Анализ торгового ассортимента товаров




Ассортимент — определенная совокупность, перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по количественному признаку (назначение, цвет, размер, сырье, способ производства).

Товары народного потребления, вырабатываемые промышленными предприятиями, составляют промышленный (производственный) ассортимент. Ассортимент товаров, поступающих на оптовые и розничные торговые предприятия (в сферу обращения товаров), называется торговым.

Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности или отдельным предприятием.

Торговый ассортимент — совокупность товаров, реализуемых в торговой сети. Торговый ассортимент включает набор товаров, выпускаемых как отечественными, так и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный ассортимент.

Промышленный и торговый ассортимент товаров взаимосвязаны. Промышленный ассортимент товаров определяется потребностями населения, спросом потребителей и заказами торговли, а также сырьевыми и производственными возможностями, а в торговлю поступает продукция промышленных предприятий.

В торговле оперируют такими понятиями, как товарно-групповой ассортимент, ассортимент торгового предприятия, широкий, узкий, простой, сложный ассортимент. Ассортимент товаров, входящих в отдельную товарную группу, перечислен в соответствующем прейскуранте розничных цен и называется групповым (товарно-групповым) ассортиментом товаров.

Ассортимент товаров торговых предприятий определяется их типом. Широкий ассортимент товаров представлен в универмагах и на оптовых базах; более узкий ассортимент — на специализированных торговых предприятиях. ассортимент спрос сбыт реклама. Простой ассортимент товаров торгового предприятия включает небольшое число видов товаров. Сложный ассортимент объединяет большое число видов и разновидностей товаров, отличающихся исходными материалами, конструкцией и иными признаками.

С целью улучшения обслуживания отдельных групп потребителей ассортимент ряда товаров на торговых предприятиях группируют в комплексы (товары для молодоженов, туристов, курортников и др.). Совокупность товаров в них объединяется определенной группой потребностей. С этой же целью к основной группе товаров присоединяют сопутствующие товары, например в отделе обуви торгуют обувными кремами и вкладными стельками.

В практике торговли, в товароведении и в торгово-экономических науках широко пользуются понятием «структура торгового ассортимента товаров».

Структурой ассортимента товаров называют состав товарных групп и иных подразделений, входящих в ассортимент, и количественное соотношение между ними, выраженное в процентах, долях от всего ассортимента. Обычно доли каждой группы (или иного подразделения) рассчитывают по стоимости товаров (по товарообороту). Хотя это и не лучший способ расчета, так как стоимость разных товаров различна, тем не менее, он весьма полезен и позволяет проанализировать соответствие структуры торгового ассортимента потребностям населения.

Под формированием структуры ассортимента товаров понимается пополнение и обновление ассортимента в соответствии с потребностями населения. Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей. Показателями рациональности структуры ассортимента являются широта, полнота, степень обновления и экономичность ассортимента товаров.

Понятие широта ассортимента товаров относится как к промышленному, так и торговому ассортименту, характеризуется числом наименований (видов и разновидностей) товаров, выпускаемых промышленностью и находящихся в продаже. Естественно, что многочисленные однотипные товары, мало отличающиеся друг от друга по составу, конструкции и выполняемым функциям, не соответствующие потребностям населения, не пользуются спросом и «оседают» в торговле. Таким образом, понятие «широта ассортимента товаров» тесно связано с его оптимальностью и рациональностью, со степенью удовлетворения потребностей населения. К освоению промышленностью рекомендуются типизированные изделия, отличающиеся по назначению и выполняемым функциям.

Полнота ассортимента товаров понимается как отношение числа разновидностей товара, находящегося в продаже, к числу товаров, предусмотренных прейскурантами и договорными обязательствами.

Обновлением ассортимента называют замену находящихся в продаже товаров изделиями с более высокими потребительскими свойствами, которые способствуют более полному удовлетворению потребностей населения. Степень обновления характеризуют долей (в процентах) новых изделий в общем выпуске.

Факторы, влияющие на потребительский спрос, определяют и формирование ассортимента товаров на торговых предприятиях. К этим факторам относятся климатические условия, время года (сезон), социальный состав населения, мода, вкусы и уровень доходов населения и др. С ростом уровня доходов населения все в большей степени возрастает спрос на новые товары и товары повышенного качества.

Под управлением ассортиментом понимается разработка и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, наиболее полно соответствующей потребностям населения и потребительскому спросу. Управление осуществляется систематическим анализом сложившейся структуры ассортимента, формированием предпочтительного ассортимента, его оптимизацией. При анализе структуры ассортимента оценивают относительную долю товаров (по группам, подгруппам, видам и разновидностям), сравнивают заказанный и поступающий в продажу ассортимент товаров, формулируют соответствующие выводы, принимают необходимые меры. При этом определяется количественное соотношение в развернутом ассортименте всех наименований товаров по их видам, фасонам, моделям, ростам, размерам, цветам, рисункам, расфасовке, упаковке и прочим товарным признакам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: