Вопросы для обсуждения. Методические рекомендации




Понятие взросление и его культурно-исторические аспекты. Обратите внимание на место подросткового возраста в современной культуре.

Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Ш. Бюлер, Э. Эриксон и д.р.). Задачи развития в подростковом возрасте как выражение биологических, психологических и социальных аспектов взросления. Роль сверстников в психическом развитии подростка.

Общая характеристика познавательного развития подростков. Развитие рефлексивного мышления в учебной деятельности подростков и другие особенности когнитивного развития в этом возрасте. Основные новообразования в этом возрасте: развитие рефлексии и ее роли в осознании личностных качеств и формирование адекватного «образа-Я».

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Влияние функциональной перестройки организма подростка на его познавательную и социальную активность.

2. Характеристика кризиса подросткового возраста.

3. Особенности организации учебной деятельности подростков.

4. Основные условия реализации возрастных потребностей подростков.

5. Основное новообразование подросткового возраста.

 

 


Семинар 10. 2 рубежный контроль Особенности социальной ситуации развития подростков.

 

Методические рекомендации

Внешние и внутренние факторы, обуславливающие особенности социальной ситуации развития подростков. Подросток и группа.

Специфические подростковые поведенческие реакции. Потребность в самоутверждении. Подросток и взрослый. Возможности развития форм и средств взаимодействия подростков и взрослых в рамках основного и дополнительного образования.

Вопросы для обсуждения

1. Внешние и внутренние факторы, обуславливающие особенности социальной ситуации развития подростков.

2. Типология ситуаций развития и форм учебной деятельности.

3. Специфические подростковые поведенческие реакции. Подросток и группа.

4. Специфика подростковой субкультуры. Маргинальность подростковой культуры.

 

 


Семинар 11. Становление личности, мировоззрения и ценностных ориентаций юношей.

 

Методические рекомендации

Основные новообразования юношеского возраста. Проблема самоопределения и самореализации. Кризис юности, его характеристика. Определение смысла жизни. Осознание себя как личности. Становление личности, мировоззрения и ценностных ориентаций юношей. Отношение между сверстниками, любовь в юношестве. Психологические особенности выбора профессии.

 

Вопросы для обсуждения

1. Особенности общения в юношеском возрасте.

2. Отношение между сверстниками, любовь в юношестве.

3. Дневники и их значение в юношеский период. Проблема одиночества.

4. Проблема самоопределения и самореализации. Становление ценностных ориентаций юношей.

5. Неформальные молодежные объединения.


Семинар 12. Взрослость. Психологические особенности зрелого возраста.

 

Методические рекомендации

Ранняя взрослость (молодость). Проблема периодизации развития взрослого человека. Особенности социальной ситуации раз­вития. Характеристика познавательной сферы молодых людей (на примере студенчества). Профессиональный рост. Создание семьи. Развитие внутрисемейных отношений.

Психологические особенности зрелого возраста. Общая характеристика зрелого возраста. Особенности познавательного развития и творчества в этот период. Возможности обучения в зрелом возрасте. Стремление к самореализации и творчеству как факторы успешности психического развития в этот период. Роль семьи и общения в зрелости. Развитие личности и представлений о себе в зрелом возрасте. Общение и особенности личности. Деловое и непосредственное общение. Социальная активность как условие развитие личности. Ценностные ориентации и мировоззрение. Проблема конформизма и консерватизма. Кризис середины жизни, его психологический смысл. Проблемы смысла жизни. «Кризис сорокалетия» и проблемы супружеской жизни. Особенности протекания зрелости у мужчин и женщин. Взаимоотношения с детьми. Психологические особенности пожилого и старческого возраста. Проблема подготовки к старости. Психологические трудности: сужение социальных связей, угасание психической деятельности. Кризис завершения жизни. Психология жизненного пути.

 

Вопросы для обсуждения

1. Общие границы возраста зрелости.

2.Характеристика периода психологической зрелости. Стремление к самореализации и творчеству как факторы успешности психического развития в этот период.

2. Проблема смысла жизни. «Кризис сорокалетия» и проблемы супружеской жизни.

3. Социальная активность как условие развития личности.

4. Психологические трудности: сужение социальных связей, угасание психической деятельности.

Вопросы для самостоятельного изучения, конспектирования и дальнейшего собеседования: «Кризис середины жизни, его психологический смысл. Проблемы смысла жизни. «Кризис сорокалетия» и проблемы супружеской жизни».


Семинар 13. Построение образования в соответствии с ведущими, центральными новообразованиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: