Сущность рыночного механизма




МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»

РУТ (МИИТ)

 

Факультет «Управление процессами перевозок»

Кафедра «Экономическая теория и менеджмент»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Экономическая теория»

на тему: «Рыночный механизм, его преимущества и недостатки»

 

Выполнил:

студент 1 курса

группы ЗИИ-191

Антонова М. А.

Шифр: 1710-ПИб-6916

Проверил: Алексашина Т. В.

 

Москва 2017

Содержание

Понятие рынка  
Сущность рыночного механизма  
Преимущества и недостатки рыночного механизма  
Список использованных источников  

Понятие рынка

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Можно дать несколько определений рынка. Так, в учебнике "Политическая экономия" указывается, что рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Такой же позиции придерживаются авторы учебника "Экономика". В толковых словарях Даля и Ожегова приводятся значения рынка как места розничной торговли и как сферы товар­ного обмена. Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок — это сфе­ра не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг.

Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных от­ ношений, то появляются новые определения рынка как совокуп­ность покупателей (Ф. Котлер) или всякой группы людей, вступаю­щих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А. Маршалл)[1].

В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.

Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро - и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».

Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Сущность рыночного механизма

Рыночный механизм представляет собой совокупность взаимосвязанных методов и рычагов экономического воздействия на производство, распределение, обмен и потребление в системе товарно-денежных отношений и законов рынка. В учебнике крупных американских экономистов Самуэльсона и Нордхауса понятие рыночного механизма определяется как форма организации хозяйства, при которой индивидуальные потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решения проблем экономики. Польский экономист Бальцерович считает, что «рыночный механизм — это способ координации между спросом и предложением по горизонтали», а «рыночной является та экономическая система, где рыночный механизм выступает в качестве основного способа координации в сфере распределения товаров». Реально функционирующий рынок несет в себе элементы свободного. В нем могут действовать как естественные, так и неестественные монополистические образования, тяготеющие к удержанию высоких цен, мешающие свободному межотраслевому перемещению ресурсов и ограничивающие доступ на рынки. Случаются искажения рыночных процессов под воздействием инфляции, ошибочной экономической политики государства, просчетом самих предпринимателей, из-за неполноты коммерческой информации или по другим причинам. До какого же предела они могут нарастать? Таким пределом является сохранность рыночного механизма. Если, несмотря на все деформации, цены изменяются под воздействием спроса и предложения, движение ресурсов, инвестиций и производство ориентируются на колебания спроса, остаются в неприкосновенности прочие звенья механизма рынка, — он жив, а вместе с ним жива и рыночная экономика в целом. Функционирование рыночной экономики (рыночного механизма) предполагает наличие определенных элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему, механизм рынка. К числу важнейших элементов рыночной экономики относятся, во-первых, производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, другие — потребляют его. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. Вторым элементом рыночного механизма выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности. В-третьих, важнейший элемент рыночного механизма — цены. Именно цены, принципы ценообразования являются предметом специального исследования экономической науки. Здесь же лишь заметим, что цены складываются в результате спроса и предложения, отношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. В-четвертых, спрос и предложение. Спрос и предложение являются (как и цены) важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями товаров и услуг. В-пятых, конкуренция. Она, как элемент рыночного механизма, обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширения масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию, экономический интерес «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной выгоды обращаются на благо всего общества и служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, норма процента и другие.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах:

· цена;

· конкуренция;

· спрос и предложение.

Спрос (D, demand) - это желание и возможность покупателей (потребителей) приобрести все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуального спроса всех потребителей данного товара. Величина спроса показывает взаимосвязь между данной ценой и данным количеством покупаемого товара. Соотношение между понятиями "спрос" и "величина спроса" наглядно показывает график кривой спроса (рис. 1).

Рисунок 1 - Кривая спроса

Если по оси абсцисс отложить все возможные количества покупаемого товара (Q), а по оси ординат - все возможные варианты цен (P) на него, то получим кривую спроса - D, как множество точек, которое выражает все возможные сочетания цен и количеств покупаемого товара в данный период. Каждая точка на кривой спроса показывает определенную величину спроса, т. е. количество товара, которое покупатели желают и в состоянии купить по данной цене.

Закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и количеством спроса на него.

Зависимость между количеством спроса на товар и его ценой можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены (что равнозначно росту дохода) товар становится дешевле относительно общей величины дохода и поэтому его можно купить в большем количестве, не отказывая себе в приобретении других товаров. Эффект замещения означает, что при снижении цены появляется стимул купить данный товар вместо аналогичных других, которые стали относительно дороже (если подешевели летом яблоки, то сократится спрос на бананы, апельсины, мандарины, так как станут больше приобретать яблоки).

Эффект дохода и эффект замещения определяют нисходящий характер кривой спроса, т. е. по мере снижения цены увеличивается количества спроса.

Неценовые факторы спроса характеризуют потребителей данного товара. К неценовым факторам спроса относятся изменения:

1) дохода потребителя, выделяемый им для покупки данного товара. Для большинства товаров характерна следующая зависимость: рост дохода приводит к увеличению спроса на товары, а сокращение – к его снижению. При этом рост дохода вызывает сдвиг кривой спроса вправо вверх, а его уменьшение – влево вниз;

2) вкусов и предпочтений потребителей, что приводит к изменению спроса и удалению или приближению кривой спроса к началу координат;

3) цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. При увеличении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой увеличится, так как рациональный потребитель будет заменять более дорогой товар тем, цена которого осталась прежней;

4) ожиданий потребителя. Так, ожидание дальнейшего роста цен, повышение доходов, таможенных пошлин на импортируемые товары будет увеличивать текущий спрос и приведет к сдвигу кривой спроса вправо[2].

Неценовые факторы изменяют спрос, увеличивая или уменьшая его.

Предложение (S, supply) показывает желание и готовность производителей-продавцов поставлять на рынок различные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Так же, как в случае со спросом необходимо различать понятия "индивидуальное предложение" и "рыночное предложение", "предложение" и "величина предложения". Предложение отдельно производителя (продавца) на рынке называется индивидуальным. Рыночное предложение представляет собой сумму индивидуального предложения всех производителей (продавцов) данного товара. Величина предложения показывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения. На графике каждая точка на кривой предложения показывает определенную величину предложения, т.е. данное количество товара, которое производители-продавцы могут и готовы поставить по данной цене.

Если величина спроса находится в обратной зависимости от цены товара, то между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость: если цена растет, то при прочих равных условиях на рынок поступит большее количество данного товара, так как производителю выгодно увеличить его производство и наоборот.

Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара.

Рисунок 2 - Кривая предложения

 

Кривая предложения S на графике (рис. 2) показывает все возможные сочетания цен и количества предложенного товара при прочих равных условиях. Согласно закону предложения она имеет восходящий характер. Величина предложения представляет собой определенную точку на кривой предложения.

Неценовые факторы предложения связаны с изменением средних издержек производства (затрат производителя на единицу товара). К неценовым факторам производства относятся:

1. Цены на ресурсы. Взаимосвязь между ценами на ресурсы и предложением обратная. Снижение цен на ресурсы снизит издержки на производство единицы товара (средние издержки), поэтому для производителей поставка этого товара на рынок станет выгодной и предложение увеличится. Рост цен на ресурсы, увеличивая издержки производства, уменьшает предложение товара;

2. Технология производства. Введение прогрессивных технологий, сокращая средние издержки производства, увеличивает предложение;

3. Налоги и субсидии. Высокие налоги сокращают предложение, а субсидии, льготные кредиты при эффективном их использовании могут стимулировать рост производства и предложения;

4. Число производителей. Существует прямая зависимость между количеством продавцов и предложением на рынке;

5. Ценовые ожидания продавцов. Если ожидается повышение цен на данный товар, то производители придержат его в данный момент и наоборот.

Функция спроса показывает, что при более высоких ценах покупатели желают и могут приобретать меньшее количество благ, при низких ценах – большее количество благ. Функция предложения показывает, что при высоких ценах продавцы желают и могут предлагать большее количество благ, при низких ценах – меньшее количество благ. В условиях свободной рыночной экономики в результате взаимодействия рыночных агентов с противоположными интересами, устанавливается равновесие – продавцы по сложившейся цене предложат ровно столько товара, сколько покупатели смогут приобрести, ни дефицита, ни затоваривания не наблюдается. Графически рыночное равновесие представлено точкой пересечения функций спроса и предложения на координатной плоскости. Покупатели будут обладать достаточной суммой денег для приобретения товара в том случае, если ресурс, который находится в их собственности, востребован производителями товаров, и они согласны его приобретать. Востребованность же ресурса означает, что он используется для производства товара, который необходим потребителям. Таким образом, свободное рыночное ценообразование является встроенным механизмом, определяющим чего и сколько будет производиться, приводящий к лучшей координации целей и возможностей индивидов[3].

Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.

Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно- административную, в которой конкуренции нет места.

Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны конкуренции:

· конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

· конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

· конкуренция стимулирует повышение качества товара;

· конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

· конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

· конкуренция ориентирует на ассортимент повышенного спроса;

· конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

· конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

· при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

· многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

a) при его производстве:

· производительность труда;

· уровень налогообложения;

· внедрение научно-технических разработок;

· размеры прибыли предприятия;

· величина оплаты труда.

b) при его потреблении:

· продажная цена товара;

· качество;

· новизна;

· послепродажное обслуживание;

· уровень предпродажной подготовки.

Существует шесть видов конкуренции:

· функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

· видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

· предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

· ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

Скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:

· продажа личного товара по цене конкурента;

· снижение цены потребления товара.

Незаконные методы конкуренции:

· антиреклама товаров конкурентов;

· производство товаров имитаторов (подделка).

Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:

1) чистая (совершенная) конкуренция;

2) монополистическая конкуренция;

3) олигополия

4) чистая монополия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: