Составьте общую характеристику собственно младенчества: движения и действия младенца, общение в младенчестве, подражание в общении. Эмоционально-экспрессивная функция общения и ее значение для развития младенца. Сенсорно-перцептивное развитие младенца. Восприятие как ведущая функция.
Охарактеризуйте особенности развития восприятия, памяти, мышления в раннем возрасте и выделите предпосылки формирования речи и мышления. Следует сделать акцент на характеристике социальной ситуации развития в раннем возрасте, предпосылках формирования личности в раннем возрасте. Характеристика кризиса «трех лет» на основе работ Л.С. Выготского.
Обратите внимание на формирование личности и самосознания дошкольника. Развитие мотивационной сферы дошкольника (по работам Л.И. Божович). Развитие чувств и воли. Психологическая готовность к школе. Развитие самооценки и «образа-Я» в дошкольном возрасте. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей. Акцент следует сделать на общей характеристике познавательного развития дошкольников. Роль игры в становлении психических и психологических качеств детей.
Вопросы для обсуждения
1. Психомоторное и эмоциональное развитие младенца. Кризис 1 года.
2. Когнитивное развитие в раннем детстве. Предпосылки формирования личности.
3. Содержание кризиса трех лет.
4. Общая характеристика второй эпохи детства. Становление познавательной и личностной сфер.
5. Игра как ведущий тип деятельности дошкольника. Генезис детской игры.
6. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Семинар 7. Учебная деятельность как ведущая для развития младших школьников (исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова).
|
Методические рекомендации
Психологические особенности начального этапа обучения. Виды учебных мотивов. Факторы, обуславливающие успешную адаптацию к школе. Учебная деятельность как ведущая для развития младших школьников (исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова).
Структура и развитие учебной деятельности и развитие младших школьников в учебной деятельности. Результат освоения учебной деятельности: произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действия.
Особенности умственного развития в младшем школьном возрасте. Проблема формирования понятийного мышления в младшей школе (В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман). Развитие личности младшего школьника. Результат освоения учебной деятельности: произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действия. Основные психологические новообразования младшего школьника.
Вопросы для обсуждения
1. Особенности развития познавательной сферы (память, восприятие, воображение, мышление, речь) ребенка в младшем школьном возрасте.
2. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте (исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова).
3. Структура учебной деятельности и условия ее формирования.
4. Роль учебной деятельности в становлении учебной мотивации, самооценки и притязаний школьника.
Вопросы для самостоятельного изучения, конспектирования и дальнейшего собеседования: «Основные психологические новообразования младшего школьника. Развитие личности младшего школьника в условиях депривации».
|
Семинар 8. Стили общения учителя и их влияние на адаптацию детей к школе и формирование познавательной мотивации.
Методические рекомендации
Обратите внимание на изменение социальной ситуации развития ребенка младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития младшего школьника – позиционный контекст обучения (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, К.Н Поливанова, Л.А. Венгер, Б.Д. Эльконин.).
Становление и развитие самосознания и жизненной позиции (Л.И. Божович, К.А. Абульханова). Стили общения учителя и их влияние на адаптацию детей к школе и формирование познавательной мотивации. Становление Я-концепции младшего школьника. Проблема оценки и отметки (Г.А. Цукерман «Оценка без отметки»). Особенности общения детей в школьном коллективе. Факторы, обуславливающие статусное место младшего школьника в классе.
Вопросы для обсуждения
1. Социальная ситуация развития младшего школьника – позиционный контекст обучения.
2. Развитие личности младшего школьника. Становление и развитие самосознания.
3. Стили общения учителя с ребенком и влияние стиля общения на развитие личности ребенка.
4. Формирование познавательной мотивации. Проблема оценки и отметки.
5. Особенности общения детей в школьном коллективе.
Семинар 9. Задачи развития в подростковом возрасте как выражение биологических, психологических и социальных аспектов взросления.