Сущность технического перевооружения и его роль в развитии предприятия




Под техническим перевооружением предприятия понимают комплекс мероприятий, направленных на повышение технического уровня производства за счет внедрения более совершенной техники, технологии и организации работ в основном и вспомогательном производствах []. Любому предприятию время от времени требуется модернизация или техническое перевооружение производства с целью увеличения производственного потенциала и оптимизации взаимодействия между его подразделениями. Грамотно и своевременно проведенный процесс технического перевооружения позволяет: - увеличить объемы производства; - увеличить качество выпускаемой продукции и ее ассортимент; - увеличить энергоэффективность производства; - снизить себестоимость продукции за счет снижения расхода ресурсов на ее производство; - снизить неблагоприятное воздействие на окружающую среду Техническое перевооружение - это целый комплекс мероприятий, который может проводиться как для отдельных цехов и участков производства, так и для всего предприятия в целом. Замена морально устаревшего и изношенного оборудования, автоматизация и механизация некоторых участков позволяют значительно сократить рабочие места, что неизменно сказывается на себестоимости продукции и ее качестве. При техническом перевооружении предприятий внедряются новые современные способы управления и контроля производства: радио, телевидение и др]. В целях налогообложения прибыли ст. 257 главы 25 НК РФ устанавливает, что к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным Таким образом, согласно приведенным определениям, техническое перевооружение является более широким понятием, чем модернизация и реконструкция. В отличие от реконструкции предприятия, техническое перевооружение подразумевает замену или установку дополнительного оборудования на уже существующих площадях. При этом допускается только частичная перестройка существующих зданий, если того требуют габариты нового оборудования. Также в понятие техническое перевооружение входит переустройство вентиляционных, отопительных систем, природоохранных сооружений, подключение действующих участков производства к централизованным системам электро- и водоснабжения и канализации. В этих случаях допускается строительство новых или расширение действующих объектов обслуживающего или подсобного назначения (котельных, компрессорных, складских помещений и т.д.)]. Техническое перевооружение производства позволяет решить следующие первостепенные задачи предприятия: - повышение эффективности экономической деятельности предприятия путем его технической модернизации, совершенствования производственных процессов, освоение выпуска новых изделий; - использование стратегически эффективных методов управления производством для адаптации конкурентной стратегии к новой ситуации на рынке; - улучшения качества производственного персонала предприятия, прежде всего управленческого; - формулирование нового имиджа фирмы на основе использования современных научно-технических достижений, инноваций, информационных и коммуникационных технологий и новшеств организационно-управлен-ческой деятельности, что способствует повышению конкурентоспособности и экономической эффективности предприятия Изменчивость внешних и внутренних условий среды приводит к необходимости разработки программы диверсификации производства. Программный подход к реализации идеи диверсификации должен касаться фактически всех сторон деятельности предприятия, на которую претендует данное предприятие, т.е. носить системный характер. По сути, должен быть создан облик предприятия с учетом внедрения новых производственных технологий, модернизации производства и совершенствованием управления развитием предприятия и всесторонне продуман процесс изменения производства от существующего состояния до конечного результата, которого необходимо достичь при реализации проекта диверсификации. Техническое перевооружение производства должна рассматриваться как системное образование в деятельности предприятия Техническое перевооружение производства исходит из текущего состояния производства на предприятии и позволяет его улучшить и может осуществляться за счет собственных источников финансирования и привлечения дополнительных средств. Техническое перевооружение производства необходима для повышения эффективности производства, его конкурентоспособности и накопления финансово-экономического потенциала, когда положение на предприятии в целом стабильно, но ухудшилась динамика развития, снизился уровень конкуренции, при выводе предприятия из кризисного состояния. То есть, необходим комплекс мер, который позволил бы эффективно реализовать производство, его управление с целью стабилизации положения и вывода его на безубыточную работу. Техническое перевооружение производства необходимо и в тех условиях, когда текущее положение предприятия может быть признано удовлетворительным, однако прогнозы его деятельности являются неблагоприятными Общую схему всего процесса технического перевооружения производства можно разделить на следующие этапы: 1. Своевременное осознание необходимости диверсификации производства на предприятии. Проводится анализ изменений во внешней и внутренней среде, которые могут повлиять или уже повлияли на жизнедеятельность предприятия. 2. Производится описание системы управления, производства, финансов предприятия, оценивается их эффективность. Проводится финансово-экономический анализ текущего состояния. Выявляются основные факторы, движущие эффективность предприятия. 3. В соответствии со стратегическими целями развития формируется проект технического перевооружения производства с учетом состояния развития предприятия на данном этапе в рамках существующей стратегии развития предприятия, его основных ориентиров и способов их достижения. Он включает в себя комплекс необходимых мер в области управления, финансов, производства, кадрового обеспечения, оценки стоимости диверсификации. 4. Реализация проекта технического перевооружения производства. Здесь важна умелая состыковка всех звеньев в процессе реализации и высокая управленческая деятельность для успешной реализации программы диверсификации. 5. Оценка проекта технического перевооружения производства. Здесь можно выделить следующие основные моменты, такие как анализ состояния предприятия с учетом изменений, проведенных в рамках проекта технического перевооружения, выводы на основании выделения направлений по увеличению эффективности финансово-хозяйственной и производственной деятельности и их реализации в процессе внедрения проекта технического перевооружения, накопленный опыт в процессе разработки и реализации данного проекта. Техническое перевооружение производства представляет собой стратегию выживания и адаптации предприятия к быстро меняющейся ситуации в условиях рыночной экономики. Однако, в условиях перехода российской экономики к новым отношениям хозяйствования стратегия выживания предприятий характеризуется активным и пассивным типами адаптации к существующим условиям. К основным мерам, характеризующим стратегию пассивного вида адаптации предприятий, относятся: сокращение доли затрат путем сокращения объемов производства, снижение технологического уровня про-изводства, сокращение занятости и заработной платы, использование госуда-рственных субсидий и дотаций, неплатежи всем видам кредиторов []. Стратегия активного типа адаптации характеризуется следующим: поиск новых рыночных ниш, обновление продукции, техническое перевооружение производства, расходы на маркетинг, снижение первичных издержек путем совершенствования технологии и использования инноваций, изменения загрузки агрегатов, ликвидации и реформирования неприбыльных производств, ограничение неплатежей и усиление зависимости предпринимательской деятельности от обеспеченности собственными средствами и от условий рыночного кредитования. Активной стратегии адаптации свойственна стабилизация или слабый рост объемов производства. Экономические исследования и накопленный хозяйственный опыт свидетельствуют, что сегодня основой технического перевооружения и реконструкции действующего производства является широкое внедрение новых прогрессивных технологий, комплексная автоматизация производства. Эти направления самые эффективные

 

6. Товарное предложение не ограничивается одним товаром. Предприятие предлагает на рынке ассортимент продукции, состоящей из отдельных товаров и продуктовых линий. Его формирование и развитие в соответствии с конъюнктурой рынка и стратегическими целями предприятия составляют содержание управления ассортиментом.

При формировании ассортиментного предложения предприятия проектируются параметры ширины, глубины, устойчивости и высоты ассортимента. Ширина ассортимента указывает на количество различных продуктовых линий и отдельных товаров в товарном предложении. Глубина определяет количество товаров внутри определенной продуктовой линии. Устойчивость ассортимента есть взаимосвязь между различными продуктовыми линиями по используемому сырью, технологии, каналам сбыта, средствам стимулирования реализации и т.д.

В целях обеспечения жизнеспособности предприятия необходимо постоянное обновление ассортимента продукции, предлагаемой потребителям. Размер ассортиментной политики, проводимой на предприятии, зависит от следующих факторов:

1) тип производства (профиль, потенциал, кадровые возможности и т п.);

2) размер производства (чем крупнее и оснащеннее предприятие, тем больше возможностей диверсификации производства, выпуска дополнительного ассортимента);

3) размер инвестиций (ассортимент и качество выпускаемой продукции определяют размер привлекаемых в производство инвестиций; при недостаточно широком и глубоком ассортименте инвестиции могут сокращаться);

4) сохранность (прочность, температурные характеристики);

5) транспортабельность;

Одним из условий финансового оздоровления предприятия является планирование текущего и перспективного ассортимента продукции, позволяющего получать необходимую норму прибыли.

Под планированием ассортимента понимается комплекс мер в области разработки товаров, их маркировки, упаковки и установлении цены.

Планы развития предприятия в долгосрочной перспективе должны основываться на продуманной стратегической программе обновления ассортимента продукции. Для сохранения своего положения на рынке и необходимого уровня рентабельности предприятие должно быть готово к замене производимых (реализуемых) товаров новыми еще до того, как они заканчивают на рынке свой жизненный цикл.

Под обновлением ассортимента понимается выпуск (продажа) товаров принципиально новых в технологическом отношении или предназначенных для удовлетворения новых потребностей рынка. Разработка новой продукции влечет за собой исключение из производственной программы или уменьшение выпуска морально устаревших товаров.

Процесс инновации входит в общую стратегию предприятия и включает в себя формирование производственной стратегии, определение новых идей и на основании этого, разработку программы маркетинга и оценку ее финансовых результатов.

Фирма-поизводитель товаров, решившая начать инновацию, может выбрать следующие варианты решения проблемы:

 

1) приобрести информацию о новых товарах у других компаний по контракту или лицензии;

2) разработать собственный товар;

3) усовершенствовать конструкцию или внешнее оформление уже выпускаемого товара;

4) привлечь к разработке новой продукции другого партнера.

Все эти мероприятия должны найти отражение при планировании ассортимента продукции.

7.

АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОПТИМИЗАЦИИ АССОРТИМЕНТА
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Поэтому оценка ассортиментной политики предприятия как фактора, оказывающего непосредственное влияние на формирование прибыли, является важным условием эффективного управления процессом формирования финансовых результатов. Под ассортиментом понимают состав (соотношение) отдельных видов изделий в продукции предприятия с учетом их качества и сортности. Ассортиментная политика — это формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. В условиях рыночной экономики со стороны потребителя к товару предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, а от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели его деятельности. В этих целях ассортиментная политика является одним из главных направлений деятельности каждого предприятия. Ассортиментная политика может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Цель ассортиментной политики — оптимизация ассортимента, т.е. определение такого состава выпускаемой продукции, который обеспечит получение наибольшей прибыли в прогнозном периоде. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать спрос на данный вид продукции и стремиться к наиболее эффективному использованию трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других видов ресурсов, находящихся в его распоряжении. Трудность решения данной задачи заключается в многовариантности объединения перечисленных элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента с учетом поставленных перед предприятием стратегических рыночных целей. Задачами проведения ассортиментной политики являются: • определение перспективных и текущих потребностей покупателей; • оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой (планируемой к выпуску) продукции; • изучение жизненного цикла изделий и своевременное принятие мер для внедрения новых, более совершенных видов продукции; • изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных видов продукции; • оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции. Задача управления ассортиментом делится на две составляющие: • стратегическое планирование ассортимента; • текущее управление ассортиментом. Типовой цикл планирования ассортимента включает оценку замысла, разработку спецификации, создание опытных образцов, проверку возможностей массового производства, рыночное тестирование товара для выявления его жизнестойкости, соответствия требованиям рынка и прибыльности. Стратегическое планирование должно базироваться на разработке ассортиментной концепции, в которой дается обоснованное представление о перспективном ассортименте предприятия. В своей основе оно должно опираться на прогнозные данные характера будущего спроса и учитывать потенциальные возможности предприятия по удовлетворению прогнозируемого спроса. Текущее управление подразумевает корректировку запланированного ассортимента в реальном времени, т.е. применительно к постоянно меняющимся внешним и внутренним факторам. К внешним факторам изменения плана по ассортименту относятся: • конъюнктура рынка; • изменение спроса на отдельные виды выпускаемой продукции; • состояние материально-технического обеспечения; • несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам. К внутренним факторам изменения плана по ассортименту относятся: • недостатки в организации процесса производства; • плохое техническое состояние оборудования, простои; • низкая культура производства (низкая профессиональная квалификация работников); • недостатки в системе управления и материального стимулирования труда. Эффективное управление ассортиментом предполагает наличие по каждому виду выпускаемой продукции информации о динамике: • цены; • продаж; • складских запасов; • средневзвешенной закупочной цены сырья; • себестоимости; • прибыли; • доли отдельных видов продукции в общем объеме реализации. Важным источником резервов увеличения суммы прибыли является оптимизация структуры товарной продукции, т.е. увеличение доли изделий, приносящих большую прибыль предприятию. Однако производственная программа не может быть сведена к выпуску одного самого доходного изделия или услуги. В связи с ограниченной емкостью рынка наилучший ассортимент — это практически всегда компромисс между выпуском высокорентабельной, средне- и малорентабельной продукции, а иногда даже убыточных видов продукции. Это связано с тем, что даже малоприбыльные или убыточные товары, будучи реализованными на рынке, покрывают часть общих затрат предприятия. В случае отказа от производства таких товаров необходимо увеличивать выпуск других товаров, однако это возможно, только если удается увеличить свой сегмент рынка или выйти на новые рынки. Для определения подходов к планированию оптимальной ассортиментной политики предприятия необходимо рассмотреть критерии оптимизации ассортимента. Критерии оптимизации ассортимента базируются на результатах: • анализа затрат; • анализа безубыточности по каждому виду выпускаемой продукции. В антикризисном управлении анализ точек безубыточности является способом классификации продукции предприятия с точки зрения ее доходности и перспектив развития производства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: