Правила поведения и результативность мозгового штурма.




 

Современная научно-техническая революция, характерной чертой которой является бурное развитие науки, техники и производства, вошла в противоречие со старым, ненадежным, малопроизводительным способом мышления. Человечество пытается преодолеть это противоречие путем создания специальных научных методов активизации и рациональной организации инженерного творчества. Это стремление повысить эффективность творческого труда инженера породило ряд приемов, методов и методик, позволяющих в той или иной степени активизировать мышление, развивать и реализовать творческие способности человека.

Цель методов активации поиска новых технических решений состоит в том, чтобы сделать процесс генерирования идей интенсивнее, повысить «концентрацию» оригинальных идей, в общем их потоке. Для этого в методах применяют специальные механизмы повышения эффективности творческого процесса.

Наиболее широкое распространение из числа коллективных методов поиска новых идей решения изобретательских (инженерных) задач нашли метод «мозгового штурма» и его разновидности.

Мозговую атаку или штурм предложил в 1937 году в США Алекс Осборн, причем рассекречен метод был только в 1957 году. Автор исходил из положения, что лишь очень небольшой процент людей способен высказывать новые идеи в условиях критики, поэтому было предложено при коллективном поиске идей и решений отсрочить критику и проводить поиск последовательно, в два этапа, с двумя группами. Первая группа - "генераторы" в составе не более 15 человек, предлагает идеи, причем быстро, одну за другой, в течение 0,25-1 часа, строго придерживаясь правила запрета критики и вынесения суждений (благоприятных или неблагоприятных), а также запрета обоснований выдвигаемых идей и поощрения предлагаемых идей. При этом генерируется возможно большое число идей, независимо от их качества, так как иногда одна "глупая" идея может дать толчок для рождения весьма плодотворной идеи. Вторая группа - эксперты, они обсуждают и анализируют выдвинутые генераторами идеи. Причем идеи участников мозговой атаки протоколируются и их список передается группе экспертов. В задачу экспертов входит оценка идей и анализ скрытых возможностей в каждом высказанном предложении, отбор и развитие наилучших.

Философская основа мозгового штурма - теория З.Фрейда, по которой сознание человека представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания. В обычных условиях мышление и поведение человека определяется в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок: сознание "запрограммировано" привычными представлениями и запретами. Hо, сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются темные и грозные стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании и они толкают человека на нарушение запретов, нелогичные поступки. Поскольку для изобретения приходится преодолевать психологические запреты, обусловленные привычными представлениями о возможном и невозможном, нужно создать условия для прорыва смутных иррациональных идей из подсознания.

Эффективность мозговой атаки повышается приглашением независимых исследователей и исключением руководителей, а во время обсуждения создается обстановка непринужденного обмена мнениями, поэтому гораздо легче варьируются и комбинируются идеи, высказываемые участниками различных специальностей. Поэтому за время мозговой атаки выдвигается в среднем 50¸150 идей, в то время как при индивидуальной работе за это же время - 10¸20. Однако оказалось, что мозговой штурм эффективен только при решении несложных задач, а также организационных проблем (например, нахождение нового применения для выпускаемой продукции, усовершенствование рекламы, выявление недостатков существующего изделия). К недостаткам метода также можно отнести проблему авторства идей, поэтому необходима предварительная договоренность по этому поводу.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

· Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

· Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

· Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

· Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

 

 

Использованная литература:

Энциклопедия Википедия

Н.И. Дятчин «История развития техники»

Словарь С.И. Ожегова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: