Лев Николаевич Толстой 1828, Тульская губерния – 1910, Астапово




Аннотация

 

«После грозы»

А. Т. Гречанинова

 

 

Работа студентки I курса

дирижерско-хорового факультета

РАМ им. Гнесиных

Ковальчук Александры

 

Класс преподавателя Морозова Д.И.

 

 

Москва 2017

 

 

План аннотации

 

А.Т. Гречанинов 2

Л.В. Толстой 3

После грозы 4

Список используемой литературы 9

 

 

 

 

 

Александр Тихонович Гречанинов

Александр Тихонович Гречанинов 1864, Москва – 1956, Нью-Йорк

Русский композитор, пианист, педагог. 1881 – 1890 студент Московской консерватории, учился у Н. Д. Кашкина, В. И. Сафонова по классу фортепиано, Г. А. Лароша, Н. А. Губерта по классу контрапункта, А. С. Аренского по классу гармонии и фуги, С. И. Танеева по классу анализа музыкальных форм. Для продолжения обучения переехал в Петербург и с 1890 по 1893 гг. учился в консерватории, которую окончил по классу сочинения у влиятельного и авторитетного композитора и педагога Н. А. Римского-Корсакова. Будучи последователем традиций русской школы («Могучей кучки»/ «Балакиревского кружка») был замечен меценатом М. П. Беляевым и отмечен премией за за 1-ый квартет на конкурсе, объявленном им же (1894). Гречанинов создал ряд произведений для петербургских хоров И. А. Мельникова и Ф. Ф. Беккера. В 1896 г. возвращается в Москву и под влиянием С. В. Смоленского и его идей о возрождении старинного русского пения, близкого к народным истокам, много работает в области церковной музыки, вместе с тем использует достижения различных жанров русской музыки 19 в., симфонизируя хоровую фактуру, внося элементы оперной выразительности (2 хора ор. 19 1898 и «Литургия Иоанна Златоуста» № 2 1903). Пишет музыку для спектаклей Московского художественного театра («Царь Федор Иоаннович» 1898, «Смерть Иоанна Грозного» 1899, «Снегурочка» 1900). Интересуется народной песней и как следствие этнографическим материалом, поэтому в 1903 г. избирается заместителем председателя Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете (множество обработок песен разных народов России: белорусских, татарских, башкирских). Параллельно работает в музыкальной школе Гнесиных, позже руководит детским хором в школе Т. Л. Беркман, что стимулирует его творческую деятельность в области детской музыки. Его песни, фортепианные пьесы, детские оперы – все это по сей день является ценным вкладом. Его сборники детских песен широко вошли в педагогическую практику, в репертуар детских хоров. 1903 г. постановка оперы «Добрыня Никитич» в Москве, в Большом театре. Несмотря на то, что опера встретила благосклонный прием у Римского-Корсакова, она была встречена спокойно и не имела большого резонанса из-за своей слишком явной традиционности. 1910 2-ая опера «Сестра Беатриса» по одноименной пьесе-мистерии М. Метерлинка после успешной премьеры была снята со сцены Синодом под предлогом незаконного освещения библейских сюжетов. 1910 г. выступает как пианист-аккомпаниатор собственных романсов («Колыбельная» сл. Лермонтова, «Узник» сл. Пушкина, «Степью я иду унылою» сл. Плещеева и т. д.). 1914 – 1915 Глинкинская премия за 3-ий и 4-ый квартеты. Принял с восторгом Великую Октябрьскую революцию: концертировал как дирижер и пианист, работал с детскими хорами, проводил лекции-концерты. С 1925 г. эмигрировал за границу в Париж. 1929 г. концертное турне по США с певицей Н. П. Кошиц. С началом войны (1939) переехал в Нью-Йорк; 1943 г. поэма «К победе», посвященная Советской армии. Одно из последних его произведений – «Элегическая поэма» для фортепиано (1945) – посвящена памяти солдат, павших в войне.

Хоровое творчество. Миниатюры-пейзажи «В зареве огнистом», «На зоре»; хоровые картины «Над неприступной крутизною», «Осень» и др.; хоровые романсы «Нас веселит ручей», авторское переложение «Колыбельной»; хоры в русском народном стиле «За реченькой яр хмель», вариации на народную тему Лен, Призыв весны, популярная обработка русской плясовой песни Пойду ль я, выйду ль я; хоры из оперы «Добрыня Никитич» и из музыки к Снегурочки Островского в постановке МХАТ; хоры на тексты басен Крылова Лягушка и вол, Лебедь, щука и рак; хоры-отклики на общественные события Траурный марш, Гимн свободной России; множество духовных сочинений, а также более поздние хоровые произведения Памятник поэту, После грозы, Ледоход, Русский язык, Эхо и др.

Специфические черты. Гречанинов автор большого количества женского и детского хоров, (главным образом с фортепиано) на 2, 3, 4 голоса, различной трудности; партия фортепиано в них нередко сложна и имеет самостоятельное выразительное значение. Его хоры, особенно ранние, отличаются мелодичностью, красивой гармонизацией, яркой образностью умелым использованием хоровых красок, вокальным удобством; широко распространены в учебной и концертной практике.

Лев Николаевич Толстой 1828, Тульская губерния – 1910, Астапово

1844 студент философского факультета Казанского университета, где позже перевелся на юридический. В связи с отсутствием интереса подал прошение об увольнении (1847). В годы юношества зарождается интерес к литературе. Участие в войне на Кавказе дало обширный материал для повести «Казаки» 1852 – 1863, основанной на автобиографическом материале; также рассказы «Набег» 1853 г. и «Рубка леса» 1855, повесть «Хаджи-Мурат» 1896 – 1904 (опубликована в 1912). На Кавказе начал создавать свою повесть «Детство» и анонимно отправил ее в журнал «Современник» (1852), она вошла в знаменитую автобиографическую трилогию «Детство. Отрочество. Юность» (1852 – 1854 и 1855 – 1857), которая принесла настоящее признание Толстому. 1854 Крымская армия, война в Севастополе, медаль и орден св. Анны за храбрость (Севастопольские рассказы). 1855 Петербург, член кружка «Современник» вместе с Некрасовым, Островским, Тургеневым, Гончаровым и др. 1879 – 1882 «Исповедь» написана на почве конфликтов и споров писателей кружка. 1857 поездка за границу (рассказ «Люцерн»). 1859 открытие народной школы на основе собственной педагогической системы, основанной на свободе личности; публикует учебные пособия и труды по педагогике и применяет их на практике. 1863 начало работы над романом «Война и мир», где должна была отразиться русская история периода борьбы нашей страны с Наполеоном в начале 19 в. 1865 1-ая часть напечатана в «Русском вестнике», роман спровоцировал горячие споры вокруг идеи фаталистической философии истории. Также Толстой в мировой литературе известен такими произведениями как роман «Анна Каренина» 1873 – 1877, «Смерть Ивана Ильича» 1884 – 1886, повесть «Крейцерова соната» 1887 – 1889, «Отец Сергий» 1890 – 1898, незавершенная драма «Живой труп» 1900, рассказ «После бала» 1903, роман «Воскресенье» 1889 – 1899.

После грозы

Форма произведения в целом и структура отдельных частей. Сначала я укажу жанр произведения, так как зачастую его определение точно характеризует форму данного сочинения. Это хоровая миниатюра (просто хор), для которой характерна свобода построения и явная тенденция к соответствию музыки словам. На основе этого я делаю вывод, что форма сквозная строфическая. Преступлю к доказательству своей точки зрения. Сквозная форма – это вокальная форма, основывающаяся на принципе непрерывного обновления музыкального материала (по определению Г. В. Заднепровской). В данном случае ее развитие определяется строфической структурой прозаического текста. Сквозная форма в наибольшей мере зависит от развития и деталей текста. Это сквозная строфическая форма, так как она основана на сопоставлении крупных контрастных, структурно оформленных эпизодов а также она составная многочастная, в которой совпадают границы прозаического текста и обновляющихся разделов музыкальной формы.

Текст: Необозримое озимое поле блестит мокрой землею и зеленью и расстилается ковром до самого горизонта. A

Музыка: период, не квадратный, однотональный, неполная совершенная каденция А

Текст: Осиновая роща, поросшая черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет своих ветвей обмытых светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. В

Музыка: смена характера, сопоставление тональности, динамики, переменный размер, период, не квадратный, полная совершенная каденция В

Текст: Со всех сторон вьются с веселой песнью и быстро падают хохлатые жаворонки; в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек. И из середины рощи ясно долетают звуки кукушки. С

Музыка: смена характера и темпа, секвенционное развитие, повторы, волнообразное развитие, период заканчивается тоническим унисоном партий С

Текст: О, как обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, D

Музыка: смена темпа, период, не квадратный, полная совершенная каденция D

Текст: запах березы, фиалок, прелого листа, сморчков, черемухи. E

Музыка: смена темпа, кода, тонический органный пункт, кульминация Е

Тематизм. Тема – это музыкальный фрагмент, который повторяется на протяжении всего произведения. Первый раз она проходит в части А у сопрано в Е-dur, второй раз – в части D тоже у сопрано в основной тональности (тема видоизменена). Созерцательный характер. Мелодия построена вокруг V ступени и каждая музыкальная фраза заканчивается ею (интонационный центр). Тема песенная. Пунктирный ритм придают теме легкое покачивание и безмятежность. С каждой фразой диапазон расширяется и поднимается вверх. Гармония неустойчивая, каждый раз стремится к тонике с задержанием (IIDT).

Интонационность. Интонация – наименьший целостный элемент музыкального высказывания (зерно) (по определению М. И. Ройтерштейна). Интонация несет в себе ясно слышимые черты жизненного прообраз, который развивается и развертывается на протяжении всего произведения. Музыкальная интонация содержит в себе художественное содержание, характер, выразительность. В этом сочинении зерно – затактовая интонация h-c.

Склад изложения. Склад изложения – это выразительное средство. В данном произведении гомофонный склад (гомофонно-гармоническая фактура с развитой мелодией в одном голосе и сопровождающей функцией всех остальных голосов) рисует и спокойную картину природы и ее неожиданные преображения и изменения (с помощью октавных удвоений и перекличек партий).

Метроритм. Метр – важнейшее выразительное средство фактуры. Он напрямую связан со словом. В партитуре встречаются переменные размеры:

– сложный 4/4;

– простой 2/4;

– простой ¾.

Так как в основе произведения лежит прозаический текст Л. Н. Толстого (отрывок из 2 главы повести «Отрочество» из романа-трилогии «Детство. Отрочество. Юность»), композитор для воплощения данного текста прибегает именно к таким размерам и метрам. Интонирование пауз в данном сочинении также является выразительным средством. В частях А и В описывается картина природы, и с помощью пауз композитор как бы постепенно расширяет слушателю панораму природы, заостряя внимание на мелочах и как бы переводя взгляд с озимого поля на осиновую рощу. Fermata (остановка) между частями B и C помогает резкому смену характера: от спокойного созерцательного описания к резкому бурному неожиданному действию. Ритмический рисунок произведения неповторим и разнообразен (пунктир, триоль, синкопа, четверть с точкой). Пунктир в части A, триоль в части С, четверть с точкой и восьмая в части Е – все это постепенное укрупнение от короткого пунктира к крупной ритмической фигуре приводит к главной кульминации всего произведения в части Е (кода).

Ладотональный план. Гармония. Тональность является выразительным средством и несет в себе художественную целесообразность, а лад – важнейший формо- и стилеобразующий фактор. Гармония играет важную выразительную роль в партитуре. Основная тональность E-dur придает музыке светлое матовое звучание (А). Резкое сопоставление тональности (С-dur) как бы обращает наше внимание на описание рощи. За первые 3 такта части B C-dur сменятся D6/5 к e-moll, разрешение которого не состоялось, и тут же переходит в D7 к G-dur (эллипсис) и заканчивается предложение на D53 к а-moll (мелодический). В конце этой части модуляция в G-dur. В части C идем к так и несостоявшемуся E-dur, вместо него возникает fis-moll, далее снова идет резкое сопоставление в G-dur и далее H-dur как D к E-dur, но вместо него звучит C-dur. В части D E-dur был подготовлен D предыдущей части. Эта же тональность утверждается и торжествует в части E (коде). Таким образом, если соотнести тональный и ладовый план произведения и словесный текст, то можно сделать вывод о том, что данные средства выразительности служат одними из главных способов передачи слова, мельчайшей ее интонации и изменении.

Темп. Темп определяет скорость движения, жанровость и интонационность. В партитуре встречаются следующие темпы:

– Andante –не спеша, шагом, четверть = 60-63;

– Allegro moderato – скоро, четверть = 116-120;

– Tempo I estatico – первоначальный темп, восторженно;

– Allegro – скоро, четверть = 116.

Роль темпа в формообразовании очень велика. Ritenuto (замедленно) между частями C и D и возвращение первоначального темпа позволяет говорить о репризной функции темпа в форме, несмотря на отсутствие первоначальной темы. Rallentando (замедляя) и изменения темпа (из части B) между частями D и E помогает перейти и выделить коду и обозначить главный кульминационный раздел всего произведения.

Вокально-хоровой анализ. Ансамбль. Дикция. Вокально-хоровой анализ направлен на решение вопросов живой исполнительской практики. Для того чтобы понять как правильно исполнить данное сочинение, нужно вспомнить про значение вокально-хоровой техники и ее основах. Вокально-хоровая техника – это навыки, обеспечивающие хору хороший ансамбль, строй, дикцию и нюансы. Значение: обеспечить хору достаточно высокий уровень исполнения хорового произведения. Дыхание – основа вокально-хоровой техники. Правильное дыхание возможно при следующих условиях: певец стоит или сидит прямо, не сутулясь, без напряжения; вдох быстрый, но спокойный, не суетливый, без поднимания плеч; задержка дыхания перед непосредственным смыканием связок и извлечением звука, которая как бы является частью процесса вдоха; выдох спокойный. Момент звукообразования (атака звука). Атака бывает твердой (образование звука при плотно сомкнутых связках), мягкой (легкое начало пения) и придыхательной (возникновение звука при несомкнутых связках). В данном сочинении преобладает мягкая атака звука, за исключением коды, где твердая атака. Приемы звуковедения: legato (связно, плавно, без толчков); staccato (отрывисто, короткие длительности, легкие толчки); non legato (некоторое подчеркивание каждого каждого звука мелодии, с предельно сокращенными цезурами между звуками мелодии). В этом произведении следует петь legato в частях A, B и D, а non legato – в С и E. Цепное дыхание – это процесс пения, при котором певец берет дыхание не одновременно с исполнителями, стоящими от него справа и слева, таким образом обеспечивая непрерывное звучание хора. Округление звука или прикрытая манера пения характерна для академических хоров. Важным условием такого пения является умение пользоваться резонаторами: грудной или нижний (для низких звуков), головной или верхний (для высоких звуков) и микстоновый или средний или смешанный (синтез). Тесситура – высотное положение ряда звуков мелодии по отношению к диапазону голоса, выполняющего эту мелодию. Диапазон партий:

– сопрано от си малой октавы до соль- диез второй октавы;

– альты от соль-диез малой октавы до до-диез второй октавы;

– тенора от до-диез малой октавы до соль-диез первой октавы;

– басы от ми большой октавы до до-диез первой октавы.

Тесситура:

– сопрано средняя;

– альты средняя;

– тенора средняя;

– басы средняя, местами высокая, в коде низкая.

Ансамбль – это умение всех певцов хора петь одновременно, слитно и с одинаковой силой. Естественный ансамбль возникает, когда требуемый нюанс выполняется с примерно одинаковым напряжением связок у певцов всех партий. Искусственный ансамбль возникает, когда для выполнения данного нюанса от певцов требуется различное напряжение голосовых связок. В этом произведении требуется искусственный ансамбль, потому что, например, вначале сочинения у всех партий стоит унисон си малой октавы и нюанс mezzoforte, для партии сопрано эта нота находится в низкой тесситуре и будет плохо озвучиваться, поэтому им нужно спеть это на нюанс громе, противоположная ситуация у басов, для них это высокая тесситура, поэтому нота будет звучать громче, чем надо и с надрывом, поэтому следует исполнять ее на нюанс тише и фальцетным способом пения. Для партий альтов и теноров это рабочая тесситура, именно у них это будет звучать естественно, другим партиям следует подстроиться.

Дикция – это умение ясно и четко произносить слова при пении, что позволяет слушателям лучше понять содержание исполняемой песни. Произношение слов зависит от подвижности артикуляционного аппарата певцов. Для этого гласные должны буквально петься и тянуться как можно дольше, а согласные произноситься быстро и стремительно. Например, «необозримое», звук о должен петься долго «необооозримое», а согласные звуки зр проноситься стремительно и как бы подтягиваться вплотную к последующему слогу; «необозримое озимое» для того чтобы избежать слияния двух рядом стоящих гласных, нужно между ними сделать небольшую цезуру, отделить одну от другой, не приравнивая при этом к дыханию.

Исполнительский анализ. Исполнительский анализ отвечает на вопрос о чем эта музыка и направлен на выстраивание драматургии произведения. Пойду от частного к общему. Раскрою состояние и содержание каждого фрагмента, опираясь на ключевые слова в самом тексте. Оцепеневшая природа после только что пронесшейся стихии (части A и B); движение и звуки лесных жителей после страшного ливня (части C); чудный запах леса после грозы (части D и E).

Подводя итог исполнительского анализа да и всего разбора произведения в целом нужно сказать, что главной задачей дирижера и хора является полная передача музыкальной зарисовки природы слушателю (и все музыкальные средства выразительности направлены на это). По окончанию у зрителя должна возникнуть цельная, завершенная и при этом яркая и динамичная картина стремительно оживающей природы после сокрушительной бури.

 

 

Список используемой литературы и интернет-ресурсов

 

· Н. В. Романовский Хоровой словарь; «Музыка», 1980

· Т. Крунтяева, Н. Молокова Словарь иностранных музыкальных терминов; «Музыка», 1994

· Музыкальная энциклопедия; «Советская энциклопедия. Советский композитор», том 2

· С. А. Чуков Работа над курсовой аннотацией; 2011

· Ю. М. Рогачева Аннотация как научная и творческая работа; 2011

· И. Усова Хоровая литература; «Музыка», 1976

· В. Н. Пилипенко Анализ хоровых произведений; 2003

· Г. В. Заднепровская Анализ музыкальных произведений; «Планета музыки», 2016

· М. И. Ройтерштейн Основы музыкального анализа; «Владос», 2001

· В. Л. Живов Хоровое исполнительство; «Владос», 2003

· Вл. Соколов Работа с хором; «Музыка», 1983

· Я. Г. Медынь Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин; «Музыка», 1978

· https://ru.wikipedia.org/wiki/Гречанинов,_Александр_Тихонович

· https://www.syl.ru/article/169731/new_biografiya-lva-tolstogo-jizn-i-tvorchestvo-lva-nikolaevicha-tolstogo

· https://obrazovaka.ru/essay/tolstoy/hronologicheskaya-tablitsa-tolstogo

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: