Нормативно-правовая документация по ОТ в РФ
Охрана труда предполагает наличие нормативно-правовой системы, функционирование которой ориентировано на обеспечение нормальных и безопасных условий осуществления профессиональной деятельности работниками предприятий. В обязанности руководителей входит разработка и реализация различных профилактических, санитарно-гигиенических, реабилитационных и иных мероприятий. Рассмотрим далее, какие существуют в настоящее время нормативно-правовые документы по охране труда и промбезопасности.
Перечень нормативных документов В список положений включены: Государственные требования ОТ. Они представляют собой правила, критерии, процедуры, ориентированные на сохранение здоровья, жизни персонала при осуществлении им профессиональной деятельности. Данные требования присутствуют в федеральных и региональных законах. Требования по промышленной безопасности. Они представлены в виде ограничений, запретов, условий и иных предписаний. Данные требования содержатся в ФЗ № 116, госстандартах, инструкциях, применяемых в соответствии с указанным законом. В перечень нормативных документов также входят соответствующие указы президента, правительственные постановления, предписания федеральных исполнительных структур, региональных и местных органов. В них также присутствуют требования ОТ и ПБ.
Локальные предписания Эти акты по охране труда разрабатываются непосредственно на предприятии в соответствии с положениями ТК. Руководитель единолично утверждает штатное расписание, инструкции, распоряжения, приказы, положения о персонале, комиссии по спорам, организации работы по ОТ и пр. Директор предприятия также принимает такие нормативные документы по охране труда, как: Положение о правилах обучения и проверке знаний по ОТ. Список профессий и деятельности, к которым предъявляются повышенные требования. Перечень видов работ и мест производств по наряду-допуску. Список сотрудников, обязанных проходить медосвидетельствование. Технологические регламенты. Список тяжелых и вредных работ, привлечение к которым лиц до 18-ти лет и женщин не допускается.
|
Пожарный щит комплектование и использование
В любом здании общественного предназначения обязательно необходим пожарный щит. Это связано с тем, что в местах большого скопления людей больший риск возгорания. Здания, предназначенные для постоянного нахождения в них людей, должны быть безопасными. Виды противопожарного оборудования различны. Те средства из их числа, которые относятся к средствам первичной необходимости, входят в комплект пожарных щитов. Этот вид обслуживающих приспособлений обычно покупают в готовом виде. В продажу пожарные щиты поступают с определенной комплектацией, но занимающиеся обеспечением безопасности люди могут собрать его самостоятельно.
Правила оформления пожарных щитов
С комплектацией пожарных щитов связан раздел ГОСТ ППР-2012 – именно здесь указаны правила. Также при сборке конструкции следует учитывать правила пожарной безопасности. Из этих правил следует:
1. Особенности комплектации пожарных щитов связаны с тем, какого типа они будут. К разным видам щитов предъявляются разные требования.
2. На любом пожарном оборудовании необходимо выполнить маркировку красным цветом.
|
3. На пожарном щите должна быть окантовка, размеры которой составляют 3-10 см. Место для размещения инструментов должно быть окрашено белым цветом. Для окантовочной поверхности следует использовать белые и красные полосы под наклоном.
4. Обязательно необходимо поместить на щите информацию о том, как можно связаться с ближайшей пожарной частью.
5. Размеры щита составляют около полутора метров шириной и высотой. Они зависят от того, что именно должно быть здесь размещено.
6. Все инструменты должны фиксироваться при помощи крючков, чтобы его в любой момент можно было снять.
7. Размещение щита должно быть в пределах быстрого доступа.
Классификация ЧС, причины их возникновения и характер возможного развития
Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в
результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.
Основные причины возникновения ЧС:
*внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала,проектно-конструкторскиенедоработки, физический и моральный
износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
*внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи
электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.
Чрезвычайные ситуации классифицируют:
|
- по природе возникновения — природные, техногенные, экологические,
биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;
- по масштабам распространения последствий — локальные,
объектовые, местные, национальные, региональные, глобальные;
- по причине возникновения — преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);
- по скорости развития — взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;
- по возможности предотвращения ЧС — неизбежные (природные),
предотвращаемые (техногенные, социальные), антропогенные.
К техногенным относят ЧС, происхождение которых связано с
техническими объектами — пожары, взрывы, аварии на химически опасных
объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения.
К природными относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы — землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели,
ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.
К экологическим ЧС относятся аномальное природное загрязнение
атмосферы, разрушение озонового слоя земли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.
К б иологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
К с оциальным ЧС относятся события, происходящие в обществе —
межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др.
59 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) Задачи и структура
РСЧС предназначена для решения задач в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера,объединяет органы управления,силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов МСУ и организаций,в полномочия которых входят решения вопросов в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера действуют на федеральном,межрегиональном,региональном,муниципальным и объектовым уровнях (ФЗ - №68).
РСЧС организационно состоит из: функциональных подсистем – создаются фед. Органами ИВ в министерствах и ведомствах: МВД, МЧС, МО,Росатом и т.д. территориальных подсистем-создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев,соотв.. из адменистр.-территор. делению.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: (фз - №68)
1.разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от
2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций и объектов производственного, социального и иного назначения независимо от их организационно-правовых форм в ЧС
3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС
4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС
5. подготовка населения к действиям при ЧС
6. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
7. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС
9. ликвидация ЧС осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных операций
10. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации
11. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС
Структура РСЧС.
Пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Две подсистемы: территориальная (звенья, соответствующие административно-территориальному делению субъектов Федерации; предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС данных субъектов) и функциональная (организационные структуры, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для выполнения работ по ЗНиТ от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики). На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы и постоянно действующие органы управления. Повседневной деятельностью руководят органы повседневного управления (стационарные пункты управления - центры управления в кризисных ситуациях (ЦУ КС); подвижные пункты управления; оперативно-дежурные службы органов управления ГО ЧС всех уровней; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций).
Важнейшей составной частью РСЧС является автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС), оснащенная программно-техническими средствами, позволяющими обеспечить обмен информацией в интересах сбора, хранения как оперативных, так и статистических данных о чрезвычайных ситуациях. Целью развития АИУС является интеграция всех информационных ресурсов РСЧС, повышение оперативности, полноты, достоверности и устойчивости информационного обеспечения процессов управления РСЧС.
Важнейшей составной частью РСЧС являются силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации ЧС.
60 Мероприятия по противодействию терроризму. Основные телефоны диспетчерской и аварийно-спасательных служб.