Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый обучающийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения обучающихся для работы с текстами.
Педагогическая идея метода — обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного материала.
Основные задачи технологии позиционного обучения:
- конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
- коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
- социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Дидактические особенности технологии:
- обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
- появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
- создаются условия для вариативности и дифференциации;
- используется положительное стимулирование обучающихся;
- формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.
Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.
|
В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
- решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
3.2. Промежуточная аттестация по дисциплине
Зачёт
Зачёт по дисциплине служит для оценки работы студента в течение семестра и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.
Вопросы предполагают контроль общих знаний и умений, способность студентов проиллюстрировать их примерами, индивидуальными материалами, составленными студентами в течение курса. По итогам зачёта выставляется оценка по шкале порядка: зачёт
№ п/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика процедуры оценивания компетенций | Представление оценочного средства в фонде | |||
1. | Творческие задания | являются формой контроля самостоятельной работы обучающихся, позволяющие оценивать и диагностировать: - знание базовых понятий, умение правильно использовать специальные термины и понятия в рамках определенного раздела дисциплины; - умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; - умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения | Комплект заданий | |||
| Защита проектной работы | Обучающиеся представляют подготовленные в рамках изучаемой темы проекты в ходе семинарских занятий. Оценивается умение анализировать и систематизировать информацию, оценивать соответствие информации нормам достоверности. Оцениваются проработка источников, изложение материала, формулировка выводов, соблюдение требований к структуре и оформлению работы, своевременность выполнения. Оцениваются также ораторские способности. | Проект | |||
3. | Коллоквиум | Коллоквиум обычно проходит в форме дискуссии и требует обязательного активного участия всех присутствующих. Студентам дается возможность высказать свое мнение, точку зрения, критику по определенным вопросам. При высказывании требуется аргументированность и обоснованность собственных оценок. Вне глубины и осознанности изученного это продемонстрировать не возможно. | Комплект задач | |||
4. | Реферат | самостоятельная работа обучающегося, представляющая собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. | Темы рефератов | |||
5. | Зачёт | Зачет, служит формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий. Зачеты предусматривают оценки «зачтено», «не зачтено». Обучающийся получает оценку «зачтено», если в ходе текущего и рубежного контролей он набрал по дисциплине не менее 51 балла. Если студент набрал менее 51 балла, то зачет проводится в устной форме по вопросам. Обучающемуся даётся время на подготовку. Оценивается владение материалом, его системное освоение, способность применять нужные знания, навыки и умения при анализе проблемных ситуаций и решении практических заданий. Преподаватель может добавить обучающемуся от 0 до 40 баллов к окончательной рейтинговой оценке, что позволяет учесть активность обучающегося, например, в научной работе по дисциплине (подготовка доклада на конференцию и т.п.) | Перечень вопросов к зачёту |
|
|
Оценочные средства | Творческие задания | Проектная работа | Коллоквиум | Реферат | Зачёт |
Количество баллов | 0-20 | 0-15 | 0-15 | 0-10 | 0-40 |
менее 51 балла в сумме | Компетенция не сформирована | ||||
51 -70 | Пороговый уровень - «Удовлетворительно» | ||||
71-84 | Достаточный уровень - «Хорошо» | ||||
85-100 | Повышенный уровень освоения компетенции - «Отлично» |
Шкала перевода суммарного балла по итогам выполнения всех заданий фонда в итоговую оценку
Наименование оценки | Суммарный балл |
Зачтено | 51 – 100 |
Не зачтено | 0 – 50 |
7.1.Основнаялитература
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие для студ. / Г. А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие / А. Д. Жарков. - М.: Профиздат, 2002. - 287 с.
3. Наумчик, В. Н. Социально-культурная деятельность: словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2008.– 95 с.
4.Быстрова А.Н.Мир культуры (основы культурологи):учебное пособие/А.Н.Быстрова.-М.:ИВЦ «Маркетинг» 2000.-680 с.
7.2 Дополнительная литература
1. Бардовская. II. В., Реан. А. А. Педагогика / Н.В.Бордовская. А.Л.Реан. СП-б. 2000.258 с.
2. З.Вульфов, Б. 3.. Иванов. В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З.Вульфов, В.Д.Иванов. М. 1997. 47с.
3. Григорьев Д.В.,Степанов П.В.Внеурочная деятельность школьников.М.,2010.
4. Емельянова И.Н.Теория и методика воспитания. М., Академиия 2008.
5. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., Академия 2008.
6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий Санкт-Пет. 2006
7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин. И. Ф. Исаев. А. И. Мищенко. Е. П. Шиянов. 4 е изд. М.: Школьная пресса. 2002. 512с.
8. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: РПА. 2006. 597 с.
9. Никитина Н.И. Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. М. 2007
10. Селевко. Г. С.Современные образовательные технологии / Г.С.Селевко. М.:
Народное образование. 1998. 256 с.
11. Мухаметшин А.Г. Педагогическая мысль булгар-татар в Казанском крае: 8-начало20вв./А.Г.Мухаметшин. М.:НИИ школьных технологий, 2006, 232с.
12. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса /Ш.А.Амонашвили. Минск. 1990. 254 с.
13. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах 3-е издание./Г.М.Коджаспирова: М. 2008.
14. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитания. Ростов-на-Дону. 2006
15. Социальная педагогика/ под общей редакцией М.А. Галагузова. М. 2003
16. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практикоориентированных концепций)/ Б.С.Гершунский. М.: Совершенство. 1998. 608 с.
17. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания М. 2001
18. Егоров. С. Ф. История педагогики в России. Хрестоматия \ С.Ф.Егоров. М.:Академия. 2000. 400 с.
19. Караковский В.А. Новикова Л.И. Селеванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! /В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова. М.: Пед.общество России. 2000. 256 с.
20. Селевко Г.К. Концепция самовоспитания// современные концепии воспитания/ отв. Ред. Л.В. Байбородова Ярославль. 2000
21. Шарафутдинов З.Т.Педагогическое пространство татарского народа. / З.Т.Шарафутдинов: Казань. 2000.-180с.
22. Щуркова Н.Е. Новое воспитание М. 2001
23. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике//междисциплинарный М. 2005
24. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т.И. Шамовой. П. И. Третьякова. М.: Просвещение. 1994. 278 с.
25. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений М. 2001
26. Юзеев А.Н.Татарская философская мысль конца 18-19вв./А.Н.Юзеев. -Казань: Татар.кн.изд-во,2001.-192с.
27. Стандарт профессиональной деятельности педагога.
Периодические издания
Журналы по педагогике:
1. Народное образование с 2010 по 2016 гг.
2. Школьные технологии с 2010 по 2016 гг.
3. Начальная школа плюс с 2010 по 2016 гг.
4. Педагогика с 2010 по 2016 гг.
5. Магариф с 2010 по 2016 гг.
6. Стандарты и мониторинг в образовании с 2010 по 2016 гг.
7. Воспитание школьников с 2010 по 2016г.
8. Семья и школа с 2010 по 2016 гг.
7.4. Интернет ресурсы:
edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.
- edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.
ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена" Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ.
fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования" В целях оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки Национальное агентство в сфере образования проводит эксперимент по введению Ф едерального э кзамена в сфере высшего п рофессионального о бразования (ФЭПО).
allbest - "Союз образовательных сайтов" Выбираем кнопку вверху слева "Главная". Попадаем на главную страницу. Здесь подборки ресурсов: Библиотеки, Тесты, Рефераты; ниже - Иностранные языки и главное - так называемые "Электронные библиотеки" - это просто коллекции сайтов по различным темам.
fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.
ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ". - Управление образованием. Обеспечение учебного процесса (нормативно-правовые документы; Информация; Новости; Статистика и др.).
obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки". - Официальные документы. Надзор. Контроль качества образования (ЕГЭ). Лицензирование. Аттестация.
mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.
Портал "ВСЕОБУЧ" - справочно-информационный образовательный сайт по всем видам образовательных учреждений Москвы и регионов России. Поиск, рейтинг, отзывы, комментарии.
newseducation.ru - "Большая перемена" Здесь вы сможете узнать обо всем самом важном и интересном, о самом волнующем и наболевшем, о грустном и веселом, о серьезном и не очень... Словом, обо всем-всем-всем, что происходит сегодня в этом бескрайнем бушующем море под названием
rgsu.net - Российский Государственный Социальный Университет.
https://www.tvkultura.ru – Телеканал «Культура».
https://www.kultura-portal.ru- Газета «Культура».