Преимущества и недостатки рыночного механизма




Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства):

1. Функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

2. При бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

3. Стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

4. Рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.

Достоинства рынка:

· способствует эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов гибкость производства к сложившемуся спросу;

· способен достаточно быстро устранять дефицит товаров и услуг;

· способствует разработке и внедрению новейшей высокопроизводительной техники и технологии производства;

· координирует экономическую деятельность без административного принуждения;

· содействует свободному экономическому выбору[4].

Достоинства рыночной системы находят подтверждение в нашем анализе ее функционирования. Два из них заслуживают особого внимания: эффективность распределения ресурсов и свобода.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Короче говоря, поборники рыночной системы доказывают, что "невидимая рука", таким образом, управляет личной выгодой, что она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.

Рассмотрим механизм взаимодействия покупателей-потребителей и производителей-продавцов на рынке совершенной конкуренции, которому присущи следующие признаки:

1. Наличие множества индивидуальных покупателей и продавцов однородного товара (например, пшеница, яблоки);

2. Отсутствие препятствий, барьеров для входа в рынок и ухода с него;

3. Свобода получения информации, отсутствие издержек по заключению сделок купли-продажи товара;

4. Невозможность для отдельного покупателя и продавца влиять на рыночную цену. Они вынуждены соглашаться с ценой, которая стихийно устанавливается в результате взаимодействия сил спроса и предложения на рынке;

5. Ценовая конкуренция. Поскольку производитель "соглашается" с ценой, то сохранить и улучшить свое положение он может лишь сокращая издержки на производство товара. Чем ниже его индивидуальные издержки производства по сравнению с рыночной ценой, тем прочнее его положение на рынке. В этом и заключается ценовая конкуренция;

6. Слабые инвестиционные возможности мелкого производителя. Чтобы закупить все необходимые ресурсы для продолжения своей работы он должен обязательно продать, реализовать произведенную продукцию;

7. Производители (продавцы) и потребители (покупатели) ведут себя рационально, стремясь максимизировать свою выгоду.

В чистом виде такая модель рынка отсутствует, но ее анализ позволяет уяснить природу современного регулируемого рыночного хозяйства.

Покупатели предъявляют рыночный спрос на товар (услугу), а продавцы осуществляют рыночное предложение данного товара. Рыночное равновесие и равновесная цена существуют на рынке при равенстве величины спроса величине предложения данного товара. При равновесной цене отсутствует как избыток - превышение величины предложения над величиной спроса, так и дефицит - превышение величины спроса над величиной предложения.

Дефицит и избыток образуются в случае нарушения рыночного равновесия, при отклонении рыночной цены от равновесной. На рис. 3 точка равновесия E (equilibrium - равновесие) показывает равенство величины рыночного спроса величине рыночного предложения (QЕ). Рыночному равновесию соответствует равновесная цена РЕ. Дефицит может возникнуть при цене ниже равновесной, например, Р1, а избыток - при цене выше равновесной, например, Р2.

При дефиците некоторые более богатые или более заинтересованные покупатели предпочтут купить товар по более высокой цене, чем вообще остаться без него. Рост цены создает стимул для производителей увеличивать количество предложения, при этом количество спроса будет сокращаться, до тех пор, пока рыночная цена не совпадет с равновесной. В итоге рыночное равновесие будет достигнуто, но для части потребителей (более бедных) данный товар станет недоступен. Однако объем продаж при равновесной цене является наибольшим из возможных на рынке при данных спросе и предложении.

Если же рыночная цена временно установилась выше равновесной, то образуется избыток. В этом случае инициативу проявят продавцы. Некоторые из них, учитывая свои слабые инвестиционные возможности и стремясь выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями, начнут продавать товар по более низкой цене. Снижение цены будет увеличивать количество спроса и будет побуждать производителей сокращать количество предложения, восстанавливая рыночное равновесие и равновесную цену. Однако некоторые производители при этом могут разориться, другие будут вынуждены уйти с данного рынка.

Таким образом, "невидимая рука" рынка, как механизм воздействия через рыночные сигналы (рыночные цены) на силы спроса и предложения поддерживает рыночное равновесие.

Рыночный механизм заинтересовывает производителя в эффективном производстве тех товаров и услуг, на которые имеется рыночный спрос, поощряет риск, инициативу, ответственность, стремление реализовать свой частный, эгоистический интерес.

Изменение спроса заставляет сокращать выпуск одних товаров и налаживать производство других, пользующихся спросом. Рыночный механизм регулирования перераспределяет ресурсы в соответствии с изменяющимся текущим спросом.

В центре рыночного хозяйства стоит потребитель. Без вмешательства извне участники рыночного процесса решают вопрос о том, что производить, в каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством здесь невозможен, так как это противоречит интересам всех участников рынка. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики (разумеется в пределах ресурсов, которыми располагает данная страна).

Достоинством рыночного хозяйства является также поощрение эффективности производства. Ориентируясь на цены, устанавливаемые рынком, производители стремятся снизить издержки производствa, используя нововведения, и тем самым получить больший доход. Тот производитель, который следует этим "указаниям" рынка, вознаграждается укреплением своего положения, кто их игнорирует, может разориться.

К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:

· функционирование рынка как саморегулирующегося механизма, который через цены создает ориентиры для капиталовложений в производство;

· эффективное распределение ресурсов: рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;

· гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е гг. резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

· возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь информацию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономических ресурсов для нормального хозяйствования);

· рыночная экономика — бездефицитная экономика. В любых ситуациях рыночный механизм обеспечит равновесие спроса и предложения;

· создание рынком мощной системы стимулов;

· оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

· свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей: последние независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, при найме рабочей силы и т.д.;

· способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рыночному механизму присущи и недостатки, которые проявляются в том, что он:

· не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода; людям приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. По словам П. Самуэльсона, рыночный механизм воспроизводит существенное неравенство;

· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

· не обеспечивает защиту окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;

· не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств океана;

· не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);

· игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений;

· не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономических ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство должно решать социальные проблемы;

· не обеспечивает фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;

· подвержен нестабильному развитию, при котором взлеты рыночной конъюнктуры чередуются с ее падением[5].

Неспособность рыночного механизма решать определенные задачи требует вмешательства государства в рыночные отношения.

Государство берет на себя функции, которые принципиально не может выполнять рыночный механизм:

· обеспечивает экономику нужным количеством денег и регулирует денежное обращение в стране;

· обеспечивает сохранность рыночного механизма, регулирует так называемые «внешние», или побочные, эффекты;

· организует производство благ для удовлетворения коллективных или общественных потребностей.

Государство может регулировать и ряд проблем социально-экономического характера, которые рынок может решить лишь отчасти. Это проблемы доходов, освоения достижений науки и техники, занятости. Воздействуя на перечисленные процессы, государство создает условия для нормальной работы рынка, обеспечивает защиту рыночного механизма от экономических, социальных и политических потрясений, хотя и не гарантирует их полного устранения.

В то же время государственное регулирование экономики не должно нарушать существующие внутри рыночного механизма связи, обеспечивающие способность рынка к саморегуляции. Поэтому предпочтение должно отдаваться экономическим методам регулирования, т.е. фискальной, кредитно-денежной и социальной политике. Натуральное распределение ресурсов, административное ценообразование, директивное планирование должны быть исключены, поскольку эти меры несовместимы с самим содержанием рыночной экономики.

Закономерным процессом является изменение форм, границ и роли государственного вмешательства в экономику.

В зависимости от ситуации возможны как усиление экономической роли государства (например, при обеспечении широкомасштабной структурной перестройки хозяйства в чрезвычайных условиях), так и признание ограниченности его экономических возможностей с последующим сокращением государственного участия.

Таким образом, и второй основной экономический вопрос любого общества - как производить, с какими издержками - рыночное хозяйство решает вполне удовлетворительно. Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.


 

Список литературы

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учебник для вузов, 4-е изд. – СПб.: 2012.

2. Долгов Д.И. Экономика и управление: мир необъятного. – Саранск: 2014.

3. Котова Г.А., Раквиашвили А.А. Микроэкономика (учебное пособие). – М.: 2013.

4. Максимова В.Ф., Горяинова Л.В. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. – М.: 2008

5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: 2012.


[1] М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. Экономическая теория: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.:2012. С. 60

[2] Д. И. Долгов. Экономика и управление: мир необъятного. – Саранск: 2014. С. 38

[3] Котова Г.А., Раквиашвили А.А. Микроэкономика (учебное пособие). - М.:2013. С. 7

[4] Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Микроэкономика: Учебник для вузов, 4-е изд. – СПб.: 2012. С. 22.

[5] В.Ф. Максимова Л.В. Горяинова. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. М.: 2008. С. 15-16.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: