Исторической особенностью монополий советского типа являлись условия их создания: если в условиях рыночных отношений возникновение монополий было детерминировано законом конкуренции, то в плановой системе общественного воспроизводства монополистические структуры создавались в результате действия закона планомерного, пропорционального развития. Отказ от рыночных принципов управления и распределения ресурсов привел к формированию технологического монополизма. Все это способствовало в определенный период времени росту экономической эффективности. В результате приватизации на технологической базе, созданной в социалистический период, были сформированы крупные современные отраслевые корпорации, контрольные пакты которых находятся в руках ограниченного числа владельцев, назначенных менеджеров.
Таким образом, государственная монополия создала условия для функционирования естественных монополий. Крупное производство продолжает быть основой российской экономики, несмотря на смену форм собственности; сохраняется монополия основных базовых рынков, приобретающая в современных условиях монополистический, корпоративный характер; финансовые потоки приобрели свойственные капиталистическому способу производства направления: на формирование доходов экономики, государства, наемных работников[16].
При разработке планов проведения структурных реформ в России, пересмотре общепринятых базовых принципов структурного построения и функционирования рассматриваемых отраслей опирались на успешные результаты реструктуризации и развития конкурентных рынков электрической энергии, газа и железнодорожных перевозок в других странах мира. Подобного рода преобразования сейчас осуществляются и в России, но отсутствие необходимой законодательной базы, опыта экономического регулирования, а также большие размеры и «непрозрачность» отраслевых хозяйственных структур объективно затрудняют быстрое создание данной системы государственного регулирования. Реформирование сводится к следующему:
― уменьшение жесткости государственного управления естественномонопольными отраслями благодаря государственно-частному партнерству, базирующемуся на объединении ресурсов как государства, так и бизнеса;
― структурное вычленение монопольного ядра и его организационное отделение от потенциально конкурентных звеньев, которые могут работать по правилам рынка (разделение крупной монополии на так называемые бизнес-дивизионы)[17].
Российские естественные монополии по своим характеристикам все еще находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по некоторым показателям даже превосходят их. Поэтому сводить реформы к простому дроблению компаний не следует, ведь существует опасность их разрушения. Естественные монополии в России обладают значительным технологическим и организационно-экономическим потенциалом, и именно этот потенциал позволяет многим экономистам рассматривать их в качестве движущей силы дальнейшего развития экономики нашей страны и упрочения ее позиций на мировой арене. Такой подход предполагает укрепление конкурентных отношений в контексте создания устойчивой базы для роста промышленного производства в данной сфере.
Сейчас активно критикуется политика экономического либерализма и усиливаются тенденции к более сбалансированной оценке роли государства в регулировании экономики, что не может не отразиться и на выборе стратегии реформирования естественных монополий. В этой связи должна учитываться важность естественных монополий как для развития процессов интеграции, так и для укрепления финансово-экономических позиций нашей страны.
Литература
1. О естественных монополиях: Федер. закон РФ от 17 авг. 1995 г. № 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008).
2. Астапов К. Реформирование электроэнергетики в Российской Федерации // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 6. С. 45—46.
3. Бригхем Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. — М.: РАГС: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. — 832 с.
4. Буркеева Р.Г. Природа и функции естественных монополий // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2010. № 114. С. 9-13.
5. Варнавский В. Государственно-частное партнерство как альтернатива приватизации в инфраструктурном комплексе // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 2. С. 47—48.
6. Горохова Е.В. Трансформация роли естественных монополий в изменяющейся экономической системе России // Известия Иркутской гос. экон. академии. 2007. № 5. С. 44-47.
7. Горохова Е.В. Естественные монополии как уникальная форма организации рынка несовершенной конкуренции // Известия Иркутской гос. экон. академии. 2009. № 5. С. 15-17.
8. Горохова Е.В. Трансформация роли естественных монополий в изменяющейся экономической системе России // Известия ИГЭА 2007. № 5. С. 44—48.
9. Григорьев Л., Гурвич Е., Саватюгин А. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2003.
10. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики. 2006. № 1. С. 102-121.
11. Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика. — Л., 1991. — 448 с.
12. Дробозина Л.А., Константинова Ю.Н. и др. Общая теория финансов: Учебник. — М., Банки и биржи. ЮНИТИ, 2003.
13. Естественные монополии России // Нефтегазовая вертикаль. 2008. № S1. С. 24-25.
14. Кабанов А.В. Ограничения эффективности системы регулирования в условиях естественной монополии // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманит. науки. 2010. Т. 82. № 2. С. 43-46.
15. Кавинов А.А. Место региональных финансов в финансовой системе РФ // Вест. Нижегор. ун-та. Экономика и финансы. 2005. № 1. С. 202-211.
16. Кеткин Л.А. К вопросу о тарифном регулировании деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике // Электро. Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность. 2007. № 5. С. 45-49.
17. Кононкова Н.П., Кононков П.Ф. Естественная монополия как объект государственной собственности // Вестник Моск. ун-та. Серия 6: Экономика. 2008. № 6. С. 12-20.
18. Крук М.Д. Современные формы и механизмы корпоративного управления: методология и практика. - М., 2000.
19. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М., 1986.
20. Милль Дж.С. Основы политической экономии. - М., 1980.
21. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001. - 335 с.
22. Огнерубова Т.А. Эволюция теории естественной монополии // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманит. науки. 2009. № 2. С. 281-285.
23. Радюкова Я.Ю., Якунина И.Н. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в контексте обеспечения реализации национально-государственных интересов России // Вест. Тамбовского ун-та. Серия: Гуман. науки. 2010. Т. 82. № 2. С. 36-42.
24. Сапир Ж. Естественные монополии: проблемы определения и контроля // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6. С. 42-56.
25. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 512 с.
26. Финансы: учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2006. - 682с.
27. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. — 527 с.
28. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1998. С. 203-204, 772.
29. Хорунжая С.Н. Финансовый механизм регулирования деятельности естественной монополии (на примере электроэнергетики России) // Сибирская финансовая школа. 2009. № 6. С. 38-44.
30. Янковский К.А. Естественные монополии в системе экономических отношений. - М., 2000.
[1] Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001. С. 225.
[2] Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1998. С. 203-204, 772; Милль Дж.С. Основы политической экономии. М., 1980; Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1986; Янковский К.А. Естественные монополии в системе экономических отношений. М., 2000.
[3] Горохова Е.В. Трансформация роли естественных монополий в изменяющейся экономической системе России // Известия ИГЭА 2007. № 5. С. 45.
[4] О естественных монополиях: Федер. закон РФ от 17 авг. 1995 г. № 147-ФЗ. Ст. 4.
[5] Крук М.Д. Современные формы и механизмы корпоративного управления: методология и практика. - М., 2000. С. 270.
[6] Астапов К. Реформирование электроэнергетики в Российской Федерации // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 6. С. 45—46.
[7] Горохова Е.В. Трансформация роли естественных монополий в изменяющейся экономической системе России // Известия ИГЭА 2007. № 5. С. 47.
[8] Варнавский В. Государственно-частное партнерство как альтернатива приватизации в инфраструктурном комплексе // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 2. С. 47—48.
[9] Дробозина Л.А., Константинова Ю.Н. и др. Общая теория финансов: Учебник. — М., Банки и биржи. ЮНИТИ, 2003. C. 16.
[10] Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика. — Л., 1991; Бригхем Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. — М.: РАГС: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.
[11] Финансы: учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2006. –С. 68.
[12] Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. С. 55.
[13] Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2004. С. 17.
[14] Кавинов А.А. Место региональных финансов в финансовой системе РФ // Вест. Нижегор. ун-та. Экономика и финансы. 2005. № 1. С. 206.
[15] Григорьев Л., Гурвич Е., Саватюгин А. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2003. С. 68—69.
[16] Буркеева Р.Г. Природа и функции естественных монополий // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2010. № 114. С. 11.
[17] Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики. 2006. № 1. С. 102-121.