Роль и место высшего образования в системе профессиональной подготовки кадров 11 глава




По мере того, как интеллект, в своем развитии, достигает уровня формальных операций, подростки и юноши начинают видеть несоответствия и противоречия как в исполняемых ими ролях, так и в ролях других людей, включая родителей. Разрешение этих ролевых конфликтов помогает им построить новую личностную идентичность, которую они пронесут через всю оставшуюся жизнь. Э. Эриксон считал формирование эго-идентичности главной задачей отрочества – юности.

Кроме самопознания, источниками идентичности для подростка и юноши служат референтные группы и значимые другие. Это ставит перед ними в высшей степени сложную задачу – интегрировать получаемую о себе разнородную информацию в целостную, непротиворечивую личность.

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот период – период создания жизненного плана – решаются вопросы «кем быть? » (профессиональное самоопределение) и «каким быть?» (личностное и моральное самоопределение).

• Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности (понятие самоопределения, используемое в отечественной психологии, близко к понятию «идентичность личности» Э. Эриксона).

• Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

• Самоопределение связано с новым восприятием времени. Теперь осознается временная перспектива.

• Наблюдается общая стабилизация личности.

• Развивается нравственная устойчивость личности.

• Юношеский возраст – возраст выработки мировоззрения.

• Происходит изменение учебной мотивации.

Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, Юность – чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

Юность – период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.

В юности получает новое развитие механизм идентификации обособления. Также для этого возраста характерны свои новообразования.

Возрастные новообразования – это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. В них проявляется особенности психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.

Центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование его отношений к окружающей среде и к своей деятельности, ведущей же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность (Эльконин, 1982).

К новообразованиям юности И.Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.

Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни – возможно, их изменение и дальнейшее развитие.

Смысл жизни – это важнейшее новообразование ранней юности. И.Кон отмечает, что именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом ближней и дальней перспективы.

Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.

Именно в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения.

Идентификация-обособление в юности имеет свою специфику: юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добра и зла, идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержимой ненависти. Любовь – всегда идентификация в высшей степени. Ненависть – всегда отчуждение в крайней степени. Именно в юности человек погружается в эти амбивалентные состояния. Именно в юности происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности.

Пройдя путь первого рождения личности и ее существования, не выходящего за пределы непосредственных связей людей, подросток, вырастая из детства и трепетно входя в период юности, обретает возможность второго рождения личности. Юношество самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексия дает возможность для тонкого вчувствования в собственные переживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно – холодного анализа и соотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяют занять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новых нравственных ориентаций. Между тем в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.

Юноша имеет в себе чувство личности и стремится предстать перед другими и самим собой как личность в ситуациях горячечных молодежных споров и в ситуациях выбора линии поведения и совершаемого поступка.

Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимости, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси – теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости – ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.

75. Мотивация учения в студенческом возрасте.

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.

Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении – во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренний позиции – весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной.

Как бы странно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей («Если бы молодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность – период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

Юность – период, когда молодой человек продолжает рефлектировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление, и даже отчуждение от всех тех, кого любит, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.

Юность – когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка – каждый сам по себе – стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возраст юность готова пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие – поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних – это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других – выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

Юноша продолжает открывать через постоянные рефлексии свою ускользающую, как и в отрочестве, сущность. Он остается легкоранимым – ироничный взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезоружить молодого человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб.

Лишь к концу юношеского возраста как указывает молодой человек начинает реально овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. Рефлексия помогает предугадать возможное поведение другого и подготовить встречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила.

В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

76. Защитные механизмы психики в обучении.

Смещение, или замещение

Руководить другими человек имеет моральное право лишь когда он уже решил свои психологические проблемы и состоялся как профессионал; когда его карьерные планы шире служебной субординации и когда ему одинаково комфортно с должностью или без должности.

Если представить личность в виде ядра, окруженного несколькими слоями аксессуаров (привычки, роли, мысли и т. п.), то самым наружным и самым главным слоем, сдерживающим напор агрессивного мира, позволяющим нам сохранять свои привычки и мысли, являются наши вещи.

Вещи и деньги, на которые приобретаются вещи, представляют собой нечто вроде крепости, внутри которой находимся мы. Пока сохраняется возможность приобретать вещи, мы чувствуем себя хозяином жизни, спокойно разъезжающим на коне. В такие моменты мы транслируем личность во вне и особо не печалимся по поводу внешнего вида.

На сегодняшний день науке известно около 30 психологических защит. Мы ограничимся «формулой Миллера», т. е. числом «семь плюс-минус два». Этого будет достаточно, чтобы в целом получить представление о проблеме. Итак, защитные механизмы психики — это психологические стратегии, с помощью которых люди снижают интенсивность таких негативных состояний, как внутренний конфликт и фрустрация. Фрустрацией называется психическое состояние, возникающее вследствие столкновения с реальным или воображаемым препятствием на пути достижения цели. В дословном переводе «фрустрация» означает «обман» или «тщетное ожидание».

Смещение — один из самых известных и хорошо описанных защитных механизмов. К примеру, молодые люди, а порой и не очень молодые люди, но тоже с неустроенной личной жизнью, любят посещать дискотеки и рестораны, где можно расслабиться и потанцевать. Танец — это такой вид замещающей деятельности, где нереализованная сексуальная энергия находит себе выход в ритмичных телодвижениях и игровых касаниях с партнером. Вы, наверно, уже обратили внимание, что женатых мужчин не очень-то волнуют танцы.

Выделяют два типа смещения. Первый называется «смещение объекта». Это когда человек проявляет к одному лицу или объекту чувство, которое в действительности испытывает к другому лицу или объекту. Например, человек, разозлившись на своего начальника, может прийти домой и вести себя агрессивно по отношению к детям или жене. Обычно смещение объекта происходит при невозможности выразить чувство в адрес первичной фигуры. Исследовательские данные свидетельствуют, что из большинства чувств, присущих человеку, чаще других смещается именно агрессия.

При втором типе смещения объект не меняется (мишень не меняется), но энергия, связанная с одним чувством, переходит в другое чувство, отличное от первоначального. Наиболее характерным случаем смещения по второму типу в практике психоанализа является смещение сексуального и агрессивного драйва. Это означает, что энергия, связанная с сексуальным возбуждением, может выразиться в качестве агрессии, или, наоборот, агрессивная энергия по отношению к конкретному лицу начинает проявляться в сексуальной активности.

Следующий защитный механизм — регрессия. Здесь индивид, измученный своим опытом, как бы возвращается на более раннюю стадию развития. Частным проявлением регрессии являются ситуации, когда взрослый человек устраивает истерики, портит вещи (ранний детский возраст, от года до трех), бессмысленно глядя в телевизор, грызет ногти (младенческий возраст) и т. д. и т. п.

Подавление и вытеснение

Подавление и вытеснение — вот самые «простые, прямые и бесхитростные» защитные механизмы из всех, какие только можно себе представить! Подавление — это реакция устранения из сознания, глушения, отвержения неприятной информации или опыта. При подавлении человек откровенно отказывает себе в том, что с ним «это было», т. е. информация еще не ушла в бессознательное, а болтается где-то в предсознании: между сознанием и бессознательным — посередине. Вытеснение — есть уже собственно избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением. Материал уже ушел в бессознательное, и человек перестает о нем знать что-либо.

Проекция — это приписывание своих мотивов или личностных характеристик другим людям, когда человек не только вытесняет знание о собственных желаниях, но и перемешает их за пределы своей личности.

Реактивное образование

Третий структурный компонент личности, по Юнгу, — Анима, или Анимус. Анима, Анимус — это женская сторона личности у мужчины и мужская сторона личности у женщины. Анима и Анимус не только заставляют каждый пол обнаруживать в своем поведении некоторые черты противоположного пола, но также побуждают с сочувствием и пониманием относиться к представителям другого пола.

Вам, наверное, встречался мужчина, который напрочь вытеснил из себя всю женоподобную слабость, демонстрирующий на людях свою твердолобость и маскулистость: такой рычащий самурай. Это явление очень распространено у хозяйственников высокого ранга — тех, кто не слезает с экранов телевизоров — и у мужчин, испытывающих проблемы со смыслом жизни. Анализируя ситуацию, Юнг обнаружил, что мужчины, отказавшиеся от своей Анимы, очень боятся, что они «внутри себя становятся бабой».

Включение в чрезмерную борьбу с вытесненным стремлением называется реактивным образованием. Реактивное образование предполагает, что человек может пытаться усилить вытеснение, ведя себя диаметрально противоположным содержанию вытесненного материала образом.

Прочитав в армии весь «джентльменский набор» русской классической литературы из полковой библиотеки, я могу вам порекомендовать по этому поводу «Отца Сергия» Льва Николаевича Толстого. Вот доведенный до абсурда пример реактивного образования со всеми вытекающими отсюда последствиями: полжизни соблюдать «обет безбрачия» (издеваться над собой), чтобы под старость лет так сорваться и опозорить свои седины. После таких рассказов становится понятно, за что Льва Николаевича отлучили от церкви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: