Этапы проведения лабораторного занятия.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к лабораторному занятию

 

Модуль №4 «Органическая химия»

учебной дисциплины Химия

для специальности 31.05.01 «Лечебное дело»

 

курс ____ I ___семестр _ I ___

 

Составитель: ст.преподаватель Усова М.Г.

Рецензент: к.х.н., доцент Задорожная А.Н.

 

 

Владивосток, 2016

1.Тема: «Теоретические основы органической химии. Гетерофункциональные органические соединения (оксокислоты, гидроксикислоты, аминокислоты). Отчет по модулю №4».

2. Мотивация изучения темы. Вопросы классификации и номенклатуры особенно актуальны в органической химии, так как объектами изучения являются миллионы соединений. Кислотность и основность – важнейшие понятия, определяющие многие физико-химические свойства и биологическую активность органических соединений.Гетерофункциональные соединения играют важную роль в биологических процессах, часто представляют собой действующее начало лекарственных препаратов. Знание темы необходимо при изучении следующих медико-биологических дисциплин:

- биохимии (строение и функции наиболее биологически важныхсоединений: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот; химия и обмен углеводов, энергетический обмен);

- патофизиологии, клинической патофизиологии (типичные нарушения обмена веществ, механизм развития заболевания сахарного диабета);

- нормальной физиологии (физико-химические свойства мочи – кетоновые тела);

- клинической фармакологии (принадлежность лекарственных препаратов к определенным фармакологическим группам, факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных веществ-стереоизомерия).

 

Цели занятия.

3.1. Общая цель: изучение темы направленона формирование ОПК – 7 по ФГОС специальности.

3.2. Конкретные цели и задачи:

После изучения темы студент должен:

«Знать» - критерии классификации органических соединений, основные правила заместительной номенклатуры ИЮПАК, электронные эффекты заместителей и их влияние на распределение электронной плотности в молекуле, определения понятий кислотности и основности органических соединений, как важнейших свойств, определяющих их активность и направление органических реакций, реакционную способность и специфические свойства α-, β-, γ-, δ-гидрокси- и аминокислот с объяснением причины этой специфичности, реакционную способность оксокислот, кето-енольную таутомерию на примере β-оксокислот.

«Уметь» - классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах; пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов; изображать графически электронные эффекты заместителей, выделять в молекуле кислотные и основные реакционные центры, приводить уравнения реакций образования лактидов, дикетопиперазинов, лактонов, лактамов, реакций элиминирования для β-гидрокси- и аминокислот.

«Владеть» - навыками определения принадлежности органических соединений, в т.ч. биологически важных, к определенным классам и группам, выявления в молекулах органических соединений реакционных центров, работы с учебной литературой для нахождения необходимых сведений и справочных данных, прогнозирования химического поведения гетерофункциональных соединений во взаимосвязи с их строением,объяснения химических процессов при выполнении лабораторных работ.

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова (общее среднее образование);

2. Основные правила систематической номенклатуры отдельных классов органических соединений (общее среднее образование);

3. Электроотрицательность атомов элементов (общее среднее образование);

4. Протолитическая теория Бренстеда-Лоури (кафедра химии).

5. Химические свойства монофункциональных соединений: спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот (среднее образование)

 

5. Задания для самостоятельной подготовки к лабораторному занятию:

 

5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Классификация органических соединений.

2. Основные правила заместительной номенклатуры ИЮПАК.

3. Сопряжение открытых и замкнутых систем, ароматичность;

4. Электронные эффекты (индуктивный и мезомерный) заместителей в алифатических и ароматических соединениях;

5. Сущность протолитической теории органических кислот и оснований. Факторы, влияющие на кислотность и основность органических соединений.

6. Классификация гетерофункциональных соединений (гидрокси-, оксо-, аминокислоты).

7. Общая характеристика реакционной способности гетерофункциональных соединений.

8. Специфические реакции, идущие при нагревании α-, β-, γ-, δ-гидрокси- и аминокислот.

9. Кето-енольная таутомерия (на примере b-оксокислот).

 

5.2. Задания для СРС во внеучебное время.

Задача №1. Докажите ароматичность имидазола и пурина, укажите вид сопряжения.

Задача №2.

Покажите распределение электронной плотности в хлорбензоле и хлористом бензиле. Укажите вид и знак электронных эффектов атома хлора в данных соединениях.

Задача №3. Глицерин (пропантриол-1,2,3) взаимодействует с гидроксидом меди (II), а пропанол-1 – нет. Дайте объяснение различию в кислотности и напишите схему реакции.

 

Задача №4. Напишите структурные формулы a-,b-,g- гидроксикислот, содержащих пять атомов углерода. Назовите эти кислоты. Какие продукты образуются при нагревании этих соединений. Напишите уравнения реакций.

 

Задача №5. Для какого из соединений возможна кето-енольная таутомерия: а) уксусная кислота, б) 2-оксопентандиовая кислота, в) щавелевоуксусная (оксобутандиовая кислота). Приведите для выбранного соединения схему таутомерного равновесия в растворе.

 

Задача №6. Какое из двух соединений способно образовывать лактам: 3-аминобутановая или 4-аминопентановая кислота? Приведите схему реакции.

 

5.3. Задания для самоконтроля подготовки к лабораторному занятию.

 

Вариант теста №1

Соединение C2H5-CH(OH)-CH3 по заместительной номенклатуре ИЮПАК имеет название

а) 1-метилпропанол

б) бутанол-2

В) бутиловый спирт

 

Вариант теста № 2

Более сильными кислотными свойствами в ряду фенол и бензиловый спирт обладает:

а) фенол;

б) бензиловый спирт;

в) они равнозначны.

Вариант теста № 3.

Из приведенных гидроксикислот вступает в реакцию элиминирования

а) СН3-СН(ОН)-СН2-СН2-СОО

б) СН3-СН(ОН)-СН2-СООН

в) НООС-СН(ОН)-СН(СН3)2

г) Ph-СН2-СН(ОН)-СООН

Вариант теста № 4.

Декарбоксилируется легче кислота

а) НООСС(О)СН2СООН

б) NH2-CН2-СН2-СООН

в) НООССН2СН2СООН

г) СН3СН(ОН)СООН

Этапы проведения лабораторного занятия.

Название этапа Цель этапа Время, мин
  I. Вводная часть занятия  
1. Организация занятия Проверка присутствующих, их внешнего вида, наличия рабочих тетрадей и лекций  
2. Определение темы, мотивации, целей, задач занятия Формирование мотивации данного занятия, значимости его в подготовке врача  
  II. Основная часть занятия  
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Выявление исходного уровня знаний, умений и навыков, обеспечение единого уровня  
4. Общие и индивидуальные задания для СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей работе  
5. Демонстрация методики Ознакомление с ООД к самостоятельной работе  
6. Управляемая СРС в учебное время Выполнение эксперимента. Овладение общепрофессиональными компетенциями ОПК-7  
7. Реализация планируемой формы занятия Контроль результатов обучения (отчет по модулю 4) и оценка с помощью дескрипторов  
8. Итоговый контроль Закрепление приобретённых ЗУН, выявление ошибок и их корректировка  
  III. Заключительная часть занятия  
  Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия  
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание по самоподготовке студентов к промежуточному контролю по дисциплине «Химия»  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: