Искусство периода Ашоки (III — II вв. до н.э.)




Арийский (ведический) период искусства Индии (2 — сер. I тыс. до н.э.)

Во втором тысячелетии до н.э на территории Индии появились арии. Они пришли в Индию из восточной части Афганистана в Пенджаб и далее в долину Ганга. Арии не знали городов, письменности, государства и жили племенными сообществами во главе с вождями — раджами. В это время у ариев сложились четыре сословия — варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники и торговцы) и шудры (слуги).

Боги ведических ариев не имели никакого облика, их нельзя было описать или изобразить.

От долгого ведического периода почти не осталось памятников пластического искусства. Строительство домов ариями велось из дерева, святилища располагались под открытым небом.

Искусство периода Ашоки (III — II вв. до н.э.)

В III веке до н.э. император Ашока, один из самых блестящих представителей династии Великих Маурьев, объединивший Индию в централизованное государство, принял буддизм. Ко времени Ашоки восходят наиболее ранние из дошедших до нас образцов каменной архитектуры Индии - буддийские культовые памятники «ступы» (полусферические сооружения) и пещерные храмы, высеченные в скалах, простые в своем убранстве.

Одним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы. Древние ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам. Ступа воздвигалась на круглом основании, по верху которого был сделан круговой обход. На вершине ступы ставился кубический «божий дом», илиреликварий из драгоценного металла (золота и др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами символами знатного происхождения Будды. Ступа символизировала нирвану. Назначением ступы являлось хранение священных реликвий. Ступы строились в местах, связанных, по легендам, с деятельностью Будды и буддийских святых.

Наиболее ранним и ценным памятником является ступа в Санчи, выстроенная при Ашоке в 3 в. до н.э., но в 1 в. до н.э. расширенная и обнесенная каменной оградой с 4 воротами. Ступа в Санчи построена из кирпича и снаружи облицована камнем, на который первоначально был нанесен слой обмазки с выгравированными рельефами буддийского содержания. По ночам ступа освещалась светильниками.

 

Каменная ограда вокруг ступы в Санчи была создана по типу древней деревянной, а ее ворота ориентировались по четырем странам света. Каменные ворота в Санчи сплошь покрыты скульптурой, почти нет ни одного места, где камень оставался бы гладким. Эта скульптура напоминает резьбу по дереву и слоновой кости, и не случайно резчиками по камню, дереву и кости в Древней Индии работали одни и те же народные мастера. Ворота представляют собой два массивных столба, несущих три пересекающие их наверху перекладины, расположенные одна над другой. На последней верхней перекладине помещались фигуры гениев- хранителей и буддийские символы, например колесо символ буддийской проповеди. Фигура Будды в этот период еще не изображалась. Кроме ступ в буддийской архитектуре существовали искусственные пещеры. Они сохраняют свою связь с деревянной архитектурой. Самые знаменитые пещеры находятся в Западном Декане.

Чайтьи —буддийские скальные монастыри представляли собой выбитые в скальном массиве продольные помещения со сводчатым потолком и колоннами вдоль продольных стен; напротив входа, декорированного световым «солнечным окном в форме полукруга с высоким гребнем, находится вырезанная из скалы небольшая ступа с обходом вокруг.

 

Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха монолитные каменные столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей скульптуры символических священных животных. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях. Столбы, возведенные при Ашоке, украшены буддийскими символами и по своему назначению должны выполнять задачу прославления государства и пропаганды идей буддизма.

 

 

После смерти Ашоки в последней четверти III в. до н.э. начинается распад громадного государства. К началу нашей эры распространяется буддизм с идеей почитания божества в человеческом облике. В начале нашей эры в художественных школах северо-западной Индии создается канон изображения Будды. Канон передает поворотные моменты его жизни. Будда изображается или идущим, или сидящим в позе лотоса, или лежащим на правом боку в нирване. Каноническое одеяние Будды — набедренная ткань, спускающаяся до щиколоток, поколенная рубашка без рукавов, накидка с прорезью для шеи. Пропорции тела каноничны: голова с теменным возвышением относится к общей длине туловища в пропорциях от 1/4 до 1/5. У него удлиненные мочки ушей (символ всеслышания), выпуклая родинка между глаз (знак духовного видения) и теменное возвышение (знак всеведения). Обязателен нимб. Пальцы и руки в определенных положениях. Для сидящего Будды характерны мудры: кисти лежат ладонь на ладонь на скрещенных ногах — это мудра размышления и сосредоточения, правая рука касается земли — знак призыва земли в свидетели того, что достигнуто просветление, кисти рук около груди с особым расположением пальцев — знак поворота колеса Закона.

 

Классический период развития монументальной живописи Индии приходится на IV-VIII вв. н.э. Самые удивительные из живописных изображений сосредоточены в пещерных храмах и монастырях Ад- жанты, которые вытянулись по ущелью более чем на 500 м. Живопись сохранилась в 16 из них. К каждой пещере от реки вели ступени. Обнаруженные росписи не являются фресками. На каменные стены и своды наносился слой из смеси глины, навоза и камня, затем тонкий слой белой штукатурки. Яичные краски растирали с добавлением клея или рисовой воды с патокой. Первоначально наносили контур, затем его заполняли красочным слоем и полировали. Среди красок преобладают коричневый, белый, красный, зеленый, синий и желтый. Росписи делятся на декоративно-орнаментальные и жанровые, к которым относятся сцены из джатак. Линии горизонта нет, художники не применяют перспективных построений, изображения распластаны на плоскости, объем тел намочен с помощью размыва линии контура внутрь, пространство изображения перенасыщено, художников преследует «боязнь пустого пространства»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: