Понятие взросление и его культурно-исторические аспекты. Обратите внимание на место подросткового возраста в современной культуре.
Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Ш. Бюлер, Э. Эриксон и д.р.). Задачи развития в подростковом возрасте как выражение биологических, психологических и социальных аспектов взросления. Роль сверстников в психическом развитии подростка.
Общая характеристика познавательного развития подростков. Развитие рефлексивного мышления в учебной деятельности подростков и другие особенности когнитивного развития в этом возрасте. Основные новообразования в этом возрасте: развитие рефлексии и ее роли в осознании личностных качеств и формирование адекватного «образа-Я».
Вопросы для обсуждения
1. Влияние функциональной перестройки организма подростка на его познавательную и социальную активность.
2. Характеристика кризиса подросткового возраста.
3. Особенности организации учебной деятельности подростков.
4. Основные условия реализации возрастных потребностей подростков.
5. Основное новообразование подросткового возраста.
Семинар 10. 2 рубежный контроль Особенности социальной ситуации развития подростков.
Методические рекомендации
Внешние и внутренние факторы, обуславливающие особенности социальной ситуации развития подростков. Подросток и группа.
Специфические подростковые поведенческие реакции. Потребность в самоутверждении. Подросток и взрослый. Возможности развития форм и средств взаимодействия подростков и взрослых в рамках основного и дополнительного образования.
|
Вопросы для обсуждения
1. Внешние и внутренние факторы, обуславливающие особенности социальной ситуации развития подростков.
2. Типология ситуаций развития и форм учебной деятельности.
3. Специфические подростковые поведенческие реакции. Подросток и группа.
4. Специфика подростковой субкультуры. Маргинальность подростковой культуры.
Семинар 11. Становление личности, мировоззрения и ценностных ориентаций юношей.
Методические рекомендации
Основные новообразования юношеского возраста. Проблема самоопределения и самореализации. Кризис юности, его характеристика. Определение смысла жизни. Осознание себя как личности. Становление личности, мировоззрения и ценностных ориентаций юношей. Отношение между сверстниками, любовь в юношестве. Психологические особенности выбора профессии.
Вопросы для обсуждения
1. Особенности общения в юношеском возрасте.
2. Отношение между сверстниками, любовь в юношестве.
3. Дневники и их значение в юношеский период. Проблема одиночества.
4. Проблема самоопределения и самореализации. Становление ценностных ориентаций юношей.
5. Неформальные молодежные объединения.
Семинар 12. Взрослость. Психологические особенности зрелого возраста.
Методические рекомендации
Ранняя взрослость (молодость). Проблема периодизации развития взрослого человека. Особенности социальной ситуации развития. Характеристика познавательной сферы молодых людей (на примере студенчества). Профессиональный рост. Создание семьи. Развитие внутрисемейных отношений.
|
Психологические особенности зрелого возраста. Общая характеристика зрелого возраста. Особенности познавательного развития и творчества в этот период. Возможности обучения в зрелом возрасте. Стремление к самореализации и творчеству как факторы успешности психического развития в этот период. Роль семьи и общения в зрелости. Развитие личности и представлений о себе в зрелом возрасте. Общение и особенности личности. Деловое и непосредственное общение. Социальная активность как условие развитие личности. Ценностные ориентации и мировоззрение. Проблема конформизма и консерватизма. Кризис середины жизни, его психологический смысл. Проблемы смысла жизни. «Кризис сорокалетия» и проблемы супружеской жизни. Особенности протекания зрелости у мужчин и женщин. Взаимоотношения с детьми. Психологические особенности пожилого и старческого возраста. Проблема подготовки к старости. Психологические трудности: сужение социальных связей, угасание психической деятельности. Кризис завершения жизни. Психология жизненного пути.
Вопросы для обсуждения
1. Общие границы возраста зрелости.
2.Характеристика периода психологической зрелости. Стремление к самореализации и творчеству как факторы успешности психического развития в этот период.
2. Проблема смысла жизни. «Кризис сорокалетия» и проблемы супружеской жизни.
3. Социальная активность как условие развития личности.
4. Психологические трудности: сужение социальных связей, угасание психической деятельности.
Вопросы для самостоятельного изучения, конспектирования и дальнейшего собеседования: «Кризис середины жизни, его психологический смысл. Проблемы смысла жизни. «Кризис сорокалетия» и проблемы супружеской жизни».
Семинар 13. Построение образования в соответствии с ведущими, центральными новообразованиями.