резкое сокращение совокупного спроса или совокупного предложения.

 

Причинами позитивных шоков совокупное спроса могут служить:

· резкое непредвиденное увеличение предложения денег (денежной массы);

· неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора).

Причинами негативных шоков совокупного спроса являются:

· неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы);

· резкое сокращение совокупных расходов.

87) Чем могут вызываться шоки со стороны предложения.

Шоки предложения также могут быть связаны с динамикой следующих показателей:

 

1. Изменение цен на ресурсы и факторы производства, которые необходимы фирме для осуществления хотя бы одного производственного цикла.

 

2. Стихийные бедствия природного или техногенного характера могут вызвать утрату экономикой части ресурсов.

 

3. Налоговые изменения. Рост налоговой ставки, приводит к росту цен на товары.

 

4. Изменения в законодательстве. Например, если фирмы наделяются социальной ответственностью, это значит, что дополнительные средства они будут вынуждены затрачивать на поддержание окружающей среды и пр.

Эффект храповика.

Эффект храповика - эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению совокупного уровня цен.

 

Причины эффекта храповика.

 

1. Ограничена конкуренция, причем не только на рынках услуг и товаров, где главными контролерами цен являются крупные фирмы, коим легче оказывать влияние на отрасль, но и на рынках ресурсов.

2. Кризисы – при них приходится сокращать рабочие места, совокупное предложение товаров и услуг с целью, чтобы можно было уменьшить потери компании. Также возможно кратковременное понижение цены, за счёт уменьшения количества работников или временного ущемления интересов работодателя.

 

Дополнительные причины:

1. Сговор компаний и деятельность профсоюзов.

2. В государствах, использующих модель централизованной экономики, в таких случаях эффект храповика возникает вследствие государственной политики регулирования цен.

 

В случае с профсоюзами отдельная ситуация. Основная причина, люди психологически не готовы к тому, что их заработная плата будет уменьшаться это будет влиять на эффективность и качество работы. К тому же, для недопущения понижения номинальной заработной платы профсоюзы используют забастовки. Они используются при требованиях большего, что в свою очередь приводит к устойчивому росту стоимости продукции. Наблюдать подобные ситуации можно исключительно в странах с рыночной экономикой.

 

 

Если совокупный спрос увеличивается от AD1 до AD2, то экономика движется от равновесного состояния P1Q1 в точке а на горизонтальном отрезке к новому равновесному состоянию Р2Qc в точке b на вертикальном отрезке. Цены однажды повысившись, не так легко снижаются, Если совокупный спрос будет двигаться в обратном направлении и уменьшится от AD2 до AD1, экономика не возвратится в первоначальное состояние равновесия в точке а. Скорее сохранится новый, более высокий уровень цен Р2 (цены уже поднялись от Р1 до Р2), и поэтому сокращение совокупного спроса сдвинет экономику к состоянию равновесия в точке с. Уровень цен останется в точке Р2, а реальный объем производства снизится обратно до Q2.При увеличении совокупного спроса от AD1 до AD2 равновесное положение сместится от а до b, реальный объем внутреннего продукта возрастет от Q1 до Ос, а уровень цен - от Р1 до Р2. Но поскольку цены понижаются очень «неохотно», уменьшение совокупного спроса от AD2 до AD1 не возвратит экономику в исходное состояние равновесия в точке а, но возникнет новая точка равновесия с, в которой цены останутся на уровне Р2, а реальный объем производства упадет ниже своего первоначального уровня до Q2. Эффект храповика изменяет вид кривой совокупного предложения от P1abAS до P2cAS.

 

Первоначальное увеличение совокупного спроса и неэластичность цен в сторону понижения привели в действие механизм храповика, сдвинувший горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения вверх от уровня цен Р1 до Р2. Исходная кривая совокупного предложения имела вид P1abAS, а вид новой кривой — P2cAS. График совокупного предложения асимметричен, поскольку, когда объем совокупного спроса увеличивается, горизонтальный отрезок смещается вверх легко и быстро, но когда совокупный спрос сокращается, этот отрезок смещается вниз чрезвычайно медленно или вовсе не смещается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: